Пышина Александра Алексеевна
История развития песочной терапии (часть 3)
▼ Скачать + Заказать документы
ДЕТСКАЯ ПЕСОЧНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ
Игра является естественной формой самовыражения для детей, поэтому ребенку не требуется много рассказывать о песочной терапии. Достаточно предложить поиграть, используя песок и игрушки. Дети более конкретны в своем строительстве, чем взрослые. Для детей разговоры и размышления над картиной не имеют такого значения. Им важнее сам процесс игры и строительства. Выделены общие стадии игры с песком у детей.
Публикация «История развития песочной терапии (часть 3)» размещена в разделах
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песочная терапия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Первая стадия - «Хаос»
На ней ребенок выбирает большое количество фигурок, часто просто сваливает их в лоток с песком. Растения и животные отсутствуют в таком хаотичном мире. Фигурки разного размера, из разных категорий, не связаны между собой каким-либо сюжетом. Такой мир напоминает свалку или «винегрет». Эта стадия отражает и эмоциональное смятение и хаос, доминирующие в жизни ребенка. Ребенка переполняет тревога, страхи. Эта стадия может продлиться от одного до нескольких занятий.
Вторая стадия — «Борьба»
Как правило, в подносе появляются противоборствующие силы: добрые и злые герои, хищники и травоядные, люди земли и пришельцы, и т. п. Мир представляет собой войну, противостояние, конфликт. Эта стадия может повторяться довольно долгое время. Нельзя торопить ребенка, вводя помощника или доброго спасителя. Он должен отвоевать свой внутренний конфликт в собственном темпе. Как только противнику сохраняется жизнь, дарится свобода, заключаются договора о перемирии, значит, стадия «Борьба» подходит к концу.
Третья стадия — «Исход»
В мирах, отражающих эту стадию, есть гармония и равновесие. Между всеми объектами существуют связи, они играют аутентичные роли, присутствует много зелени и плодов, животные расставлены по парам. По-явление на этой стадии в подносах детей изображений квадратов, треугольников и кругов, дает ощущение завершенности и цельности.
Так как эго ребенка еще не достаточно сильно, Дора Калфф говорила об особой осторожности при работе с ребёнком, о большей необходимости психологически безопасного пространства. Для этого при работе с детьми часто вводятся правила, которые не нужны при работе со взрослыми, ограничивается или увеличивается время сессии песочной терапии, допускается или специально организуется присутствие родителей или значимых взрослых на занятии и пр.