Жданова Татьяна Дмитриевна
Истории и притчи к разговору с детьми «О Хвастовстве и Скромности». Пособие для воспитателя
▼ Скачать + Заказать документы
Продолжаю серию публикаций – в помощь тематическим беседам с детьми.
Мои юные иллюстраторы помогли мне «оживить» картинки пластилином, мягкими акварельными карандашами и пастельными мелками.
*
Наш словарик:
Хвастовство – это восхваление своих достоинств (часто мнимых, бахвальство, гордость.
А вот Скромность – это простота в общении, нежелание подчеркивать свои заслуги, уважение к другим людям, желание видеть в них только лучшее и радоваться их успехам.
Многие знаменитые люди – чем более талантливы, тем они скромнее. Есть очень верное выражение: «Скромность украшает человека».
*
Публикация «Истории и притчи к разговору с детьми „О Хвастовстве и Скромности“, Пособие для воспитателя» размещена в разделах
– Дорогие ребята, сегодня об этом вам «расскажут» истории и притчи. Постарайтесь ответить на вопросы в их названиях.
ЧЕМ ОБРАДОВАЛИ ПРИНЦЕССУ СКРОМНЫЕ ЦВЕТКИ ГВОЗДИКИ?
Одна принцесса пришла в сад и, увидав яркие тюльпаны, стала их нюхать, рвать в букет, да приговаривать:
– Ах, какой у них удивительный аромат.
Садовник только кепку на голове почесал и не знал, как сказать принцессе, не обидев её, что эти прекрасные цветы совсем без запаха.
А обрадовали принцессу чудесным ароматом – маленькие скромные цветки гвоздики, которые рядом с большими яркими тюльпанами не всякий и заметит.
***
МОЖНО ЛИ О ТАЛАНТЕ СУДИТЬ ПО ПЕРЬЯМ?
Под окном в двух клетках пели чиж и соловей. Перья у чижа красивые, но поёт он не так хорошо. Соловей с виду – серенькая птичка, зато голосок имеет золотой. Мальчик, сынок хозяина, пристал к отцу:
– Покажи мне птичку, которая так хорошо поёт. Отец снял обе клетки и сказал:
– Угадай сам, которая из двух?
Мальчик указал на чижа.
***
О ЧЕМ СПОРЯТ ДВА ГОЛОСА?
Во мне сидят два голоса и ссорятся вполголоса.
Один кричит:
– Я молодец! С горы скатился, наконец!
Другой ворчит:
– Какой герой! Он горочку назвал горой!
Один кричит:
– Я просто гений! Я прочитал большой рассказ!
Другой ворчит:
– По части лени ты точно гений, в самый раз.
Они кричат наперебой, они всё время ссорятся:
Один – хвастун, ну а другой – наверно, голос совести.
***
КАК ВЕТЕР НАКАЗАЛ ХВАСТУНИШКУ?
Летела по небу уточка. Оторвалась у нее от крыла пушинка, ветер подхватил ее и понес выше и быстрее уточки.
Пушинка хвастает:
– Вот ты, утка, чтобы лететь, крыльями без устали машешь, а я налегке быстрее да выше тебя лечу, мне ветер служит.
Только сказала так пушинка – ветер удивился, подул в другую сторону и прижал ее к земле. И крыльями бы рада помахать, да нет их.
А уточка дальше летит, крыльями машет.
***
КТО НАЗВАЛ КАСЮ ВООБРАЖУЛЕЙ?
Громко похвалялась Кася: «Я учусь всех лучше в классе,
Я способней всех ребят, все со мной дружить хотят,
Одеваюсь я нарядно, говорю умно и складно,
Бегаю быстрее всех, у меня всех звонче смех,
На коньках катаюсь ловко, лучше всех пишу диктовки,
Лучше всех певиц пою, лучше всех портних я шью,
И к тому же я на диво симпатична и красива.
Да и наша вся семья лучше всех, совсем как я:
Моя мама всех важнее, а мой папа всех главнее,
Всех старей моя бабуля, ну а я – воображуля».
***
ПОЧЕМУ ПОМИРИЛИСЬ ПАЛЬЧИКИ?
У одного мальчика заспорили на руке пальчики:
– Тише вы! Не кричите! Я самый важный, самый сильный! Я делаю больше, чем вы четверо! Я ваш царь! – закричал большой палец.
– Не хвастайся дружок! Ты не умеешь так работать, как я… Я могу делать и самые нежные и самые грубые вещи. Я всех прилежнее и всех важнее, – сказал указательный палец и погрозил.
– Нет, я всех важнее! – воскликнул средний палец. – Посмотрите: я лучше и длиннее вас всех.
– А меня всегда украшают в золото и камни… Значит я всех красивее и важнее, – перебил споривших четвертый палец.
Только один мизинчик молчал.
– Ты что же ничего не говоришь, ничтожный? – спросили его пальцы.
– Я думаю, братцы, что все мы равны. Все на своем месте, все красивы и нужны. И если делаем доброе дело, то и хорошо поступаем!
– Правда твоя, малыш! – закричали все пальцы. И с тех пор больше не спорили.
