Татьяна пух
Использование здоровьесберегающих технологий в обеспечении укрепления здоровья и создании безопасной среды дошкольников
▼ Скачать +Заказ
Использование здоровьесберегающих технологий в обеспечении укрепления здоровья и создание безопасной среды дошкольников.
Татьяна Николаевна Пух,
инструктор по физической культуре
«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества».
В. А. Сухомлинский
Публикация «Использование здоровьесберегающих технологий в обеспечении укрепления здоровья и создании безопасной среды дошкольников» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Оформление детских садов
- Темочки
В последние годы наблюдается резкое ухудшение состояния здоровья детей, и поэтому оздоровление детей является одной из основных задач, которые стоят перед обществом. Анализ сложившейся ситуации показал, что в нашей стране существует низкий уровень мотивации на сохранение и укрепление индивидуального здоровья (отсутствие культуры здоровья). Человек не стремится взять на себя ответственность за здоровье.
Таким образом, можно сказать, что главная актуальная проблема физического воспитания в свете современных требований - охрана жизни и укрепление здоровья дошкольников.
Цель: укрепление здоровья, формирование начал здорового образа жизни и ценностных ориентации, направленных на сохранение и укрепление здоровья дошкольников.
ЗАДАЧИ:
Оздоровительные задачи :
- совершенствовать физические способности, физические качества, умения и навыки в совместной двигательной деятельности детей;
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
- формирование правильной осанки, гигиенических навыков, совершенствование функций организма, повышение его защитных свойств и устойчивости к заболеваниям средствами движения, дыхательной гимнастики, массажа, закаливания.
Образовательные задачи:
- формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями;
- создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности;
- выявление интересов, склонностей и способностей детей в двигательной деятельности, реализация их через систему физкультурно - оздоровительной работы;
- приобщение к спорту и физической культуре, формирование стойкой мотивации к здоровому образу жизни.
Воспитательные задачи:
- воспитание потребности в здоровом образе жизни, потребности в физических упражнениях и играх; ;
- воспитание физических качеств, необходимых для полноценного развития личности.
Хочется заострить ваше внимание на необходимости психологического здоровья детей, ведь психологическое здоровье – это гармония между различными аспектами: эмоциональными и интеллектуальными, телесными и психическими. Психологическое здоровье - индикатор физического здоровья. Поэтому в течение всего учебного года в свою работу включаю здоровьесберегающие технологии, способствующие интегрированному воздействию, а также достижению устойчивого, стабильного результата в более короткие сроки.
Существует несколько направлений здоровьесберегающих технологий
- Технологии сохранения и стимулирования здоровья воспитанников;
- Технологии обучению здоровому образу жизни;
- Коррекционные технологии
Из технологий первого направления я использую в своей работе
1. пальчиковые игры и пальчиковую гимнастику. Это способствует овладению навыкам мелкой моторики, помогает развивать речь, повышает работоспособность коры головного мозга, развивает психические способности: мышление, память, воображение, снимает тревожность. Эту технологию широко используют все педагоги, дети знают огромное количество. («Этот пальчик», «Сидит белка» и др);
2. гимнастику для глаз, которая улучшает циркуляцию крови и внутриглазной жидкости глаз, укрепляет мышцы глаз, улучшает аккомодацию (это способность глаза человека к хорошему качеству зрения на разных расстояниях(«Неделька», «Вальс глазами» и др)
3. дыхательную гимнастику. Применяю как во вводной и заключительной части, так и внутри занятия. Она восстанавливает дыхание, стимулирует кровообращение и имеет оздоравливающий эффект («Насос». «Снежинки», дыхательные упражнения по методике Стрельниковой, по методике Сметанкина)
4. Упражнения на релаксацию. Они необходимы для отдыха и успокоения, душевного равновесия. Применяю в заключительной части занятия, но в случае перевозбуждения детей могу использовать и внутри занятия ("Улыбнись", "Тишина");
5. Кинезиологические упражнения
(«Гимнастика мозга») улучшают внимание и память, формируют пространственные представления. Кинезиологические упражнения влияют не только на развитие умственных способностей, но и позволяют выявить скрытые способности ребёнка и расширить границы возможностей его мозга. («Да и нет», «Язычок» и др)
6. Интересны детям упражднения игрового стретчинга, которые обладают психологическим эффектом: улучшают настроение, поднимают самооценку, создают ощущение комфорта и спокойствия в целом. Они повышают общую двигательную активность, что благоприятно сказывается на суставах и профилактике хрупкости костей. Хорошая гибкость позволяет выполнять упражнения с большей амплитудой движений, а также обеспечивает красивую осанку и снижает вероятность болей в спине. («Дерево», «Солнышко», «Верблюд» и др)
7. В этом учебном году я стала больше внимания уделять такой здоровьесберегающей технологии, как скиппинг. Скиппинг – упражнение, которое чаще всего используется с применением скакалки. Прыжки через скакалку, наряду с бегом, ходьбой, ездой на велосипеде, плаванием, являются самым распространенным в мире циклическим упражнением. Скиппинг во всех формах своей деятельности способствует разностороннему развитию личности ребенка, общему оздоровлению его организма, укреплению физических и духовных сил, приобретению навыков самостоятельной деятельности.
