Людмила Калиберда
Использование здоровьесберегающих технологий в системе коррекции речевых нарушений у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Сохранение и укрепление здоровья детей в процессе воспитания и обучения – приоритетная задача в программе модернизации российского образования. К сожалению, в логопедической практике редко встречаются дети, которых можно назвать абсолютно здоровыми. Дети с речевыми недостатками, особенно имеющими органическую природу, как правило, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического развития. Им свойственны эмоциональная возбудимость, двигательное беспокойство, неустойчивость и истощаемость нервных процессов, легкая возбудимость, отставание в развитии двигательной сферы. Скованные и нескоординированные движения при выполнении упражнений, недостаточная координация пальцев рук особенно заметны у детей с дизартрическим компонентом, поэтому логопеду приходится исправлять не только речевой дефект, но и нормализовать психическое и физическое состояние ребенка. Решению этой задачи поможет использование на логопедических занятиях здоровьесберегающих технологий, которые не только будут способствовать эффективному исправлению речевых нарушений, но и сделают занятия более интересными и необычными.
Публикация «Использование здоровьесберегающих технологий в системе коррекции речевых нарушений у дошкольников» размещена в разделах
На сегодняшний день методов нетрадиционного воздействия известно достаточно много, но мне хочется остановиться на тех, которые, на мой взгляд, являются наиболее целесообразными, эффективными, а также приемлемыми в условиях дошкольного логопункта. Это различные виды самомассажа, включая су-джок терапию, дыхательная гимнастика, музыкотерапия, биоэнергопластика.
Систематическое проведение самомассажа улучшает функцию рецепторов проводящих путей, усиливает рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами, нормализует различные процессы в организме, воздействует на органы и системы, связанные с речевой функцией, способствует преодолению артикуляторных, дыхательных и голосовых расстройств, позволяет значительно сократить сроки коррекции нарушений речи. Самомассаж кистей и рук мы проводим в так называемом сухом бассейне, способствующем:
- нормализации мышечного тонуса,
- стимуляции тактильных ощущений,
- увеличению объема и амплитуды движений пальцев рук,
- формированию произвольных, координированных движений пальцев рук.
Для создания сухого бассейна небольшую глубокую миску (диаметром 25 см, высотой 12-15 см) нужно наполнить на 8 см промытым и просушенным песком. Детям предлагаются задания:
- поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения.
- выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро,
- пройтись ладонями по проложенным трассам,
- создать отпечаток своих ладоней,
- пройтись отдельно каждым пальцем
Данные задания целесообразно выполнять с упражнениями по автоматизации и дифференциации звуков.
Широко нами применяется самомассаж языка, который способствует расслаблению его мышц, губ (особенно для дизартриков с повышенным мышечным тонусом). Детям предлагается погладить язык губами, зубами, пошлепать губами, покусать зубами, под речевое сопровождение логопеда.
Самомассаж лица, как правило, нами используется в начале занятия и включается в комплекс артикуляционной гимнастики. Например, дети выполняют движения по ходу стихотворения: Ручки растираем
И разогреваем,
И лицо теплом своим
Мы умываем.
Грабельки сгребают
Все плохие мысли,
Ушки растираем вверх
И вниз мы быстро.
Щечки разминаем,
Чтобы надувались,
Губки растираем,
Чтобы улыбались.
Высокой эффективностью, безопасностью и простотой обладает су-джок терапия. Использование су-джок массажеров в сочетании с упражнениями по коррекции звукопроизношения и развитию лексико-грамматических категорий позволяет значительно повысить эффективность занятий в условиях детского сада, оптимизировать выполнение логопедических упражнений с ребенком в домашних условиях. Например, прокатывая массажер между ладонями, ребенок проговаривает стихотворение на автоматизацию поставленного звука Ж: Ходит ежик без дорожек,
Не бежит ни от кого.
С головы до ножек
Весь в иголках ежик.
Как же взять его?
Дыхательная гимнастика, используемая на логопедических занятиях, - уникальный оздоровительный метод, способствующий насыщению коры головного мозга и улучшению работы всех центров. Приступая к развитию речевого дыхания, следует, прежде всего, отработать бесшумный, спокойный вдох и сильный плавный ротовой выдох. Причем следует обращать внимание ребенка, чтобы при вдохе и выдохе поднимался и опускался живот, а не плечи. Для того чтобы научить ребенка грудобрюшному типу дыхания мы используем такое упражнение в стихах: ребенок делает вдох и выдох, положив ладонь на живот и следя за тем, как он поднимается и опускается, а логопед читает стихотворение: Сели бегемотики,
Потрогали животики.
То животик поднимается (вдох,
То животик опускается (выдох).
В работе с детьми со сложными речевыми нарушениями, а также с детьми с заиканием мы используем комплекс дыхательной гимнастики по А. Н. Стрельниковой.
