Получи документы

Использование зрительных символов гласных звуков для формирования навыков фонематического анализа и синтеза у детей с ТНР

Ирина Палочкина
Использование зрительных символов гласных звуков для формирования навыков фонематического анализа и синтеза у детей с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы

Фонематическое восприятие (или речевой слуховой гнозис) – это психическая функция, обеспечивающая модально-специфическую (фонетическую) переработку речевого потока, специальные умственные действия по осуществлению операций вычленения, узнавания и различения фонем. Нарушение фонематического восприятия приводит к тому, что ребёнок не воспринимает на слух (не дифференцирует) близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи, что приводит не только к нарушению звукопроизношения, но и к серьезным нарушениям письменной речи. Только при планомерной работе по развитию фонематических процессов дети воспринимают и различают окончания слов, приставки, общие суффиксы, выделяют предлоги в предложении и т. д., что так важно при формировании навыков чтения и письма. Умение слышать каждый отдельный звук в слове, чётко отделять его от рядом стоящего, знать из каких звуков состоит слово, то есть умение анализировать звуковой состав слова, является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте.

Публикация «Использование зрительных символов гласных звуков для формирования навыков фонематического анализа и синтеза у детей с ТНР» размещена в разделах

Меня привлекла методика формирования фонематического анализа и синтеза Татьяны Александровны Ткаченко, которая предполагает визуализацию произносимых звуков речи, где визуальной опорой являются геометрические формы, внешний вид которых напоминает очертания губ при артикуляции соответствующего гласного звука. Этот подход концентрирует внимание ребёнка на артикуляции и звучании фонем одновременно.

В основе метода лежит опора на вспомогательные, которыми являются зрительные символы звуков. Автор предположила, что если временно подменить одни символы (буквы) другими, которые будут, во-первых, легко запоминаться детьми, во-вторых, быстро воспроизводиться, в-третьих, окажутся логически связанными со звуковым аналогом, и в-четвертых, усилят звуковое восприятие ребенка путем дополнительной опоры на различные анализаторы, то такой подход улучшит усвоение навыков звукового анализа и облегчит многим дошкольникам подготовку к обучению грамоте. Такие символы также можно эффективно использовать на этапе автоматизации согласных звуков в слогах у более старших детей, при условии, что согласному звуку тоже будет «присвоен» символ. Как раз для автоматизации согласных звуков я использую дополнительный зрительный символ для звука Э, который не приводит автор. В данном случае им выступает этакий перевернутый овал

На занятиях я знакомлю детей с гласными звуками в общепринятой последовательности: А, У, И, О, Ы. Но после нескольких таких занятий, я стала замечать, что дети начинают путаться в символах после третьего звука, и тогда пришла к выводу, что необходимо предоставить им дополнительную зрительную опору. На «просторах» интернета наткнулась на пособие для уточнения артикуляции гласных звуков, в котором каждый символ соотнесен с образом определенного животного. Такое исполнение мне понравилось, и я стала активно применять данное пособие в своей практике.

С помощью данных картинок – символов мы решаем следующие задачи и выполняем следующие упражнения:

• знакомство со звуком (уточнение артикуляции – открой ротик, как лягушка и спой ААА; улыбнись, как зайка, спой ИИИ… и т. д.); рассматриваем в зеркале рот, наблюдаем, где находится язычок, что «делают» зубы, губы;

• по картинкам запоминаем, какие слова начинаются на данный звук; играем с картинками в мемо - игры, в игры на дифференциацию звуков;

• с помощью дополнительных символов «громко», «тихо», «грубо, как мишка», «тоненько, как мышка» пропеваем данные звуки, тем самым развивая мелодико – интонационную сторону речи и тренируем голос; поем звуки длинно и коротко, тем самым развивая речевой выдох;

• выполняем упражнение на «переключение» звуков (выкладываю перед детьми несколько картинок, их задача правильно спеть «песенку из звуков»);

• выполняем упражнение «сосчитай, сколько звуков в песенке»;

