Ирина Викторовна Винюкова
Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющими нарушения речи
▼ Скачать
«Чтобы сделать ребёнка умным и
рассудительным, сделайте его крепким и здоровым».
Ж. Ж. РУССО
Здоровьесберегающие технологии - это система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального и физического здоровья всех субъектов образовательного процесса.
Публикация «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющими нарушения речи» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
В современном мире мы постоянно находимся в активном поиске оптимальных путей для усовершенствования и оптимизации, как процесса обучения, так и процесса развития подрастающего поколения на всех этапах развития.
Раскрывая понятие здоровьесберегающие образовательные технологии, важно отметить, что речь идет не о какой-то одной чудодейственной и универсальной технологии, а комплексной системе, направленной на коррекцию речевого нарушения, сохранение здоровья ребёнка и его личностное развитие.
Успешную динамику речевого развития может дать лишь комплексное воздействие на ребенка. Совокупность методов и приемов в коррекционной работе по преодолению нарушения речи затрагивает не только исправление дефектов речевой деятельности, но и представлений об окружающем мире, формирование определенных психических процессов. В процессе коррекционной работы логопеда возрастает педагогическая и социальная значимость сохранения здоровья детей.
Основными направлениями логопедической помощи является не только правильное развитие речи, но и также коррекция и профилактика ее нарушения.
В данном случае мы за основу берем развитие общей моторики, мелкой моторики рук, которые способствуют развитию мозга, особенно те отделы, которые отвечают за речь. Чем пальцы ребенка имеют большую развитость, тем ребенку будет проще и быстрее освоить речь. Мелкая моторика рук - это разнообразные движения ладонями и пальцами.
С развитием мелкой моторики рук идет процесс развития внимания и расширяется словесный запас ребенка.
В своей работе мы используем :
• Лепку из теста, глины, пластилина;
• Нанизывание бус, пуговичкк;
• Завязываем узелки на веревочках различного диаметра, толщины, используем различные шнуровки;
• Учимся штриховать, рисовать, раскрашивать карандашами, мелками и красками;
• Выполнять узоры по клеточкам;
• Делаем пальчиковую гимнастику.
А также координацию движения, которая помогает преодолеть речевые нарушения. Недостаточная координация и неточность выполнения движений, моторная неловкость, сниженный темп выполнения определенных движений, низкая пластичность и не возможность повтора по словесной инструкции говорит о сниженной координации.
Также дети испытывают трудности в элементах самообслуживания, нарушение координации рук и потеря зрительного контроля, снижена двигательная память.
Мы наблюдаем тесную взаимосвязь между двигательными функциями и речью.
Нарушение речи и движений идут «параллельно». Зачастую использование в работе как можно большее количество кардинальных движений повышают восстановление речевой функции.
При выполнении динамичных упражнений рук, ног, туловища, головы, совершенствуют движения артикуляционных органов (нижней челюсти, языка, губ, которые играют ведущую роль при правильном формировании звукопроизношения.
И развитие самой речи. Которое, начинается с грудного возраста. Дети могут кричать, плакать, произносить различные звуки. В данном случае, это конечно же не совсем речь, но влечет за собой речевое развитие малыша.
К году большинство детей уже начинают отдельные слова. В двухлетнем возрасте дитя уже может говорить предложениями из двух, трех слов. К четвертому году жизни дети как правило разговаривают свободно. А вот уже к шести годам способны использовать практически все части речи, способны пересказывать, составлять рассказ по картинке, передовая всю суть увиденного.
Дети подражают окружающему миру, осваивают и совершенствуют свою речь.
Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с дошкольниками даё т положительные результаты:
1. Снижение уровня заболеваемости;
2. Повышение работоспособности, выносливости;
3. Развитие психических процессов;
4. Улучшение зрения;
5. Формирование двигательных умений и навыков, правильной осанки;
6. Развитие общей и мелкой моторики,
7. Повышение речевой активности;
8. Увеличение уровня социальной адаптации.
Здоровье – это главное жизненное благо. Только здоровый человек может быть свободным, радостным, счастливым.