Пышина Александра Алексеевна
История развития песочной терапии (часть 1)
▼ Скачать + Заказать документы
Использование песка человеком для лечения имеет длинную историю. Древние племена чертили защитные круги на земле и создавали различные рисунки из песка. Началом песочной терапии можно считать рисунки на песке индейского племени Навахо. Индейцы использовали эти изображения в церемониях излечения, для предсказаний.
Тибетские монахи издревле и по сей день практикуют создание из разноцветного песка в течение нескольких недель мандал – это помогает достигнуть духовной гармонии. Они утверждают, что песок обладает сильными медитативными свойствами.
Публикация «История развития песочной терапии (часть 1)» размещена в разделах
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песочная терапия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
В Китае, Индии и Японии сосуды с песком размещают около входа в дом. Каждый входящий и выходящий опускает руки в песок, чтобы очиститься от дурных мыслей и опасных чувств. Здесь считается, что песок имеет свойства очищающие энергетику.
История песочной терапии берет начало в 1929 г., когда английский детский психотерапевт Маргарет Ловенфельд впервые применила песочницу в игровой психотерапии с детьми. Ловенфельд придавала большое значение тактильному контакту ребенка с песком и водой, дополнявшему проективную игру с различными предметами и куклами. Она заметила, что дети добавляют в песок воду и помещают затем туда миниатюрные игрушки. Так родилась «техника построения мира». В 1935 г. Ловенфельд опубликовала свою книгу «Игра в детстве».
Юнгианская песочная терапия была разработана швейцарским юнгианским детским психотерапевтом Дорой Кальфф после того, как в 1956 г. Юнг посоветовал ей изучить песочную терапию в Лондоне лично у Ловенфельд. Она дополнила технику Ловенфельд юнгианским подходом и своим глубоким знанием восточной философии. Кальфф также указала на возможность использования песочной терапии в работе с взрослыми и детьми и обратила внимание на то, что песочные композиции взрослых отражают те же стадии психического развития, что и детские работы. Книга Доры Кальфф "Песочная терапия" явилась первой опубликованной работой по юнгианской песочной терапии.
Изначально, как игровая среда для детей, песочная терапия быстро становится методом, который можно применять в работе с взрослыми, семьями, в группах личностного роста, и др. Песочная терапия может использоваться как средство сопровождения психологического здоровья больного, находящегося в стационаре; в частной практике; в школах и детских садах; в центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации и др. Хотя песочной терапией обычно занимаются пси-хотерапевты и психологи, ее модификации могут быть очень эффективными в работе учителей начальной, средней и старшей школы, дефектологов, социальных работников, получивших соответствующую подготовку.
Технологии песочной психотерапии многофункциональны. Они позволяют психологу одновременно решать задачи диагностики, коррекции, развития и терапии. Клиент же решает задачи самовыражения, самоактуализации, снятия напряжения и др. Кроме того, работа с песком, моделирование «миров» в подносе развивают личность психолога и клиента, создают невидимый мост между ребенком и взрослым, сближают родителей и детей.
Так что же такое песочная терапия? В песочной терапии психолог предоставляет клиенту поднос с песком, воду и множество объектов и материалов, чтобы тот мог создавать сюжеты в ограниченном пространстве. Это своего рода контейнер для показа психической жизни клиента. Поднос с песком - «промежуточное место», где внутренняя и внешняя жизнь клиента может развиваться и показывать себя. Поднос - то свободное и пустое пространство, где клиент имеет возможность создать собственный мир и преобразовать существующий мир, исходя из нового понимания. Песочная терапия имеет много форм. Связь с песком помогает человеку основательно сосредоточиться на себе и направить свое внимание к тем жизненным событиям, которые определяют его состояние сейчас. Одна из причин, по которой это происходит, проста: большинство людей в детстве играли в песке. Песочная терапия часто возвращает человека к памяти детства.
В чем достоинство песочной терапии? Игра - основной способ развития детей в дошкольном возрасте. В последние годы проявилось особое внимание к «внутреннему ребенку» каждого человека. Люди имеют большую потребность в игре, испытывают желание играть. Это помогает освободить творческий потенциал человека, его внутренние чувства, а затем перенести их во внешнюю действительность. Возможно, столь охотное возвращение взрослых к игре связано с недостаточным игровым опытом в детстве. Все большее число людей в детстве не имеют возможности играть, так как с раннего возраста начинают изучение разных наук….