• выполняем упражнение «угадай песенку» (я пропеваю несколько звуков, начиная с двух, а ребенок должен определить правильную последовательность звуков и выложить данную последовательность с помощью картинок – символов, тем самым развиваются навыки звукового анализа);

• выполняем упражнение «определи, какой звук по счету»;

В старшем возрасте, когда дети уже усваивают гласные звуки и перестают их путать, переходим на геометрические символы. Также, когда уже введено понятие, что в слове столько слогов, сколько гласных звуков, предъявляю картинку и прошу «выложить» данное слово последовательно с помощью картинок – символов. Данное упражнение помогает сформировать слоговую структуру слова. Помимо этого, с помощью данных символов можно облегчить понимание и выделение «ударного» звука в слове.

Таким образом, использование авторской символики позволяет наиболее эффективно формировать звуко - произносительную систему речи, а также готовить детей с проблемами в речевом развитии к усвоению чтения и письма.

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия по развитию речи «Путешествие в страну гласных звуков» в старшей логопедической группе Цель: развитие двигательного воображения через дидактические игры по развитию речи. Задачи: Развивающие: 1. Развивать фонематический слух.

Дидактическая игра по развитию навыков звукового анализа «Буквенный домик»Дидактическая игра по развитию навыков звукового анализа «Буквенный домик» Цель: развитие навыков звукового анализа. Задачи: - учить определять первый звук в слове; - развивать буквенный гнозис - упражнять в узнавании.

Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речиКоррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речи Из опытно-экспериментальной работы педагога - логопеда «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников.

Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речиКоррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речи Из опытно-экспериментальной работы педагога - логопеда. Часть 2 «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших.

Игры для формирования навыков звукового анализа слова «Красный, синий, зеленый»Игры для формирования навыков звукового анализа слова «Красный, синий, зеленый» Выполнение звуко-буквенного анализа у многих дошкольников вызывает затруднения. Детям необходимо не только понять, что звуки бывают разные:.

Формирование у детей представлений о структурных единицах языковой системы и навыков языкового анализа и синтезаФормирование у детей представлений о структурных единицах языковой системы и навыков языкового анализа и синтеза Метод моделирования - как инновационный подход в работе по формированию у детей представлений о структурных единицах языковой системы и.

Пособие «Звуковые человечки» для формирования навыков фонематического анализа у детей старшего дошкольного возрастаПособие «Звуковые человечки» для формирования навыков фонематического анализа у детей старшего дошкольного возраста Пособие «Звуковые человечки» для формирования навыков фонематического анализа у детей старшего дошкольного возраста 5–6 лет Цель: формирование.

Пособие по формированию навыка звукового и слогового анализа и синтеза словПособие по формированию навыка звукового и слогового анализа и синтеза слов Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем.

Семинар-практикум для воспитателей всех групп «Игры и задания для формирования звукового анализа» Семинар-практикум для воспитателей всех групп Тема: «Игры и задания для формирования звукового анализа» Цель: Оказать помощь воспитателям.

Тренажер «Little Better» для формирования навыков самообслуживвания у детей раннего возрастаТренажер «Little Better» для формирования навыков самообслуживвания у детей раннего возраста Цель. Формирование элементарных навыков самообслуживания у детей раннего возраста Задачи. 1. Формировать у детей самостоятельность при.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование зрительных символов гласных звуков для формирования навыков фонематического анализа и синтеза у детей с ТНР
Опубликовано: 8 декабря 2023 в 14:13
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование зрительных символов гласных звуков для формирования навыков фонематического анализа и синтеза у детей с ТНР» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Палочкина (УИ 169534) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 декабря. День зимовья зверей

 С наступлением зимней поры изменения происходят не только в природе, но и в жизни птиц и зверей. Все дикие животные выработали свои способы пережить холод и голод долгой зимы.

6 декабря. День памяти великого князя Александра Невского. Передвижка

ИмяАлександра Невского— одно из самых славных в истории нашей страны. Его жизнь и ратные подвиги могут служить лучшим примером для подрастающего поколения.




РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД