Наталья Казакова
Консультация для воспитателей «Использование здоровьесберегающих технологий в педагогическом процессе в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
«Использование здоровьесберегающих технологий в педагогическом процессе ДОУ»
Подготовила воспитатель :
Казакова Н. Ф.
«Использование
здоровьесберегающих технологий в педагогическом процессе ДОУ».
«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.
Публикация «Консультация для воспитателей „Использование здоровьесберегающих технологий в педагогическом процессе в ДОУ“» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».
В. А. Сухомлинский.
Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей – одна из наиболее важных задач стоящих перед воспитателями.
Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.
Одной из основных задач, над которой мы воспитатели должны работать, является воспитание здорового ребёнка, с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей, а также разработка и внедрение в практику здоровьесберегающих технологий, формирование у ребёнка потребности в здоровом образе жизни.
Для полноценного физического развития детей, реализации потребности в движении необходимо уделять большое внимание для создания здоровьесберегающего пространства.
В нашем детском саду оборудован спортивный зал для занятий с разнообразными спортивным инвентарем.
На территории детского сада имеется спортивная площадка, гимнастические стенки, беговая дорожка, мишени для попадания в цель, брусья для формирования двигательных умений и навыков.
В работе с детьми нужно использовать здоровьесберегающие технологии, которые помогают создавать благоприятные условия для формирования основы базовой культуры личности, лучшему усвоению знаний детей и способствуют их гармоничному и всестороннему развитию.
Здоровьесберегающие технологии можно разделить на 3 группы:
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья.
2. Технологии обучения здоровому образу жизни.
3. Технологии коррекционные.
Технологии сохранения и стимулирования здоровья :
Динамические паузы;
Самомассаж;
Физминутки;
Контроль осанки;
Дыхательная гимнастика;
Мимическая гимнастика;
Пальчиковая гимнастика;
Артикуляционная гимнастика;
Гимнастика для глаз;
Оздоровительные игры;
Релаксация.
Всё составные здоровьесберегающего аспекта органично включены в режим дня. Ежедневно проводится Пальчиковая гимнастика с использованием различных предметов : мячей, кубиков, шишек и т д.
Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам, развивает мелкую моторику, речь. Повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.
Среди основных видов гимнастики, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей, особого внимания заслуживает дыхательная гимнастика.
Дыхание - один из важнейших физиологических процессов. От дыхания во многом зависит здоровье человека, его физическая и умственная деятельность, работоспособность и выносливость.
Согласно статистическим данным, уровень распространенности заболеваний органов дыхания у детей очень высок. Дыхательная система малышей не совершенна. Жизненная ёмкость лёгких мала, а потребность в кислороде велика. Поэтому дыхательную гимнастику с детьми необходимо проводить ежедневно в хорошо проветренном помещении, в любое удобное время дня, за 20-30 минут до еды и сна и через 1 час после приёма пищи. Гимнастикой можно заниматься с раннего возраста как индивидуально, так и с группой детей. Продолжительность занятия 5-10 мин. Это зависит от возраста детей и их самочувствия.
Целью артикуляционной гимнастики,
является выработка правильных, полноценных артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков и объединение простых движений в сложные- артикуляционные уклады различных фонем. Артикуляционную гимнастику целесообразно проводить с детьми начиная с трехлетнего возраста. Желательно отводить на артикуляционные упражнения от 3-5 минут ежедневно в младшему дошкольном возрасте, 10-12 минут для детей старшего дошкольного возраста. Каждый комплекс должен включать от четырёх до восьми упражнений (соответственно возрасту детей, но не должен превышать рекомендованной продолжительности.
Одной из форм работы по профилактике коррекции зрительного аппарата является зрительная гимнастика.
Гимнастика для глаз- это один из приёмов оздоровления детей, она относится к здоровьесберегающим технологиям, наряду с дыхательной гимнастикой, самомассажем, динамическими паузами.
Цель гимнастики для глаз: профилактика зрения дошкольников.
Задачи:
-предупреждение утомления;
-укрепление глазных мышц ;
- переутомления;
-снятие напряжения;
-общее оздоровление зрительного аппарата.
Гимнастика для глаз благотворно влияет на работоспособность зрительного анализатора и всего организма.
Мимика – это движение лица, которое выражает внутреннее эмоциональное состояние человека. Она наделена свойством, отражать психическое состояние человека. Выражение лица во многом определяется динамикой и статикой мимических мышц. Мимика тесно связана с артикуляцией и, стимулируя ребёнка изображать на лице различные эмоции, мы способствуем развитию у него не только мимической, но и артикуляционной моторики, в частности развиваем подвижность мышц губ и щёк.
Именно поэтому для маленьких детей большое значение имеет эмоциональная разгрузка. Лучшим средством эмоционального тренинга в таких ситуациях является мимическая гимнастика, которая помогает ребё нку:
-познать сущность эмоциональных состояний как собственных, так и окружающих людей;
-развить произвольность собственного поведения через осознанное и адекватное проявление эмоций;
-усилить глубину и устойчивость чувств;
-разгрузиться от излишних переживаний, проявив свое эмоциональное состояние.
Элементы закаливания в режиме дня:
мытье рук до локтя прохладной водой;
солевое закаливание;
Технология обучения здоровьесберегающему образу жизни :
Утренняя гимнастика;
Физкультурные занятия;
Спортивные развлечения;
Гимнастика после сна.
Для сохранения и укрепления здоровья дошкольников необходимым условием является физическое воспитание. Его основная задача – улучшение состояния здоровья и физического развития; формирование двигательных навыков; повышение работоспособности; расширение функциональных возможностей развивающегося организма.
Гимнастика после сна проводится регулярно, после дневного сна.
Активный отдых-это подвижные игры, спортивные, хороводные с правилами. Важный результат игры - радость и эмоциональный подъем. Благодаря этому свойству подвижные игры больше, чем другие средства физической культуры, отвечают задачам формирования здорового образа жизни.
Организация прогулок в любую погоду в любое время года. В прогулку включаются подвижные игры, спортивные упражнения.
Технология терапевтического воздействия в организованных формах обучения: Музыкотерапия (музыкальное сопровождение режимных моментов и занятий);
Свето и цветотерапия (обеспечение светового режима; цветовое и световое сопровождение среды и учебного процесса) ; звукотерапия (прослушивание живых и музыкальных звуков природы) ; фитотерапия (подбор комнатных растений)
Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей, если будут созданы условия для возможности корректировки технологий, в зависимости от конкретных условий ДОУ; если, опираясь на статистический мониторинг здоровья детей, будут внесены необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий, обеспечен индивидуальный подход к каждому ребёнку.