***
КТО ИЗ ДЕВОЧЕК СКРОМНЕЕ?
– Гроздь винограда, – сказала Сюзи.
– Персик, – сказала Элен.
– А мне бы печенья да ложку варенья, –
Со вздохом сказала Джен.
– Анютины глазки, – сказала Сюзи.
– Пионы, – сказала Элен.
– А мне бы в кармашек букетик ромашек, –
Со вздохом сказала Джен.
– Огромные крылья, – сказала Сюзи.
– Корабль, – сказала Элен.
– А мне бы без спешки поездить в тележке. –
Со вздохом сказала Джен.
***
ПОЧЕМУ ДОСТОЙНЫЙ СЧИТАЛ СЕБЯ НЕДОСТОЙНЫМ?
Один был недостоин, а другой достоин, но наградили обоих.
Который недостоин, стал всюду ходить с орденом на груди, и орден ярко блестел, и этот человек думал о себе, что раз его так наградили, то он и есть настоящий герой. И он был просто счастлив, когда на него уважительно смотрели взрослые и дети.
А тот, который был достоин своей награды, положил орден в стол и старался без надобности никому его не показывать. И он думал о себе, что недостоин он такой высокой награды, а вот надо ему совершить в жизни много полезного и важного, – тогда пусть и награждают.
И он совершил ещё много геройских поступков в своей жизни, и каждый раз, когда его в торжественной обстановке награждали новыми орденами, этот человек говорил себе с кроткою улыбкой:
«Нет, я же недостоин! И как неудобно получается, что все эти люди на меня так почтительно смотрят, будто я и есть настоящий герой! И мне теперь надо сделать много-много очень доброго, важного.»
***
КАКАЯ ДЫРКА ГЛАВНЕЙ?
– Всех дырок на свете прекраснее я! – расхвасталась Дырка-В-Ванильной-Сушке.
– О, да, – оторвавшись на миг от шитья, ответила Дырка-В-Игольном-Ушке.
– Всех дырок на свете я лично главней! – продолжила Дырка-В-Ванильной-Сушке.
– Вот-вот, – впопыхах согласилась с ней спешащая Дырка-В-Игольном-Ушке.
– О, Боже, – какой от меня аромат, – разохалась Дырка-В-Ванильной-Сушке.
– А как же, – ответила ей невпопад усталая Дырка-В-Игольном-Ушке.
– О, как я кругла. Вдруг «ХРУМ» – и привет: и нету вам больше ни Дырки, ни Сушки.
– Еще бы. – кивнула лишь сонно в ответ (вставать, между прочим, ей завтра чуть свет) невзрачная Дырка-В-Игольном-Ушке.
***
ЗА ЧТО СОЛНЫШКО РАССЕРДИЛОСЬ НА РАДУГУ? (басня)
Раз после дождя выглянуло солнышко, и появилась семицветная дуга – радуга.
Кто ни глянет на радугу, всяк ею любуется. Загордилась радуга, да и стала хвалиться, что она красивее самого солнца. Услышало эти речи солнышко и говорит: «Ты красива – это правда, но ведь без меня и радуги не бывает».
А радуга только смеётся да пуще хвалится. Тогда солнышко рассердилось и спряталось за тучу – и радуги как не бывало.
***
ПОЧЕМУ ОСЁЛ ПОТЕРЯЛ СВОЙ КРАСИВЫЙ ГОЛОС?
(Итальянская сказка)
В давние времена осел, как рассказывает сказка, пел получше тенора.
Однажды собрались все звери на совет, и лев, который был у них царем, спросил:
– Кто из вас самый красивый?
– Я, йя! – сразу же закричал осел.
– Хорошо, ты самый красивый. А кто же самый сильный?
– Я, йя! – закричал осел, раньше, чем остальные звери успели раскрыть рты.
– Ладно, – сказал лев. – А кто же здесь самый глупый?
– Я, йя, йя! – второпях заревел осел, испугавшись, как бы его не опередили.
Все звери так и покатились со смеху, а бедняга осел от стыда потерял свой красивый голос.
С тех пор он только и умеет реветь: «Я, йя, йя!»
***
СМОТРЯТ ЛИ ПОДСОЛНУХИ НА ХВАСТУНИШЕК?
Как много выросло на поле подсолнухов! Подсолнухи выросли высокие. На верхушках их появились летом огромные желтые цветы.
Прибегал иногда днем зайчик, садился на задние лапки и любовался желтыми цветами подсолнухов.
– Как меня любят и уважают эти большие цветы! – воскликнул раз хвастливо зайчик. – Они всегда поворачиваются и смотрят на меня.
– Они и меня уважают и любят не меньше, чем тебя, – пропищала мышка. – Они и ко мне всегда поворачивают свои головы.
– Какие вы хвастуны! – сказала голубая птичка. – Подумать только, вообразили, что цветы заглядываются на них!
Зайчик и мышка стали уверять, что говорят правду,
– Когда вы смотрите на подсолнухи, то ведь вы сидите спиной к солнцу, не правда ли? – спросила птичка.
