Олеся Левченко
Использование здоровьесберегающих технологий в организации коррекционно-развивающей деятельности логопеда
▼ Скачать + Заказать документы
Ведение
Здоровьесберегающие технологии в доме ребенка – это комплекс медицинских, логопедических, психологических и педагогических мер, направленных не только на защиту детей, но и на формирование у них ценностного и осознанного отношения к состоянию своего здоровья.
Важно своевременное выявление речевых отклонений у воспитанников, ведение профилактической работы, соблюдение единого речевого режима в доме ребенка, индивидуальная работа, обеспечение личностно - ориентированной направленности процесса оздоровления детей
Публикация «Использование здоровьесберегающих технологий в организации коррекционно-развивающей деятельности логопеда» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
Цель использования здоровьесберегающих технологий в моей работе – обеспечение комплекса педагогического воздействия, направленного на преодоление и профилактику речевых нарушений, выравнивание и сохранение психофизического развития детей, применение здоровьесберегающих технологий в коррекционном воспитательно-образовательном процессе.
Задачи: обучить детей методам и приёмам сохранения здоровья и восстановления сил: обучить ориентировке в пространстве, в собственном теле; обучить снятию напряжения, развитию переключаемости; обучить правильному дыханию, длительному плавному выдоху; обучить приёмам самомассажа кистей и пальцев рук; обучить умению слушать и слышать звуки природы, релакс-музыку с целью расслабления, создания благоприятного эмоционального фона, способствовать закаливаю организма.
У детей с задержкой психического развития в доме ребенка здоровьесберегающие технологии применяют систематически и целенаправленно: организация деятельности предполагает, что каждая встреча с детьми становится ступенькой, открывающей ребенку его собственную индивидуальность и резервные возможности организма.
Здоровьесберегающими технологии, которые реализуются мною в доме ребенка :
Дыхательная гимнастика. Большие возможности в здоровьесбережении детей предоставляет дыхательная гимнастика, работа над дыханием является важной в логопедической работе, но и профилактика простудных заболеваний тоже важна, а тем более эти две задачи можно объединить в одну. Упражнения дыхательной гимнастики проводятся ежедневно в хорошо проветриваемом помещении. Комплексы упражнений: ("Ладошки", "Маятник", "Повороты головы" и др.)
Артикуляционная гимнастика - является неотъемлемой частью занятий, регулярное ее выполнение помогает: улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию; улучшить подвижность артикуляционных органов; укрепить мышечную систему языка, губ, щёк; уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных органов. Комплексы упражнений: ("Улыбка", "Птенцы", "Вкусное варенье", "Заборчик")
Пальчиковая гимнастика. Давно известно, что истоки способностей и дарования детей находятся на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источники творческой мысли. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи, является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга. С этой целью используются на занятиях игры и упражнения на формирование движений пальцев руки. Упражнения подбираются в соответствии с лексической темой. Для сохранения и укрепления психического здоровья, на своих занятиях я использую следующие оздоровительные приемы: Для восстановления силы и снятия эмоционального возбуждения у детей, их успокоения во время занятий проводится мышечная релаксация. Комплексы упражнений: ("Наши пальчики устали", "Дождик" "Солнце")
Релаксация – комплекс расслабляющих упражнений, снимающих напряжение мышц рук и ног, мышц шеи и речевого аппарата. При проявлении утомления, снижении работоспособности, при потере интереса и внимания в структуру занятия включаю физкультурные минутки. Эта форма двигательной нагрузки является необходимым условием для поддержания высокой работоспособности и сохранения здоровья детей. Комплексы упражнений: ("Ленивая кошечка", "Озорные щечки")
Массажный мяч (су-джок) – эффективное средство развития кистей рук ребенка, движений его пальцев, разработки мышц. Ребристая игольчатая поверхность мяча воздействует на нервные окончания, улучшает приток крови и активизирует кровообращение. Массажный мяч положительно сказывается на развитии детей. Эта забавная игрушка обогащает сенсорную среду малыша, стимулируя его психомоторное развитие. Комплексы упражнений: ("Пальчики-мальчики", "Сказка Ёжик")
Сказкотерапия – частый гость на логопедических занятиях. Во время работы над сказкой идет обогащение словаря, автоматизация поставленных звуков, введение их в самостоятельную речь. Во время работы над текстами сказок ребенок учится правильно придумывать, пересказывать, искать ответы на вопросы в тексте, что влияет на развитие связной, логичной речи. Драматизация сказки способствует развитию просодической стороны речи: тембра голоса, его силы, темпа, интонации, выразительности. Введение сказочного героя в логопедический процесс, который будет появляться на протяжении цикла занятий в разных уголках кабинета, способствует развитию положительных черт характера (желание помочь, сопереживание, доброта). Комплексы упражнений: психокорекционная сказка, дидактическая сказка, психологическая сказка, медитативная сказка.
