Залина Дзитоева
Использование здоровьесберегающих технологий в образовательной деятельности «Музыка»
▼ Скачать + Заказать документы
Меня зовут ДзитоеваЗалина Константиновна музыкальный руководитель МКДОУ №7 г. Алагир. Окончила Владикавказское училище искусств. Стаж педагогической работы 14 лет.
Мое педагогическое кредо «творить, пробовать, искать и развиваться!»,мой девиз «Вперед, только вперед!»
«Для всех найдется работа на корабле жизни, только найди свое дело, и старайся быть лучшим!»
Публикация «Использование здоровьесберегающих технологий в образовательной деятельности „Музыка“» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
Это высказывание Дугласа Мэллок, как нельзя точно передает мою жизненную позицию. Вот уже много лет я работаю музыкальным руководителем в детском саду. Музыкальный руководитель – это не просто должность, это огромная ответственность перед дошкольниками, которым потом выходить в большую жизнь. Должность музыкального руководителя это не только моя работа, это и хобби и дело всей моей жизни. Мое главное предназначение в том, чтобы открыть дверцу в загадочный и таинственный мир музыки, завораживая воображение детей новыми ослепительными красками и чтобы каждый малыш смог увидеть,понять и почувствовать всю прелесть этого удивительного мира
Никого не нужно убеждать в важности музыкального развития дошкольников. Музыка, как никакой другой вид искусства, находит дорогу к сердцу ребенка, побуждает его к самовыражению, учит сопереживать. Музыкальное движение и пение, помимо эстетических и образовательных задач, способствует еще и укреплению здоровья, развивают память и речь,улучшают работу нервной, дыхательной системы, опорно-двигательного аппарата….Поэтому в какой-то степени я еще и «музыкальный доктор».
В последнее десятилетие во всём мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Экологические проблемы, различные отрицательные бытовые факторы, химические добавки в продуктах питания, некачественная вода, накапливающиеся раздражения в обществе, связанные с неудовлетворительным экономическим положением, - это лишь некоторые факторы, агрессивно воздействующие на здоровье детей. Это я почувствовала на своих детях, а их у меня трое. Бесконечные проблемы, связанные со здоровьем детей подвели меня к тому, что я была обязана поменять свое отношение к образу жизни своей семьи. Какие только средства, рецепты я не перепробовала! И ответ был найден. Спорт и здоровый образ жизни, вот что необходимо для нормального, полноценного развития детского организма. От здоровья, жизнерадостности детей зависят их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.
В свете выше сказанного особую актуальность приобретает проблема оздоровления детского организма в дошкольном возрасте. Федеральные государственные образовательные требования предполагают реализацию определенных условий к созданию развивающей образовательной среды в музыкальном воспитании. Среди них - гарантия охраны и укрепления физического и психологического здоровья воспитанников.
Словосочетания «здоровьесберегающие технологии» и «формирование здорового образа жизни» заняли прочное место и в образовательном процессе нашего ДОУ. Но проблема по-прежнему остается актуальной. Поэтому я решила комплексно решать задачи физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребенка, подготовка к школе, активно внедряя в процесс образования наиболее эффективные технологии здоровьясбережения, вследствие чего и появился проект «Использование здоровьесберегающих технологии в Образовательной области «Музыка».
Цельпроекта:Организовать музыкально-оздоровительную работу в ДОУ, обеспечивающую каждому ребенку укрепление психического и физического здоровья, выявление и развитие музыкальных и творческих способностей, формирование привычки к здоровому образу жизни.
Задачи проекта:
- Развивать музыкальные и творческие способности дошкольников в различных видах музыкальной деятельности, используя здоровье сберегающие технологии, исходя из возрастных и индивидуальных возможностей каждого ребенка;
- Формировать положительное отношение ребенка к окружающему миру, к своей семье, сверстникам, самому себе;
- Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье.
Гипотеза (или предполагаемый результат)
- Повышение уровня развития музыкальных и
творческих способностей детей.
- Стабильность эмоционального благополучия
каждого ребенка.
- Повышение уровня речевого развития.
- Снижение уровня заболеваемости.
