Елена Вахрамеева
Консультация для педагогов «Трудовое обучение в ДОУ как средство трудового воспитания»
▼ Скачать + Заказать документы
Трудовое обучение в ДОУ проводиться с целью формировать навык у детей правильно организовывать и осуществлять различные виды труда. Поскольку единицей трудовой деятельности является трудовой процесс, то детям предстоит овладеть его компонентами, чтобы обязательно определять цель, мотивировать, планировать, осуществлять, контролировать выполнение. Поэтому как отмечает М. В. Крулехт, обучать детей нужно выполнению целостных трудовых процессов, формировать общетрудовые и специальные умения. При этом сокращаются сроки освоения трудового процесса, повышается самостоятельность детей в его осуществлении, скорость выполнения во всех его компонентах, обеспечивается перенос на другие.
Публикация «Консультация для педагогов „Трудовое обучение в ДОУ как средство трудового воспитания“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Трудовое воспитание. Консультации
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2017
Трудовое обучение проходит в повседневной жизни и на занятиях. Оно может быть индивидуальным и групповым.
В младших группах у детей формируют знания и умения, необходимые для выполнения отдельных микропроцессов. Основная задача состоит в том, чтобы учить устанавливать связь между целью, способами и результатом каждого микропроцесса. В последующем малыши осваивают целостные процессы самообслуживания. В обучении важно закрепить представления об их последовательности, уточнить ориентировочные действия, предваряющие выполнение каждого микропроцесса, сформировать элементарные контрольно – проверочные умения.
Начиная со средней группы целесообразно трудовое обучение небольшими подгруппами или фронтально. Оно направлено на освоение детьми целостных процессов хозяйственно – бытового труда. Используя освоенные ранее знания о трудовых процессах, у детей формируют общетрудовые и специальные умения для организации, осуществления и самоконтроля в труде – от постановки цели и мотивации до получения результата.
Главная задача занятий по трудовому обучению – показать детям рациональные способы организации и осуществления труда, акцентировать внимание на наиболее сложных трудовых действиях и способах самоконтроля.
Специальные занятия имеют две части. В первой воспроизводятся знания о конкретном трудовом процессе и обучение его выполнению. Во второй – дети упражняются в переносе знаний в умения в процессе самостоятельного выполнения осваиваемого трудового процесса.
Использование самостоятельной трудовой деятельности детей в системе средств трудового воспитания предполагает направленность на полное освоение ими трудовых процессов, развитие самостоятельности, овладение нормами культуры труда, поддерживание интереса к деятельности на основе интеллектуального содержания самого труда. В самостоятельной трудовой деятельности каждый ребенок становиться ее субъектом: видит в ней необходимость, может самостоятельно организовать и выполнить новые процессы на основе уже освоенных в ходе трудового обучения.
В самостоятельном труде детей осуществляется дальнейшая конкретизация и обобщение знаний. Умения становятся более высокого уровня, который проявляется в координации, легкости, скорости движений. Эта умелость вызывает положительные эмоции у ребенка, укрепляет интерес к собственной трудовой деятельности. Между детьми развиваются отношения взаимопомощи и сотрудничества.
Используемая литература:
Дошкольная педагогика в вопросах и ответах. Учеб. п. – Иркутск: Изд-во Иркут. Гос. Пед. Ун-та, 2000