Ирина Палочкина
Использование зрительных символов гласных звуков для формирования навыков фонематического анализа и синтеза у детей с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
Фонематическое восприятие (или речевой слуховой гнозис) – это психическая функция, обеспечивающая модально-специфическую (фонетическую) переработку речевого потока, специальные умственные действия по осуществлению операций вычленения, узнавания и различения фонем. Нарушение фонематического восприятия приводит к тому, что ребёнок не воспринимает на слух (не дифференцирует) близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи, что приводит не только к нарушению звукопроизношения, но и к серьезным нарушениям письменной речи. Только при планомерной работе по развитию фонематических процессов дети воспринимают и различают окончания слов, приставки, общие суффиксы, выделяют предлоги в предложении и т. д., что так важно при формировании навыков чтения и письма. Умение слышать каждый отдельный звук в слове, чётко отделять его от рядом стоящего, знать из каких звуков состоит слово, то есть умение анализировать звуковой состав слова, является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте.
Публикация «Использование зрительных символов гласных звуков для формирования навыков фонематического анализа и синтеза у детей с ТНР» размещена в разделах
- Гласные звуки
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Звуковой анализ слов. Развитие навыков звукового анализа
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2023
Меня привлекла методика формирования фонематического анализа и синтеза Татьяны Александровны Ткаченко, которая предполагает визуализацию произносимых звуков речи, где визуальной опорой являются геометрические формы, внешний вид которых напоминает очертания губ при артикуляции соответствующего гласного звука. Этот подход концентрирует внимание ребёнка на артикуляции и звучании фонем одновременно.
В основе метода лежит опора на вспомогательные, которыми являются зрительные символы звуков. Автор предположила, что если временно подменить одни символы (буквы) другими, которые будут, во-первых, легко запоминаться детьми, во-вторых, быстро воспроизводиться, в-третьих, окажутся логически связанными со звуковым аналогом, и в-четвертых, усилят звуковое восприятие ребенка путем дополнительной опоры на различные анализаторы, то такой подход улучшит усвоение навыков звукового анализа и облегчит многим дошкольникам подготовку к обучению грамоте. Такие символы также можно эффективно использовать на этапе автоматизации согласных звуков в слогах у более старших детей, при условии, что согласному звуку тоже будет «присвоен» символ. Как раз для автоматизации согласных звуков я использую дополнительный зрительный символ для звука Э, который не приводит автор. В данном случае им выступает этакий перевернутый овал
На занятиях я знакомлю детей с гласными звуками в общепринятой последовательности: А, У, И, О, Ы. Но после нескольких таких занятий, я стала замечать, что дети начинают путаться в символах после третьего звука, и тогда пришла к выводу, что необходимо предоставить им дополнительную зрительную опору. На «просторах» интернета наткнулась на пособие для уточнения артикуляции гласных звуков, в котором каждый символ соотнесен с образом определенного животного. Такое исполнение мне понравилось, и я стала активно применять данное пособие в своей практике.
С помощью данных картинок – символов мы решаем следующие задачи и выполняем следующие упражнения:
• знакомство со звуком (уточнение артикуляции – открой ротик, как лягушка и спой ААА; улыбнись, как зайка, спой ИИИ… и т. д.); рассматриваем в зеркале рот, наблюдаем, где находится язычок, что «делают» зубы, губы;
• по картинкам запоминаем, какие слова начинаются на данный звук; играем с картинками в мемо - игры, в игры на дифференциацию звуков;
• с помощью дополнительных символов «громко», «тихо», «грубо, как мишка», «тоненько, как мышка» пропеваем данные звуки, тем самым развивая мелодико – интонационную сторону речи и тренируем голос; поем звуки длинно и коротко, тем самым развивая речевой выдох;
• выполняем упражнение на «переключение» звуков (выкладываю перед детьми несколько картинок, их задача правильно спеть «песенку из звуков»);
• выполняем упражнение «сосчитай, сколько звуков в песенке»;
• выполняем упражнение «угадай песенку» (я пропеваю несколько звуков, начиная с двух, а ребенок должен определить правильную последовательность звуков и выложить данную последовательность с помощью картинок – символов, тем самым развиваются навыки звукового анализа);
• выполняем упражнение «определи, какой звук по счету»;
В старшем возрасте, когда дети уже усваивают гласные звуки и перестают их путать, переходим на геометрические символы. Также, когда уже введено понятие, что в слове столько слогов, сколько гласных звуков, предъявляю картинку и прошу «выложить» данное слово последовательно с помощью картинок – символов. Данное упражнение помогает сформировать слоговую структуру слова. Помимо этого, с помощью данных символов можно облегчить понимание и выделение «ударного» звука в слове.
Таким образом, использование авторской символики позволяет наиболее эффективно формировать звуко - произносительную систему речи, а также готовить детей с проблемами в речевом развитии к усвоению чтения и письма.