Папки-передвижки

Истории и притчи к разговору с детьми «О Хвастовстве и Скромности». Пособие для воспитателя (9 фото)

Жданова Татьяна Дмитриевна
Истории и притчи к разговору с детьми «О Хвастовстве и Скромности». Пособие для воспитателя

Продолжаю серию публикаций – в помощь тематическим беседам с детьми.

Мои юные иллюстраторы помогли мне «оживить» картинки пластилином, мягкими акварельными карандашами и пастельными мелками.

*

Наш словарик:

Хвастовство – это восхваление своих достоинств (часто мнимых, бахвальство, гордость.

А вот Скромность – это простота в общении, нежелание подчеркивать свои заслуги, уважение к другим людям, желание видеть в них только лучшее и радоваться их успехам.

Многие знаменитые люди – чем более талантливы, тем они скромнее. Есть очень верное выражение: «Скромность украшает человека».

*

Публикация «Истории и притчи к разговору с детьми „О Хвастовстве и Скромности“, Пособие для воспитателя» размещена в разделах

– Дорогие ребята, сегодня об этом вам «расскажут» истории и притчи. Постарайтесь ответить на вопросы в их названиях.

Истории и притчи к разговору с детьми «О Хвастовстве и Скромности». Пособие для воспитателя

ЧЕМ ОБРАДОВАЛИ ПРИНЦЕССУ СКРОМНЫЕ ЦВЕТКИ ГВОЗДИКИ?

Одна принцесса пришла в сад и, увидав яркие тюльпаны, стала их нюхать, рвать в букет, да приговаривать:

– Ах, какой у них удивительный аромат.

Садовник только кепку на голове почесал и не знал, как сказать принцессе, не обидев её, что эти прекрасные цветы совсем без запаха.

А обрадовали принцессу чудесным ароматом – маленькие скромные цветки гвоздики, которые рядом с большими яркими тюльпанами не всякий и заметит.

***

МОЖНО ЛИ О ТАЛАНТЕ СУДИТЬ ПО ПЕРЬЯМ?

Под окном в двух клетках пели чиж и соловей. Перья у чижа красивые, но поёт он не так хорошо. Соловей с виду – серенькая птичка, зато голосок имеет золотой. Мальчик, сынок хозяина, пристал к отцу:

– Покажи мне птичку, которая так хорошо поёт. Отец снял обе клетки и сказал:

– Угадай сам, которая из двух?

Мальчик указал на чижа.

***

Фото «О Хвастовстве и Скромности»

О ЧЕМ СПОРЯТ ДВА ГОЛОСА?

Во мне сидят два голоса и ссорятся вполголоса.

Один кричит:

– Я молодец! С горы скатился, наконец!

Другой ворчит:

– Какой герой! Он горочку назвал горой!

Один кричит:

– Я просто гений! Я прочитал большой рассказ!

Другой ворчит:

– По части лени ты точно гений, в самый раз.

Они кричат наперебой, они всё время ссорятся:

Один – хвастун, ну а другой – наверно, голос совести.

***

КАК ВЕТЕР НАКАЗАЛ ХВАСТУНИШКУ?

Летела по небу уточка. Оторвалась у нее от крыла пушинка, ветер подхватил ее и понес выше и быстрее уточки.

Пушинка хвастает:

– Вот ты, утка, чтобы лететь, крыльями без устали машешь, а я налегке быстрее да выше тебя лечу, мне ветер служит.

Только сказала так пушинка – ветер удивился, подул в другую сторону и прижал ее к земле. И крыльями бы рада помахать, да нет их.

А уточка дальше летит, крыльями машет.

***

Истории и притчи к разговору с детьми . Пособие для воспитателя - фото

КТО НАЗВАЛ КАСЮ ВООБРАЖУЛЕЙ?

Громко похвалялась Кася: «Я учусь всех лучше в классе,

Я способней всех ребят, все со мной дружить хотят,

Одеваюсь я нарядно, говорю умно и складно,

Бегаю быстрее всех, у меня всех звонче смех,

На коньках катаюсь ловко, лучше всех пишу диктовки,

Лучше всех певиц пою, лучше всех портних я шью,

И к тому же я на диво симпатична и красива.

Да и наша вся семья лучше всех, совсем как я:

Моя мама всех важнее, а мой папа всех главнее,

Всех старей моя бабуля, ну а я – воображуля».

***

ПОЧЕМУ ПОМИРИЛИСЬ ПАЛЬЧИКИ?

У одного мальчика заспорили на руке пальчики:

– Тише вы! Не кричите! Я самый важный, самый сильный! Я делаю больше, чем вы четверо! Я ваш царь! – закричал большой палец.

– Не хвастайся дружок! Ты не умеешь так работать, как я… Я могу делать и самые нежные и самые грубые вещи. Я всех прилежнее и всех важнее, – сказал указательный палец и погрозил.

– Нет, я всех важнее! – воскликнул средний палец. – Посмотрите: я лучше и длиннее вас всех.

– А меня всегда украшают в золото и камни… Значит я всех красивее и важнее, – перебил споривших четвертый палец.

Только один мизинчик молчал.

– Ты что же ничего не говоришь, ничтожный? – спросили его пальцы.

– Я думаю, братцы, что все мы равны. Все на своем месте, все красивы и нужны. И если делаем доброе дело, то и хорошо поступаем!

– Правда твоя, малыш! – закричали все пальцы. И с тех пор больше не спорили.

***

Фото №1 Продолжаю серию публикаций в помощь тематическим беседам с детьми

КТО ИЗ ДЕВОЧЕК СКРОМНЕЕ?

– Гроздь винограда, – сказала Сюзи.

– Персик, – сказала Элен.

– А мне бы печенья да ложку варенья, –

Со вздохом сказала Джен.

– Анютины глазки, – сказала Сюзи.

– Пионы, – сказала Элен.

– А мне бы в кармашек букетик ромашек, –

Со вздохом сказала Джен.

– Огромные крылья, – сказала Сюзи.

– Корабль, – сказала Элен.

– А мне бы без спешки поездить в тележке. –

Со вздохом сказала Джен.

***

ПОЧЕМУ ДОСТОЙНЫЙ СЧИТАЛ СЕБЯ НЕДОСТОЙНЫМ?

Один был недостоин, а другой достоин, но наградили обоих.

Который недостоин, стал всюду ходить с орденом на груди, и орден ярко блестел, и этот человек думал о себе, что раз его так наградили, то он и есть настоящий герой. И он был просто счастлив, когда на него уважительно смотрели взрослые и дети.

А тот, который был достоин своей награды, положил орден в стол и старался без надобности никому его не показывать. И он думал о себе, что недостоин он такой высокой награды, а вот надо ему совершить в жизни много полезного и важного, – тогда пусть и награждают.

И он совершил ещё много геройских поступков в своей жизни, и каждый раз, когда его в торжественной обстановке награждали новыми орденами, этот человек говорил себе с кроткою улыбкой:

«Нет, я же недостоин! И как неудобно получается, что все эти люди на меня так почтительно смотрят, будто я и есть настоящий герой! И мне теперь надо сделать много-много очень доброго, важного.»

***

Фото №2 Мои юные иллюстраторы помогли мне оживить картинки пластилином мягкими акварельными карандашами и пастельными мелками

КАКАЯ ДЫРКА ГЛАВНЕЙ?

– Всех дырок на свете прекраснее я! – расхвасталась Дырка-В-Ванильной-Сушке.

– О, да, – оторвавшись на миг от шитья, ответила Дырка-В-Игольном-Ушке.

– Всех дырок на свете я лично главней! – продолжила Дырка-В-Ванильной-Сушке.

– Вот-вот, – впопыхах согласилась с ней спешащая Дырка-В-Игольном-Ушке.

– О, Боже, – какой от меня аромат, – разохалась Дырка-В-Ванильной-Сушке.