Если речевое дыхание в онтогенезе формируется у детей без отклонений в развитии спонтанно по мере становления речевой функции, то у детей с речевыми нарушениями оно развивается патологически. Физиологическое дыхание у таких детей, как правило, поверхностное, верхнереберного типа, ритм его недостаточно устойчив, легко нарушается при физической и эмоциональной нагрузке, объем легких существенно ниже возрастной нормы. В процессе речевого высказывания у детей с речевой патологией отмечаются задержки дыхания, судорожные сокращения мышц диафрагмы и грудной клетки, дополнительные вдохи, недостаточный объем вдыхаемого воздуха перед началом речевого высказывания, а также укороченный и нерационально используемый речевой выдох. Парадоксальная гимнастика способствует увеличению объема вдоха и диафрагмального выдоха.
С целью создания положительного эмоционального фона, развития дыхательного и артикуляционного аппарата нами применяется музыкотерапия. Легкую, спокойную музыку мы используем для релаксации с заикающимися детьми, пропеваем звуки, слоги, чистоговорки под музыкальное сопровождение.
Естественному распределению биотоков в организме способствуют упражнения по биоэнергопластике – соединению движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки. Это оказывает благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику. Рука подключается тогда, когда ребенок освоит артикуляционное упражнение и будет выполнять его без ошибок. Артикуляционные упражнения проводятся одновременно с движениями сначала одной кисти руки (правой, левой, а затем обеих, имитирующих движение челюсти, языка, губ. Этот прием способствует достижению лучших результатов в работе по постановке звуков. Начинали с упражнения “Птенчики”, поскольку важно научить ребенка открывать рот – это залог произнесения многих звуков и общей внятности речи. Темп выполнения – медленный. Рот открыт – счет до пяти. Рот закрыт – счет до пяти. Постепенно темп выполнения увеличивается. Дети ориентируются на темп, заданный логопедом, на его счет и образец движения руки. Исходное положение: голова держится прямо, подбородок в обычном удобном положении, губы сомкнуты. На счет – один – челюсть опускается на ширину двух пальцев, язык лежит свободно, кончик у нижних резцов, губы сохраняют округлую форму, зубы не обнажаются. Во время тренировки необходимо следить за тем, чтобы голова не наклонялась, все внимание должно быть сосредоточено на опускании челюсти. На счет – два – фиксируем открытое положение рта. На счет – три – рот закрыт. Показ кистью руки: четыре сомкнутых пальца ладонью вниз, большой палец прижат к указательному. Когда рот открывается, большой палец опускается вниз, четыре пальца поднимаются вверх. Ко всем классическим артикуляционным упражнениям добавляем движение кисти. Динамические упражнения нормализуют мышечный тонус, переключаемость движений, делают их точными, легкими, ритмичными: Упражнение “Часики” сопровождает сжатая и опущенная вниз ладонь, которая движется под счет влево - вправо. “Качели” - движение ладони с сомкнутыми пальцами вверх вниз. “Утюжок” - сомкнутая ладонь поднята вверх, тыльной стороной от себя, четыре сомкнутых пальца медленно и плавно двигаются вперед - назад и влево - вправо. “Футбол” - ладонь сжата в кулак, указательный палец выдвинут вперед, под счет кисть руки поворачивается вправо – влево. Статические упражнения способствуют развитию мышечной силы, динамической организации движения, помогают ребенку принять правильную артикуляционную и пальчиковую позу: “Улыбка” - пальчики расставлены в стороны, как лучики солнышка. Под счет 1 – пальчики расправляются и удерживаются одновременно с улыбкой 5 сек., на счет 2 – ладонь сворачивается в кулак. “Хоботок” - ладонь собрана в щепоть, большой палец прижат к среднему. “Жало”, “Змейка” - пальцы сжаты в кулак, указательный выдвинут вперед. “Лопаточка” - большой палец прижат к ладони сбоку, сомкнутая, ненапряженная ладонь опущена вниз. “Чашечка” - пальцы прижаты друг к другу, имитируя положение “чашечки”. “Парус” - сомкнутая ладонь поднята вверх. “Горка” - согнутая ладонь опущена.
В коррекционной работе существенную роль играет воспитание у детей кинестетических ощущений органов артикуляции, позволяющих почувствовать контрастность положения языка, челюстей, губ, направленность выдоха. Их четкость обусловлена осязательными ощущениями, что особенно важно на начальных этапах постановки звуков, когда еще не сформирована слуховая дифференциация. Применение биоэнергопластики эффективно ускоряет исправление дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. Педагог может самостоятельно подобрать движение руки под любое артикуляционное упражнение. Важно не то, что именно будет делать ребенок, а то, как он это cделает. Необходимо привлечь внимание каждого ребенка к одновременности выполнения артикуляционных движений с работой кисти; их ритмичности и четкости.
Таким образом, коррекционно – развивающая работа по данным направлениям способствует комплексному преодолению речевых нарушений и предупреждению возможных вторичных задержек в развитии познавательных и психических процессов. Создание на логопедических занятий условий для оптимального физического и нервно – психического развития обеспечит надлежащий уровень здоровья детей.