Пышина Александра Алексеевна
История развития песочной терапии (часть 2)
▼ Скачать + Заказать документы
Песок и вода прекрасные инструменты, которые необходимо использовать в игре. Для детей песочная терапия - естественная форма экспрессии, и они с готовностью тянутся к этому, большинство взрослых уже имеют некоторый опыт игры с песком в детстве: на пляже или в песочнице. Песочная терапия становится некой связью времен или напоминанием о прошлом опыте и является дверью в детство.
Публикация «История развития песочной терапии (часть 2)» размещена в разделах
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песочная терапия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Ребенка песок и вода притягивают как магнит, автоматически пробуждая игру. Большинство детей, попадая в кабинет песочной терапии, тут же подходят к подносам с песком, к полкам с многочисленными объектами, чтобы поиграть с ними. Взрослые ТАКЖЕ проявляют любопытство, видя набор миниатюр и подноС С песком, хотя удивляются, когда им предлагают поиграть.
Нет никакого правильного или неправильного способа игры в песке. Песочные миры создаются без подготовительной работы, без планирования и моделирования и поэтому соответствуют внутреннему миру создателя.
Отличие песочной терапии от других психотерапевтических форм в том, что она позволяет ребёнку или взрослому создавать мир, который обеспечивает ему путь к его сокровенным мыслям и чувствам. Этот мир можно рассматривать, ощущать, испытывать, изменять, обсуждать и фотографировать.
Песок и вода - естественные символы, относящиеся к двум первоэлементам, из которых, как верили древние философы, состоит мир. Подобно душе они текут и перемещаются, изменяясь постоянно. Песок и вода связывают мысли и дух с телом и физической формой, обеспечивая людям во время сеансов песочной терапии возможность влиять друг на друга сознательно и подсознательно. При создании собственного мира строитель непрерывно преобразует и свои взгляды.
Символика объектов и материалов, используемых в песочной терапии, может служить так называемым общим языком. Дети часто не могут ясно сформулировать или назвать то, что с ними происходит. Взрослые также нередко не находят слов для обозначения своих чувств. Песочная терапия может обеспечить и ребёнку, и взрослому средство для выражения скры-тых мыслей и чувств. Более того, избыток слов может препятствовать терапевтическому продвижению.
Что необходимо, чтобы успешно реализовать песочную терапию? Во-первых, психологу необходимо хорошо знать и понимать все этапы развития человека, в том числе этапы развития его психологических процессов. Во-вторых, песочный терапевт должен понимать язык коллективного бессознательного, архетипов, образов и символов. В-третьих, он должен иметь представление о человеческом теле, органах и соматических болезнях. В-четвёртых, психолог должен стремиться становится в позицию клиента. Это развивает способность к пониманию того, что чувствуют клиенты, работая с песком.
Преимущества песочной терапии выражаются в том, что она:
• способствует процессу индивидуализации;
• освобождает творческий потенциал, внутренние чувства, восприятие и актуализирует воспоминания;
• обеспечивает многогранный опыт благодаря множественности символических значений;
• способствует регрессу клиента к прошлому опыту с целью повторного переживания и освобождения;
• создает мост между бессознательным и сознательным, внутренним и внешним, духовным и физическим, «невербальным и вербальным»;
• обеспечивает непосредственную игру, где нет никакого правильного или неправильного пути; позволяет снять контроль сознания; является естественным языком для детей; не имеет ограничений для использования с людьми разных культур, рас, возрастов и интеллектуальных статусов; дает клиенту возможность от роли «пострадавшего» перейти к роли «создателя» своей жизни;
• служит дополнением к другим методам психокорреционной и психотерапевтической работы.