– А как же, – ответила ей невпопад усталая Дырка-В-Игольном-Ушке.

– О, как я кругла. Вдруг «ХРУМ» – и привет: и нету вам больше ни Дырки, ни Сушки.

– Еще бы. – кивнула лишь сонно в ответ (вставать, между прочим, ей завтра чуть свет) невзрачная Дырка-В-Игольном-Ушке.

***

ЗА ЧТО СОЛНЫШКО РАССЕРДИЛОСЬ НА РАДУГУ? (басня)

Раз после дождя выглянуло солнышко, и появилась семицветная дуга – радуга.

Кто ни глянет на радугу, всяк ею любуется. Загордилась радуга, да и стала хвалиться, что она красивее самого солнца. Услышало эти речи солнышко и говорит: «Ты красива – это правда, но ведь без меня и радуги не бывает».

А радуга только смеётся да пуще хвалится. Тогда солнышко рассердилось и спряталось за тучу – и радуги как не бывало.

***

Фото №3 Наш словарик Хвастовство это восхваление своих достоинств часто мнимых бахвальство гордость

ПОЧЕМУ ОСЁЛ ПОТЕРЯЛ СВОЙ КРАСИВЫЙ ГОЛОС?

(Итальянская сказка)

В давние времена осел, как рассказывает сказка, пел получше тенора.

Однажды собрались все звери на совет, и лев, который был у них царем, спросил:

– Кто из вас самый красивый?

– Я, йя! – сразу же закричал осел.

– Хорошо, ты самый красивый. А кто же самый сильный?

– Я, йя! – закричал осел, раньше, чем остальные звери успели раскрыть рты.

– Ладно, – сказал лев. – А кто же здесь самый глупый?

– Я, йя, йя! – второпях заревел осел, испугавшись, как бы его не опередили.

Все звери так и покатились со смеху, а бедняга осел от стыда потерял свой красивый голос.

С тех пор он только и умеет реветь: «Я, йя, йя!»

***

СМОТРЯТ ЛИ ПОДСОЛНУХИ НА ХВАСТУНИШЕК?

Как много выросло на поле подсолнухов! Подсолнухи выросли высокие. На верхушках их появились летом огромные желтые цветы.

Прибегал иногда днем зайчик, садился на задние лапки и любовался желтыми цветами подсолнухов.

– Как меня любят и уважают эти большие цветы! – воскликнул раз хвастливо зайчик. – Они всегда поворачиваются и смотрят на меня.

– Они и меня уважают и любят не меньше, чем тебя, – пропищала мышка. – Они и ко мне всегда поворачивают свои головы.

– Какие вы хвастуны! – сказала голубая птичка. – Подумать только, вообразили, что цветы заглядываются на них!

Зайчик и мышка стали уверять, что говорят правду,

– Когда вы смотрите на подсолнухи, то ведь вы сидите спиной к солнцу, не правда ли? – спросила птичка.

– Конечно! Мы всегда подставляем солнышку спинки. На солнышко во все глаза не взглянешь!

– А вы повернитесь лицом к солнцу и тогда увидите, будут ли смотреть на вас те подсолнухи, что перед вами.

Зверьки так и сделали. И что же? Ни один цветок не смотрел на них. Они долго ждали, но цветы не повернулись к ним.

– Видите! – засмеялась, улетая, птичка.

Тогда зайчик и мышка подошли к подсолнухам и спросили:

– Почему вы не глядите на нас?

Один из подсолнухов ответил:

– Потому что мы смотрим только на солнце, которое всем светит и всех греет.

***

Фото №4 А вот Скромность это простота в общении нежелание подчеркивать свои заслуги уважение к другим людям желание видеть в них только лучшее и радоваться их успехам

ЧТО ОТВЕТИЛ РОСТОЧЕК?

Какой тоненький росточек, какой слабенький росточек. А пробился из-под асфальта к солнышку. И все сказали, глядя на него:

– Да здравствует наш герой!

А он сказал со скромною улыбкой:

– Что вы? Я просто так живу.