– Конечно! Мы всегда подставляем солнышку спинки. На солнышко во все глаза не взглянешь!
– А вы повернитесь лицом к солнцу и тогда увидите, будут ли смотреть на вас те подсолнухи, что перед вами.
Зверьки так и сделали. И что же? Ни один цветок не смотрел на них. Они долго ждали, но цветы не повернулись к ним.
– Видите! – засмеялась, улетая, птичка.
Тогда зайчик и мышка подошли к подсолнухам и спросили:
– Почему вы не глядите на нас?
Один из подсолнухов ответил:
– Потому что мы смотрим только на солнце, которое всем светит и всех греет.
***
ЧТО ОТВЕТИЛ РОСТОЧЕК?
Какой тоненький росточек, какой слабенький росточек. А пробился из-под асфальта к солнышку. И все сказали, глядя на него:
– Да здравствует наш герой!
А он сказал со скромною улыбкой:
– Что вы? Я просто так живу.
***
«НЕ ТАК ЛИ И Я?»
На кухне жил-был кран, – не строительный, а для воды из него. Когда его открывали, он наливал чистой воды и восторженно говорил:
– Вот, ещё доброе дело сделал я.
Так люди открывали кран на кухне и слышали, набирая воду:
– Вот, ещё доброе дело сделал я. И какой я молодец, и какой же я добрый и прекрасный труженик, потому что от меня так много людям пользы!
А люди слушали да улыбались, что какой он смешной и глупый, этот кран на кухне. А некоторые, кто поумней, думали о себе, краснея:
«Не так ли и я? – когда сделаю что-нибудь хорошее, что должен делать не задумываясь, – то потом и горжусь собой и хвастаюсь, как будто я весь мир облагодетельствовал.»
***
ПОЧЕМУ УЛЫБНУЛСЯ МЁД?
Хвасталась репа перед народом:
«Ух, до чего я сладкая с мёдом!»
Мёд улыбнулся её похвальбе:
«А я вот сладок сам по себе».
***
ЧЕМ ХВАСТУНЫ ИСПУГАЛИ ЛЕСНОЙ НАРОД?
Двух кузнечиков случайно был услышан разговор.
Вспоминая хвастунишек, улыбаюсь до сих пор.
«Я, – кричал один кузнечик, – самый лучший музыкант!»
А второй: «В игре на скрипке всем известен мой талант!»
Запиликал громко первый, проскрипел второй, и вот,
Испугавшись этих звуков, скрылся весь лесной народ.
*
Что же за «музыкальные инструменты» есть у кузнечиков?
На одних крылышках у них зубчики, а на других – жилки, похожие на струны. Зубчики трутся о жилки, и получается стрекотание. Издали оно похоже на звучание крохотных серебряных молоточков, с нежностью прикасающихся к струнам. Как будто кузнецы легонько стучат по маленьким наковаленкам. Потому и назвали этих насекомых кузнечиками.
Такими звуками они зовут в гости тех, с кем хотят подружиться. Но почему же лесной народ испугался «музыки» хвастунишек?
Оказывается, чудесные мелодии могут издавать только весёлые и дружелюбные. А у того, кто зазнаётся и задаётся, красота звуков пропадает – и так бывает не только у кузнечиков!
*
Рифмоговорки-чистоговорки:
Эх-эх, ах-ах – у них скрипки на…
(ногах, лапах, усах).
Ов-ов, нов-нов – вспоминайте…
(задавак, хвастунишек, хвастунов).
***
КАК СКРОМНЫЙ ЖИРАФ ПОМОГАЕТ СВОИМ ДРУЗЬЯМ?
Я жираф и всегда возвышаюсь над вами,
Только этим не хвастаю перед друзьями.
Я смотрю свысока лишь на дали вокруг,
Чтобы всем сообщать, кто там – враг или друг!
*
Каждое животное имеет свой характер и особое поведение. Вот, например, жираф. Он очень скромен и миролюбив. С этим прекрасным великаном охотно пасутся многие обитатели саванны – антилопы, зебры, страусы. Благодаря высокому росту и отличному зрению жираф служит часовым для друзей. Он издали видит крадущегося в траве хищника и подаёт сигнал тревоги. А затем бесстрашно выходит навстречу врагу.
– Ребята, у каждого человека тоже имеется свой собственный характер. Как хорошо, если вы скромны и внимательно относитесь к окружающим людям и своим друзьям.
А если это не так, то чаще вспоминайте об этом замечательном животном. Жираф как бы говорит всем нам:
«Кому-то для жизни дано больше, чем другим (в росте, силе, способностях). Но разве это повод, чтобы гордиться собой и хвастать? Разве всё, что ты имеешь – твоя заслуга?
Даже если ты приложишь терпение, старание и станешь в чём-то лучшим, всё равно важно оставаться скромным и доброжелательным».
*
В публикации использованы мои истории-притчи, а также Клавдии Лукашевич, Константина Ушинского, Александра Радонежского, Уолтера де ла Мэр, Елены Григорьевой, Станислава Брейэра, Игоря Шевчука…