Оксана Евгеньевна Шинкарёва
Использование здоровьесберегающих технологий в постановке детского певческого голоса
▼ Скачать + Заказать документы
Использование здоровьесберегающих технологий в постановке детского певческого голоса
Концепция модернизации Российского образования, учитывая данные особенности развития детей дошкольного возраста, отводит здоровьесберегающим технологиям, психологическому сопровождению детей в образовательных учреждениях, сохранению и укреплению психического здоровья важную роль.
Публикация «Использование здоровьесберегающих технологий в постановке детского певческого голоса» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Cценарии развлечений, праздники
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театрализованная деятельность. Сценарии
- Темочки
Что касается маленьких детей, то чаще всего они показывают не плохой слух, а плохую координацию слуха и голоса, то есть – неправильное голосообразование.
Исправление голосообразования ведет к быстрому развитию музыкального слуха. Отсюда вывод: если ребенок не проявляет ярких музыкальных способностей, это не только не должно становиться основанием для отлучения его занятий музыкой, но, напротив, именно таким детям музыкальные занятия – и в первую очередь занятия пением – более нужны и приносят пользу!
Правильное пение с детства успешно развивает и музыкальный слух, и певческий голос. Голос
Пение – одно из наиболее эмоционально переживаемых рабочих действий!
Именно верхние дыхательные пути подвергаются усиленной рабочей нагрузке во время пения.
Здоровое, яркое, эмоционально богатое звучание собственного голоса и выражает, и поддерживает здоровый физический и психический тонус организма, а больной, тусклый, невыразительный голос подавляет его.
Так называемое «певческое вибрато» является для организма хорошим вибромассажем, и недаром певец с правильно поставленным голосом, с хорошим вибрато поет не уставая. Жизненная энергия. Жизненная энергия в нем как будто не убавляется, а прибывает!
Таким образом выясняется, что состояние голосового аппарата влияет на общее самочувствие человека, а сам процесс пения стимулирует жизненные силы организма. Из сказанного можно сделать ясный, научно обоснованный вывод: человек, регулярно занимающийся пением, объективно укрепляет свое – и физическое, и психическое здоровье, и звучание его голоса – показатель этого здоровья.
Музыкальный образ песни, благодаря словесному тексту, становится понятным и близким детям. Это развивает у них эмоциональную отзывчивость на музыку - главную составляющую музыкальности. В пении, как ни в каком другом виде музыкальной деятельности, очень успешно и быстро развивается интонационный звуковой слух – одна из основных музыкальных способностей, без которой музыкальной деятельности невозможна вообще.
Развиваются и все другие музыкальные способности - тембровый и динамический слух, музыкальное мышление, музыкальная память. Кроме того, в пении, конечно же, происходит и общее развитие ребенка – формируются его высшие психические функции, развивается речь; происходит накопление знаний об окружающем; ребенок учится взаимодействовать со сверстниками в хоровом коллективе.
Поскольку пение - психофизиологический процесс, связанный с работой жизненно важных систем, таких как дыхание, кровообращение, эндокринная система и др., важно, чтобы голосообразование было правильно, природосообразно организовано, чтобы ребенок испытывал ощущение комфорта, пел легко, с удовольствием.
В противном случае, при неправильном режиме голосообразования, нарушении гигиенических норм ребенок испытывает напряжение гортани, у него устает голос, который будет звучать тяжело и некрасиво. В этих условиях могут возникнуть серьезные заболевания голосового аппарата.
Правильный режим голосообразования является результатом специальной работы по постановке певческого голоса. Эту работу необходимо начинать с детьми уже в дошкольном возрасте, который чрезвычайно благоприятен для становления основных певческих навыков.
О необходимости раннего обучения правильной вокализации говорил еще А. Е Варламов, замечательный композитор и педагог, один из основоположников русской вокальной школы.
Однако в сегодняшней практике музыкального воспитания педагоги не занимаются постановкой детских певческих голосов в собственном смысле этого слова. Занятия с детьми по пению в большинстве случаев сводятся к разучиванию песен и работе над чистотой интонирования мелодии голосом. Этому много причин, в том числе отсутствие специальной методики постановки певческого голоса дошкольника. Она, к сожалению, не создана до сих пор, что наносит серьезный ущерб не только певческому и общему музыкальному развитию детей, но и их здоровью.
Сложность ситуации заключается не только в том, что методика постановки певческого голоса - самая тонкая и сложная в сравнении с методиками по другим видам музыкальной деятельности, но и в том, что ее реализация предполагает владение педагогом своим собственным певческим голосом, чтобы красиво правильно показывать песни детям. Для того чтобы научить детей петь, сформировать у них основные певческие навыки, педагог должен и понимать базисные механизмы вокализации и обладать особой способностью – вокальным слухом, чтобы услышать правильно ли поет ребенок и как его нужно поправить.
В работе Н. А. Ветлугиной есть интересное с этой точки зрения замечание: при ларингологическом обследовании детей врач констатировал перспективы формирования в дальнейшем низкого или высокого голоса, судя по общему комплексу голосового аппарата, а в.
Новейшие данные научных исследований позволяют по-иному взглянуть на постановку развитие певческих голосов, в том числе и у дошкольников. Суть этого нового подхода во взгляде на регистровое строение голоса, на приоритетное использование в пении фальцетного регистра и на естественные границы этого регистра, а так же на связь разработки всего звучащего диапазона голоса с развитием певческого фальцета.
Очевидная трудность и опасность использования высоких звуков в детском пении заключается в том, что правильное применение фальцетного регистра разным детям дается с различной степенью напряжения. Сказывается и качество музыкального слуха и интеллекта, и тип нервной деятельности, и сиюминутное состояние, и многое другое. В результате от некоторых детей приходится требовать больше энергии (напряжения, чем они хотят или могут дать в настоящий момент. Это необходимость, потому что недостаточное умственное и физическое напряжение во время пения тормозит активную работу фальцетного механизма гортани, т. е. препятствует перестройке голоса из разговорного (грудного) регистра в певческий (фальцетный).
Но здесь и таится опасность перенапряжения голоса, связанная с неумением детей менять регистровую настройку в зависимости от высоты звука. Дело в том, что грудным звуком на грани срыва голоса можно петь и ре2, и ми2, а в общей массе поющего хора непросто бывает услышать неверное регистровое звучание отдельных детей и излишнюю силу звука. Здесь все зависит от квалификации музыкального руководителя, от его вокального слуха и умения индивидуально контролировать каждого ребёнка.
Сказанное относится ко всем детям, но опасность срыва голоса во время общегруппового пения более актуальна, для мальчиков, так как среди них больше крикунов. И разговор, и крик у большинства детей (да и взрослых) осуществляется механизмом грудного регистра с его звуковысотной ограниченностью, отсюда – опасное перенапряжение голосовых связок, особенно во время эмоциональных игр на воздухе! К сожалению, не все воспитатели относятся к звучанию голоса как к фактору здоровья и культуры общения и не всегда следят за тем, чтобы дети не кричали.
Обучение фальцетному голосообразованию с его легкостью, звонкостью, но не крикливостью, воспитывает культуру общения и решает задачу охраны голоса ребенка со всеми плюсами для его общего самочувствия!