***

«НЕ ТАК ЛИ И Я?»

На кухне жил-был кран, – не строительный, а для воды из него. Когда его открывали, он наливал чистой воды и восторженно говорил:

– Вот, ещё доброе дело сделал я.

Так люди открывали кран на кухне и слышали, набирая воду:

– Вот, ещё доброе дело сделал я. И какой я молодец, и какой же я добрый и прекрасный труженик, потому что от меня так много людям пользы!

А люди слушали да улыбались, что какой он смешной и глупый, этот кран на кухне. А некоторые, кто поумней, думали о себе, краснея:

«Не так ли и я? – когда сделаю что-нибудь хорошее, что должен делать не задумываясь, – то потом и горжусь собой и хвастаюсь, как будто я весь мир облагодетельствовал.»

***

Фото №5 Многие знаменитые люди чем более талантливы тем они скромнее

ПОЧЕМУ УЛЫБНУЛСЯ МЁД?

Хвасталась репа перед народом:

«Ух, до чего я сладкая с мёдом!»

Мёд улыбнулся её похвальбе:

«А я вот сладок сам по себе».

***

ЧЕМ ХВАСТУНЫ ИСПУГАЛИ ЛЕСНОЙ НАРОД?

Двух кузнечиков случайно был услышан разговор.

Вспоминая хвастунишек, улыбаюсь до сих пор.

«Я, – кричал один кузнечик, – самый лучший музыкант!»

А второй: «В игре на скрипке всем известен мой талант!»

Запиликал громко первый, проскрипел второй, и вот,

Испугавшись этих звуков, скрылся весь лесной народ.

*

Что же за «музыкальные инструменты» есть у кузнечиков?

На одних крылышках у них зубчики, а на других – жилки, похожие на струны. Зубчики трутся о жилки, и получается стрекотание. Издали оно похоже на звучание крохотных серебряных молоточков, с нежностью прикасающихся к струнам. Как будто кузнецы легонько стучат по маленьким наковаленкам. Потому и назвали этих насекомых кузнечиками.

Такими звуками они зовут в гости тех, с кем хотят подружиться. Но почему же лесной народ испугался «музыки» хвастунишек?

Оказывается, чудесные мелодии могут издавать только весёлые и дружелюбные. А у того, кто зазнаётся и задаётся, красота звуков пропадает – и так бывает не только у кузнечиков!

*

Рифмоговорки-чистоговорки:

Эх-эх, ах-ах – у них скрипки на…

(ногах, лапах, усах).

Ов-ов, нов-нов – вспоминайте…

(задавак, хвастунишек, хвастунов).

***

Фото №6 Есть очень верное выражение Скромность украшает человека

КАК СКРОМНЫЙ ЖИРАФ ПОМОГАЕТ СВОИМ ДРУЗЬЯМ?

Я жираф и всегда возвышаюсь над вами,

Только этим не хвастаю перед друзьями.

Я смотрю свысока лишь на дали вокруг,

Чтобы всем сообщать, кто там – враг или друг!

*

Каждое животное имеет свой характер и особое поведение. Вот, например, жираф. Он очень скромен и миролюбив. С этим прекрасным великаном охотно пасутся многие обитатели саванны – антилопы, зебры, страусы. Благодаря высокому росту и отличному зрению жираф служит часовым для друзей. Он издали видит крадущегося в траве хищника и подаёт сигнал тревоги. А затем бесстрашно выходит навстречу врагу.

– Ребята, у каждого человека тоже имеется свой собственный характер. Как хорошо, если вы скромны и внимательно относитесь к окружающим людям и своим друзьям.

А если это не так, то чаще вспоминайте об этом замечательном животном. Жираф как бы говорит всем нам:

«Кому-то для жизни дано больше, чем другим (в росте, силе, способностях). Но разве это повод, чтобы гордиться собой и хвастать? Разве всё, что ты имеешь – твоя заслуга?

Даже если ты приложишь терпение, старание и станешь в чём-то лучшим, всё равно важно оставаться скромным и доброжелательным».