Песочная терапия – с помощью этой терапии ребенок может расслабиться, успокоиться. Почему именно песок? Потому что игры на песке одна из форм естественной деятельности ребенка. Песок развивает творческие способности ребёнка и воображение. Созданная ребенком картина из песка является творческим продуктом. Игры в песке развивают фантазию малыша. И неудивительно, ведь здесь проживается сказочная жизнь. Основной акцент делается на творческом самовыражении ребенка, благодаря этому происходит выход внутреннего напряжения и поиск путей развития. Наблюдения и опыт показывают, что игра с песком позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей, снимают психическое напряжение у ребенка. Трогая руками песчинки, ребёнок развивает мелкую моторику рук. Все это делает его прекрасным средством для развития и саморазвития человека. Игры на песке - одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому можно использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребенка форме передаем ему наши знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира. Комплексы упражнений: мотивационная терапия.
Театрально-игровая деятельность:
Комплексы упражнений: игры-драматизации; сказкотерапия; сопряженная гимнастика, театр пальчиков и языка; куклотерапия
Основными направлениями моей логопедической работы в доме ребенка в театрально-игровой деятельности являются: развитие культуры речи: артикуляционной моторики, фонематического восприятия, речевого дыхания, правильного звукопроизношения; развитие сценического мастерства и речевой деятельности: развитие мимики, пантомимы, жестов, эмоционального восприятия, совершенствование грамматического строя речи, монологической и диалогической формы речи, игровых навыков и творческой самостоятельности. Прекрасным стимулом для детей и средством создания речевых ситуаций является настольный театр.
Театрализация логопедического процесса привлекательна тем, что вносит в детские будни атмосферу праздника, приподнятое настроение, позволяет ребятам проявить инициативу, способствует выработке у них чувства взаимопомощи, коллективных умений.
Биоэнергопластика — это содружественные движения руки и языка. Они выполняются одновременно, ритмично с целью активизации органов артикуляции, для достижения лучших результатов по постановке звуков, оказывают благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивают координацию движений и мелкую моторику, улучшают внимание, память, мышление, речь. Комплексы упражнений: ("Пароход", "Речка и рыбка", "Птичка пьет водичку")
Кинезиологические упражнения - позволяют выявить скрытые способности ребенка и расширить границы возможностей его мозга. Комплексы упражнений: "Зеркальное рисование" "Крюки", "Слоник"
Здоровьесберегающие технологии на прогулке в теплый период года, способствующие закаливанию и укреплению детского организма: соблюдение теплового режима; дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз; соблюдение двигательного режима; физических нагрузок, упражнение для укрепления осанки; релаксационные паузы, арт - терапия, динамическая пауза, соблюдение питьевого режима, босохождение.
Заключение:
Проводимая нами работа показывает, что использование здоровьесберегающих технологий в организации деятельности логопеда с детьми в доме ребенка позволяет решить несколько задач: способствует повышению речевой активности; развивает речевые умения и навыки; снимает напряжение, восстанавливает работоспособность; активизирует познавательный интерес; улучшает концентрацию внимания, снижает трудности переключения с одного вида деятельности на другой. Происходит развитие мелкой, общей и артикуляционной моторики, формируется процесс закаливания и укрепления организма ребенка в целом.
Список литературы
1. Ахутина, Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. N2. С. 21 – 28.
2. Буденная Т. В. Логопедическая гимнастика. Методическое пособие. Санкт-Петербург: «Детство-Пресс», 2001 г.
3. Евдакимова Е. С. Проектирование как здоровьесберегающая технология в ДОУ// Управление ДОУ. 2004. N1.
4. М. Ю. Картушина. Логоритмические занятия в дет. саду. М. :Сфера, 2003 г.
5. Кувшинова, И. А. Здоровьесбережение как необходимый аспект комплексной реабилитации детей с речевой патологией [Текст]/ И. А. Кувшинова. -М:2009.(библиотека журнала «Логопед».вып. 6) 13 с.
6. Леонова С. В. «Веселая разминка. Комплекс дыхательных физических упражнений под чтение стихотворных текстов». Логопед. 2004. N6. с. 83.
7. Методические рекомендации: Здоровьесберегающие технологии : методология анализа, формы, методы, опыт применения /Под ред. М. М. Безруких, В. Д. Сонькина. -М., 2002.
8. Педагогика и психология здоровья /Под ред. Н. К. Смирнова. — М. :АПКиПРО, 2003.