Светлана Чеботаренко
Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка –вот самое главное, что необходимо делать нам, педагогам ДОУ. Поэтому основная задача педагогов нашего дошкольного учреждения – выбрать инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели. Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.
Публикация «Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда ДОУ» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2023
Усилия педагогов коррекционных групп направлены на оздоровление ребенка - культивирование здорового образа жизни. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного образовательного учреждения.
Использование здоровьесберегающих технологий в моей деятельности, как учителя – логопеда, становится перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления детей.
В своей практике я использую следующие современные здоровьесберегающие технологии.
Гимнастика для глаз.
Зрительная гимнастика проводится в целях предупреждения нарастающего зрительного утомления, для укрепления глазных мышц и снятия напряжения. Гимнастика предполагает выполнение движения глазами в различных направлениях. Может быть со стихами; со зрительными стимулами (предметами); с сигнальными метками и схемами (потолочные и настенные); электронные зрительные гимнастики (мультимедийные презентации).
Дыхательная гимнастика
Работа над дыханием является важной в логопедической работе - развивает продолжительный, равномерный выдох, формирует сильную воздушную струю, тренирует умение экономно расходовать воздух в процессе речи с учетом его добора, тренирует ситуативную фразовую речь. Также является важной в профилактике простудных заболеваний. Использую гимнастику в процессе логопедического занятия, как его часть, направленную на развитие речевого дыхания, в результате чего возрастает объём и глубина дыхания, сила и выносливость дыхательных мышц, координируются и ритмизируются дыхательные движения, и в целом улучшается функциональная деятельность всех органов и систем организма.
Ритмопластика
Это специальное комплексное занятие, на котором средствами музыки и специальных двигательных и коррекционных упражнений происходит коррекция и развитие двигательных функций, улучшаются качественные характеристики движения, развиваются личностные качества, саморегуляция и произвольность движений и поведения. Ритмопластика – это пластичные движения, которые носят оздоровительный характер, они выполняются под музыку в спокойном, медленном темпе, с максимальной амплитудой и растяжением мышц. Практика показала, что регулярное включение ритмопластики в педагогический процесс способствует быстрому развитию речи и музыкальности, формирует положительный эмоциональный настрой, учит общению со сверстниками.
Самомассаж
Это массаж выполняемый самим ребенком.
Целью логопедического самомассажа является в первую очередь стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата, а также в определенной степени и нормализация мышечного тонуса денных мышц.
В практике логопедической работы использование приемов самомассажа весьма полезно по нескольким причинам. В отличии от логопедического массажа, проводимого логопедом, самомассаж можно проводить не только индивидуально, но и фронтально с группой детей одновременно. Кроме того, самомассаж можно использовать многократно в течении дня, включая его в различные режимные моменты. Использую самомассаж для того, чтобы начать или завершить артикуляционную гимнастику. Самомассаж рук и тела включаю в структуру любой организованной образовательной деятельности в качестве физкультурной паузы или пальчиковой гимнастики.
Биоэнергопластика
В логопедической практике существенную роль играет развитие у детей кинестетических ощущений органов артикуляции, позволяющих почувствовать различные положения органов артикуляционного аппарата. Применение такого метода, как биоэнергопластика, помогает мне развить у детей данные ощущения.
Биоэнергопластика - это соединение движений органов артикуляционного аппарата с движениями кистей и пальцев рук.
В момент выполнения артикуляционного упражнения рука показывает, где и в каком положении находится язык, нижняя челюсть или губы.
По мнению А. В. Ястребовой «…движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, оптимизирует психологическую базу речи, улучшает моторные возможности ребенка по всем параметрам, способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов».
Су-джок терапия
Одним из эффективных приёмов, обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально-волевой, а также речевой деятельности ребёнка, является Су - Джок терапия. Метод Су Джок терапии - один из новых интеграционных лечебных методов, зарекомендовавших себя с самой лучшей стороны. В переводе с корейского языка Су – кисть, Джок – стопа. Таким образом, Су -Джок терапия - это метод лечебного воздействия на точки кисти и стопы. Кисть и стопа обладают уникальным подобием, уникальным сходством со строением всего нашего тела. Их стимуляция оказывает выраженное профилактическое и лечебное действие, поэтому, определив нужные точки в системах соответствия можно развивать речевую деятельность ребёнка, а также его психические процессы. Кисть выступает как «пульт дистанционного управления» тех систем тела, которые нуждаются в коррекции.
Применение метода Су- Джок терапии в логопедической практике помогает более быстро и эффективно оказать помощь детям с речевой патологией. Наблюдения показали, что у детей с общим недоразвитием речи динамика становления правильной речи примерно на 26% стала проходить быстрее, чем у тех детей, к которым Су - Джок терапия не применялась.
Песочная терапия
Песок – загадочный материал, обладающий способностью завораживать ребенка – своей податливостью, способностью принимать любые формы: быть сухим, легким и ускользающим или влажным, плотным и пластичным. Мельчайшие частички песка активизируют чувствительные нервные окончания на кончиках пальцев и ладонях, тем самым стимулируют соседние речевые зоны в коре головного мозга. Погружение обеих рук в песок, а не одной ведущей, как при работе карандашом в тетради, снимает мускульное, психоэмоциональное напряжение ребенка и естественно развивает моторику рук.
Игры с песком, для детей с общим недоразвитием речи, являются очень эффективным средством в образовательной и коррекционно-развивающей работе с детьми, усиливается желание ребенка узнать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно; развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта»; более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, а главное для нас – речь и моторика.
Это лишь часть инновационных технологий, направленных на здоровье детей, которые мы используем в своей работе.
Практика подтверждает, что использование инновационных технологий в работе учителя-логопеда позволяет значительно повысить эффективность логопедической работы, активизировать динамику развития навыков правильной речи и всего коррекционно—образовательного процесса в целом.