*

В публикации использованы мои истории-притчи, а также Клавдии Лукашевич, Константина Ушинского, Александра Радонежского, Уолтера де ла Мэр, Елены Григорьевой, Станислава Брейэра, Игоря Шевчука…

Публикации по теме:

Истории к разговору с детьми «О нашей речи. Часть четвертая — волшебные слова Извинения и ваше умение Прощать»Истории к разговору с детьми «О нашей речи. Часть четвертая — волшебные слова Извинения и ваше умение Прощать» Итак, продолжаю серию публикаций с историями нравственного направления – в помощь тематическим беседам с детьми. Мои воспитанники творчески.

Истории к разговору с детьми «О речи. Часть первая — нежные и ласковые слова»Истории к разговору с детьми «О речи. Часть первая — нежные и ласковые слова» Мои воспитанники – юные иллюстраторы, как всегда поработали творчески. Они подобрали для разных историй и моих четверостиший контурные картинки.

Истории к разговору с детьми «О нашей речи. Часть пятая — о словах приветливых и добрых, а также о словах пустых и недобрых»Истории к разговору с детьми «О нашей речи. Часть пятая — о словах приветливых и добрых, а также о словах пустых и недобрых» Продолжаю серию публикаций – в помощь вашим душевным беседам с детьми. Как и всегда, мои юные иллюстраторы творчески подобрали контурные.

Истории к разговору с детьми «О речи. Часть вторая — волшебные слова благодарности»Истории к разговору с детьми «О речи. Часть вторая — волшебные слова благодарности» Продолжаю серию публикаций в помощь тематическим беседам с детьми. Мои юные иллюстраторы, как и всегда, творчески подобрали контурные картинки.

Истории к разговору с детьми о скромности с детскими иллюстрациямиИстории к разговору с детьми о скромности с детскими иллюстрациями Продолжаю серию публикаций нравственного направления – в помощь тематическим беседам с ребятами. Начну с этой притчи: САМАЯ ДОСТОЙНАЯ.

Истории к разговору с детьми о смелости и преодолении себяИстории к разговору с детьми о смелости и преодолении себя Продолжаю серию публикаций нравственного направления – в помощь тематическим беседам с ребятами. КАК МАЛЬЧИК СЕБЯ ПРЕОДОЛЕЛ Пришел Сережа.

Истории к разговору с детьми «Об Аккуратности, Опрятности и Старании». Пособие для воспитателяИстории к разговору с детьми «Об Аккуратности, Опрятности и Старании». Пособие для воспитателя Продолжаю серию публикаций – в помощь тематическим беседам с детьми. Мои юные иллюстраторы помогли «оживить» картинки пластилином, мягкими.

Истории к разговору с детьми «Об упорстве, старании и терпении» с картинками от юных иллюстраторовИстории к разговору с детьми «Об упорстве, старании и терпении» с картинками от юных иллюстраторов Продолжаю серию публикаций нравственного направления – в помощь тематическим беседам с ребятами. ЧТО ДЕЛАЕТ МАЛЕНЬКИХ БОЛЬШИМИ? У Евгения.

Истории к разговору с детьми «Об упрямстве и уступчивости» с картинками от юных иллюстраторовИстории к разговору с детьми «Об упрямстве и уступчивости» с картинками от юных иллюстраторов Продолжаю серию публикаций нравственного направления – в помощь тематическим беседам с ребятами. Начну с этого четверостишия. УПРЯМЫЙ.

Истории к разговору с дошкольниками и младшими школьниками «О насмешках и добром смехе»Истории к разговору с дошкольниками и младшими школьниками «О насмешках и добром смехе» Продолжаю серию публикаций нравственного направления – в помощь тематическим беседам с детьми. ДВА НАСМЕШНИКА Встретились как-то два юных.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Истории и притчи к разговору с детьми «О Хвастовстве и Скромности». Пособие для воспитателя
Опубликовано: 22 января 2021 в 23:40
+1449Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 477.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД