Евгения Иванова
Использование зон эмоционального комфорта в группах общеразвивающей направленности ДОУ для речевого развития дошкольников
В настоящее время проблема эмоционального комфорта детей является актуальной, особенно в период пребывания в дошкольном образовательном учреждении. От этого во многом зависит результативность педагогической деятельности, сформированность знаний, умений, навыков у детей, способствующих дальнейшей успешности в школьном обучении.
Речевое развитие и речевая коррекция также с каждым годом все более актуальны. На данный момент мы видим, что подавляющее большинство воспитанников групп общеразвивающей направленности имеют те или иные речевые проблемы. Группами компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи обеспечить всех этих детей не представляется возможным. Поэтому советы и рекомендации, которые помогут облегчить и упростить речевое развитие могут быть полезны воспитателям. В большом числе видов и способов речевой работы воздействовать на речь можно и путем организации соответствующей среды в зонах эмоционального комфорта в общеразвивающих группах дошкольных образовательных учреждений. В данном случае предполагается то, что дети будут заниматься самостоятельно по одному, либо по двое. Приведу примеры подходящих игр.
Публикация «Использование зон эмоционального комфорта в группах общеразвивающей направленности ДОУ для речевого развития дошкольников» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Уголки настроения, эмоций, уединения
- Темочки
В первую очередь это игры для развития общеречевых навыков, то есть для выработки движений органов речевого аппарата, мимической мускулатуры, выработки правильного речевого дыхания, длительного речевого выдоха.
Здесь можно использовать различные ветрячки, как старые классические, так и различные современные варианты; ворота и мячик из ваты или пенопласта; спрятанные за мишурой или полосками бумаги рисунки (чтобы увидеть эти рисунки нужно сдувать «мешающую» мишуру). Можно использовать разнообразные подвески на нитке: качели, бабочки, балерины, космонавты и др.
Так же очень подходит использование зеркала. Можно использовать игру «Зеркало моего настроения», пользоваться иллюстрациями различных эмоций и пытаться повторить их перед зеркалом и т. д. Также можно использовать картотеки артикуляционных упражнений. В работе с зеркалом для удержания позы подойдут для применения песочные часы или сейчас есть их занятный аналог – гелевые часы.
Косвенно для развития речи необходимо развитие мелкой моторики, моторной координации. В данном случае выбор средств огромен – емкости с различными наполнителями, массажные мячики и другое, картотеки упражнений для развития моторики (например, «Покажи такую же фигуру»).
Непосредственно речевые игры также можно использовать, но уже менее широко. Эти игры служат для развития лексико-грамматического строя речи, развития связной речи. Но их желательно использовать уже в паре – чтобы речь выступала как средство коммуникации.
Здесь подойдут игры с карточками «Чей хвост»,
«Он, она, оно, они», (или «Рассели по домикам»)
«Скажи наоборот»,
«Придумай сказку» или еще более сложный вариант «Сочинялки» (придумать сказку со случайно выбранными героями и по случайно попавшимся картинкам).
Подводя итог, следует сказать, что игры и пособия для развития речи в зонах эмоционального комфорта успешно могут применяться, но они должны быть:
- пригодны к использованию детьми без взрослого;
- быть универсальными – то есть ими можно пользоваться без рекомендаций логопеда, они подойдут всем детям и не будут лишними;
- не быть излишне сложными, а, напротив, способствовать эмоциональной разгрузке.