- Стабильность физической и умственной
работоспособности во всех сезонах года
независимо от погод
Научная основа проекта базируется на программах и методических пособиях:
– по музыкальному воспитанию : «Методика музыкального воспитания в детском саду» Н. Ветлугиной, «Музыкальное воспитание дошкольников» О. Радыновой, Программа «Элементарное музицирование с дошкольниками» Т. Тютюнниковой, концепции К. Орфа, Программа «Ритмическая мозаика» А. Бурениной;
– по воспитанию здорового ребенка : «Как воспитать здорового ребенка» В. Алямовской, «Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду» О. Н. Арсеневская «Оздоровительные игры для дошколь-ников и младших школьников» А. Галанова, «Развивающая педагогика оздоровления» В. Кудрявцева, «Театр физического развития и оздоровления» Н. Ефимова, Программа оздоровления дошкольников «Зеленый огонек здоровья» М. Картушиной, «Дыхательная гимнастика» А. Стрельниковой. «Психогимнастика» М. Чистяковой;
Основная форма музыкальной деятельности в ДОУ - музыкальные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных и творческих способностей каждого ребенка.
Виды занятий - индивидуальные, по подгруппам и фронтальные. По содержанию - типовые, доминантные, тематические, комплексные, интегрированные.
Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование на каждом музыкальном занятии следующих здоровьесберегающих технологий : валеологические песенки-распевки, дыхательная гимнастика,артикуляционная гимнастика, оздоровительные и фонопедические упражнения, игровой массаж, пальчиковые игры, речевые игры, музыкотерапия.
Новизна системы состоит в следующем: На музыкальных занятиях, в свободной и самостоятельной творческой деятельности дошкольников актуально, возможно и необходимо использовать современные здоровьесберегающие технологии в игровой форме. Привычные виды музыкальной деятельности, развивающие творческие способности и музыкальность ребенка, можно разнообразить с пользой для здоровья. Например, начинать каждое музыкальное занятие жизнеутверждающей валеологической песни -распевки, дающей позитивный настрой детям на весь день. Слушание музыки и разучивание текстов песен можно перемежать с игровым массажем, самомассажем или пальчиковой игрой, пассивной музыкотерапией. Перед пением песен - заниматься дыхательной, артикуляционной гимнастикой, фонопедическими и оздоровительными упражнениями для горла и голосовых связок с целью профилактики простудных заболеваний. Речевые игры лучше сопровождать музыкально-ритмическими движениями, игрой на детских музыкальных (шумовых и мелодичных) музыкальных инструментах, а танцевальную импровизацию совместить с музыкотерапией.
Музыкальные занятия с использованием технологий здоровьесбережения эффективны при учете индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка, его интересов. В соответствии с этим занятия строю на планировании, направленном на усвоение детьми определенного содержания, и педагогической импровизации, варьирующей ход занятия, его содержание и методы.
Примерная схема музыкального занятия с применением здоровьесберегающих технологий.
Нельзя не сказать о условиях для развития музыкальных и творческих способностей детей, укрепления их психофизического здоровья (слайд)
Успех занятий невозможен без совместной деятельности музыкального руководителя как с воспитателями, так и с родителями. Взаимодействие и просветительская работа с родителями производится посредством проведения консультаций, собраний на темы здоровьясбережения ребенка в семье, подготовки наглядного материала с советами и рекомендациями по занятиям с ребенком в не ДОУ на информационных стендах, проведение мастер – классов с родителями по применению здоровьесберегающих технологий. Совместная работа с педагогами ДОУ включает в себя проведение консультаций, совместное планирование самостоятельной музыкальной деятельности детей, мастер-классы.
Введение в образовательный процесс педагогической инновации, а именно музыкально – оздоровительной работы, позволило достичь хороших результатов в снижении заболеваемости детей и высоких результатов в развитии музыкальных и творческих способностей.
Хочу закончить свое выступление следующим высказыванием поэта Дугласа Мэллок:
«Есть три вещи, которые никогда не возвращаются обратно-Время, Слово и Возможность. Поэтому не теряй времени., выбирай слова. и не упускай возможность!» И добавлю от себя:Особенно время и возможность помочь детям быть здоровыми и счастливыми.
Благодарю за внимание!