8. Ритмопластику
включаю элементы гимнастики, хореографии, танцев и их музыкальное сопровождение. Ритмопластика способствует формированию разносторонне физически и творчески развитой личности;
9. Элементы силовой гимнастики. Эти упражнения увеличивают сердечно – сосудистую выносливость, уменьшают предрасположенность ребенка к травмам. Но хочется оговориться, что злоупотреблять этими упражнениями нельзя.
Технологии обучению здоровому образу жизни :
1. Игротерапия - метод лечебного воздействия на детей, страдающих эмоциональными нарушениями, страхами, неврозами и т. п.
2. 2. Коммуникативные игры- игры, которые направлены на формирование и развитие у детей дошкольного возраста навыков общения. (Здравствуйте», «Добрые слова» и др)
3. Самомассаж – это одна из разновидностей массажа, в которой человек, производя давление на определенные участки собственного тела, повышает свой жизненный тонус. Широко использую для массажа разнообразные предметы.
Коррекционные технологии :
1. Технология музыкального воздействия (музыкотерапия) .
Музыкотерапия в различных формах физкультурно- оздоровительной работы используется мной для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя, повышения двигательной активности. Стараюсь включать музыкальное сопровождение, музыкальные игры как можно чаще в занятия.
2. Технология воздействия цветом (цветотерапия) - это немедикаментозный метод лечения.
Подобранные цвета физкультурного оборудования снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка. На примере занятия вы видели упражнения с предметами желтого цвета, который ассоциируется с цветом солнца и тепла. Яркий и жизнерадостный, он является цветовым воплощением энергии, движения и позитива.
3. Корригирующие упражнения.
Использую упражнения, способствующие формированию правильной осанки и ее коррекции; упражнения для коррекции и профилактики плоскостопия и формирования правильного свода стопы («Нарисуй ногами», Достанем до солнышка», «Стойкий оловянный солдатик», «Кошечка» и др).
4. Часто использую смехотерапию, которая очень нравится детям.
Смех - полезное физическое упражнение, способствующее тому, что у человека двигаются плечи, вибрирует диафрагма, расслабляются мышцы шеи, спины и лица.
5. Логоритмика в моей работе помогает расширять лексический запас, способствует развитию слухового внимания и двигательной памяти, совершенствует общую и мелкую моторику, помогает выработке четких, координированных движений во взаимосвязи с речью, развивает творческую фантазию и воображение. («Повторяем вместе», «Самолет» и др)
Я считаю, что такая работа уже имеет хорошие результаты. Этому способствуют также и то, что я стараюсь
1. создать эмоционально-положительную непринужденную обстановку на занятиях.
2. каждому занятию придать развивающий характер, продумать обеспечение активности детей самостоятельности, творчества, развитие индивидуальности и воспитание нравственности.
3. учитываю интересы, потребности каждого ребенка. Широко использую игровые ситуации и игровые приемы.
Применяя вышеперечисленные методы и технологии я повышаю результативность воспитательно- образовательного процесса, формирую у воспитанников ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья.
Здоровьесберегающие технологии включаются в каждый вид деятельности детей всеми педагогами ДОУ. Упражнения,игры,направленные на укрепление и здоровьесбережение детей, дозировка и темп зависит от возраста детей, их настроения.
Подводя итоги работы, хочется отметить, что внедрение в образовательный процесс современных здоровьесберегающих технологий оказалось успешным. В результате проведенной работы у детей и их родителей появилась правильная ориентация на здоровый образ жизни. Сформировалась потребность заниматься физической культурой и спортом, и представление о том, как это может быть весело и увлекательно. Данные технологии в обучении способствуют сохранению и укреплению здоровья и обеспечивают успешность обучения дошкольников. Дети активно включаются в организованную образовательную деятельность и получают знания умения и навыки, предусмотренные образовательной программой.
Закончить свое выступление хочется словами Жан – Жак Руссо: «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым : пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении!»