Наталья Ляпчева
История педагогики в лицах
▼ Скачать + Заказать документы
Контрольная работа по "Основам коррекционной педагогике"
Коррекционная педагогика включает в себя несколько разделов:
– Сурдопедагогика – наука о закономерностях развития, воспитания, обучения, социальной адаптации и интеграции в общество детей с нарушениями слуха (глухих, слабослышащих, оглохших).
– Тифлопедагогика – наука о закономерностях развития, воспитания, обучения, социальной адаптации и интеграции в общество детей с нарушениями зрения (слепых, частично и слабовидящих).
Публикация «История педагогики в лицах» размещена в разделах
– Логопедия – наука о закономерностях развития, воспитания, обучения, социальной адаптации и интеграции в общество детей с нарушениями речи при сохранном слухе.
– Олигофренопедагогика – наука о закономерностях развития, воспитания, обучения, социальной адаптации и интеграции в общество детей с умственной отсталостью.
Сурдопедагогика используется для обучения и помощи глухим и слабо-слышащим, в том числе поздно оглохшим, в обучении детей дошкольного и школьного возраста.
Одна из главных задач – формирование у детей с аномалиями слуха полноценной устной речи и обучение их специальному жестовому языку глухих.
Существует 2 методики обучения голосовой речи: т. н. «концентрический метод» и «коммуникативный метод» («погружение», при этом дети с аномалиями слуха в дальнейшем учатся вместе со слышащими детьми). Для слабослышащих широко применяют современные звукоусиливающие аппараты.
Задачей тифлопедагогики как науки является разработка следующих основных проблем:
– психолого-педагогическое и клиническое изучение лиц с глубокими на-рушениями зрения; выяснение типологии нарушений функций зрения и аномалий психического и физического развития при этих нарушениях;
– пути и условия компенсации, коррекции и восстановления нарушенных и недоразвитых функций при слепоте и слабовидении; изучение условий формирования и всестороннего развития личности при разных формах нарушения функций зрения.
Важное место занимают:
– разработка содержания, методов и организации обучения основам наук, политехнической, трудовой и профессиональной подготовки слепых и слабовидящих;
– определение типов и структуры специальных учреждений для их обучения и воспитания;
– разработка научных основ построения учебных планов, программ, учебников, частных методик.
Большое внимание уделяется:
– созданию специальных технических средств, способствующих расширению познавательных возможностей лиц с нарушенным зрением, повышению эффективности их обучения и подготовки к труду в современном обществе;
– разработке системы гигиенических мероприятий по охране и развитию неполноценного зрения (нормативов освещенности, режима зрительной нагрузки и др.);
– проектированию специальных зданий для обучения, воспитания и трудовой подготовки.
В качестве методов исследования тифлопедагогика использует :
– наблюдение за процессом обучения, воспитания и развития детей;
– естественный, обучающий, лабораторный и психолого-педагогический эксперимент;
– беседы;
– анализ ученических работ (письменных работ, образцов различных видов изобразительной и трудовой деятельности и др.).
Задачи олигофренопедагогики
– раскрытие значения воспитания в коррекционном развитии умственно отсталого ребёнка;
– изучение закономерностей психического развития умственно отсталых;
– разработка содержания методов, приемов, средств обучения и воспитания людей, страдающих нарушениями интеллекта и организация их жизни в специальных учреждениях.
К логопедии относятся:
Нарушения речи. Традиционно выделяют нарушения звукопроизношения, как варианты нарушений экспрессивной стороны речи. Это периферические нарушения звукопроизношения в результате дефектов и функциональных особенностей артикуляционного аппарата дислалия – область преимущественно логопедии. К дислалии примыкает такой дефект речи, как особенность формирования произносительной стороны речи при расщелинах верхней губы и нёба (устар. названия «заячья губа» и «волчья пасть») – ринолалия (смежная область ортопедической стоматологии и логопедии, и расстройство экспрессивной речи центрального характера – дизартрия (смежная область логопедии и неврологии). Совершенно невнятную речь – баттаризм, готтентотизм. Нарушения произношения сложных слоговых структур. Нарушения смягчения, нарушения озвончения согласных фонем.
Нарушения темпа и ритма речи – брадилалия, тахилалия, полтерн (спотыкание, заикание (последнее расстройство – область логопедии, неврологии и психотерапии).
Нарушения голоса – афонии, дисфонии, открытая и закрытая формы ринофоний (устар. гнусавость, нарушения просодики и полетности голоса. Последние являются предметом как логопедии, так и фониатрии.
Нарушения импрессивной речи (восприятия и понимания речи) – отдель-ные варианты афазий.
Варианты распада речи – афазии (смежная область афазиологии, нейропсихологии и логопедии).
Варианты общего недоразвития речи и алалии.
Нарушения письменной речи, в частности, чтения (легастения, дислексия) и письма (аграфия, дисграфия).
Нарушения речевого развития при олигофрении (смежная область логопедии и олигофренопедагогики).
Нарушения речевого развития при нарушениях слуха (область преимущественно сурдопедагогики).