Юлия Сухова
Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-оздоровительной работе с детьми с ОВЗ в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад к конференции.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИОННО - ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ В ДОУ.
Сухова Ю. В.
USE OF HEALTH – SAVING TECHNOLOGIES IN CORRECTION AND HEALTH WORK WITH CHILDREN WITH HIA IN DOW.
Sukhova Y. V.
Аннотация. Доклад посвящен актуальной проблеме обеспечения сохранения здоровья детей с ОВЗ посредством применения здоровьесберегающих технологий.
Публикация «Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-оздоровительной работе с детьми с ОВЗ в ДОУ» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Abstract. The report is devoted to an urgent problem in ensuring the preservation of health for children with disabilities through health-saving technologies.
Ключевые слова : здоровьесберегащюие технологии, интерактивные методы обучения, коррекционно- оздоровительная работа.
Keywords : health-saving technologies, interactive teaching methods, correctional and health-improving work.
Детям с ОВЗ для освоения образовательных программ необходимы специальные условия обучения и воспитания. В последние годы все чаще поднимается вопрос о значимости здоровьесберегающих технологий, т. к. сохранение здоровья – приоритетное направление в педагогике, о чем говорится в Федеральном государственном образовательном стандарте ДОУ.
Следовательно, одной из основных задач в работе с детьми с ОВЗ является такая организация и методика проведения всех оздоровительных и воспитательно-образовательных мероприятий, при которой не только сохраняется хороший уровень умственной работоспособности, происходит дальнейшее развитие, но и укрепление здоровья ребенка. Это здоровьесберегающие технологии.
Первые шаги к здоровью, стремление к здоровому образу жизни, к познанию самого себя, формированию культуры здоровья даются в дошкольном учреждении. При воспитании детей с ОВЗ требуется систематическая работа по сохранению и укреплению здоровья детей. В ДОУ уделяется большое внимание оптимальному использованию интеллектуального, творческого потенциала каждого дошкольника. Это создание психологической, нравственной атмосферы, в которой особый ребенок перестанет ощущать себя не таким, как все. Это место, где ребенок с ограниченными возможностями здоровья может реализовать не только свое право на образование, но и, будучи включенным в полноценную социальную жизнь ровесников, обрести право на обычное детство.
Здоровьесберегающие технологии, которые используются в ДОУ, тесно перекликаются с целями и задачами каждого занятия, этапа коррекционной работы и применяются с максимально индивидуальным подходом к каждому ребенку.
Одним из немаловажных факторов, влияющих на эффективность коррекционно-развивающего процесса, является рациональность организации взаимодействия участников образовательного процесса – воспитателя, учителя-логопеда, педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, родителей.
Цель предлагаемого выступления: создание условий для сохранения, укрепления здоровья детей с ОВЗ посредством здоровьесберегающих технологий.
Задачи здоровьесбережения :
-Повышение умственной и физической работоспособности.
-Снятие психического и нервного напряжения.
-Стимулирование речевых зон коры головного мозга.
-Совершенствование общей и мелкой моторики.
-Повышение резервов дыхательной системы.
-Профилактика нарушений зрения.
Здоровьесберегающие технологии интегрируют все направления работы ДОУ на сохранение, формирования и укрепления здоровья воспитанников с интеллектуальной недостаточностью. Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей.
В настоящее время в работе с детьми с ОВЗ реализуются следующие здоровьесберегающие технологии.
1. Сохранения и стимулирования здоровья.
2. Обучения здоровому образу жизни.
3. Коррекционные технологии.
Теперь подробнее рассмотрим каждую из здоровьесберегающих технологий.
Подвижные и спортивные игры являются важнейшим ежедневным занятием с детьми с ОВЗ. Предусмотренные планированием игры проводятся на утренних и вечерних прогулках в соответствии со временем года. Игры способствуют не только развитию игровых навыков ребенка, но и служат формированию здоровья детей.
Динамические паузы – использование физкультминуток во время проведения организованной образовательной деятельности способствует снижению утомляемости у детей, а также активизируется мышление и повышается умственная работоспособность.
Расслабляющие упражнения (релаксация) – коррекционный приём, направленный на снятие мышечного и эмоционального напряжения у детей. Умение расслабляться и регулировать мышечный тонус помогает детям с синдромом гиперреактивности, неврозами, высокой тревожностью, заиканием.
Артикуляционная гимнастика – комплекс специально подобранных упражнений для подвижности речевых органов с целью тренировки их мышц. Выполнение артикуляционной гимнастики развивает силу и координацию, переключаемость артикуляционных движений, что способствует не только формированию звукопроизношения, но и улучшению общего звучания речи, её темпа, ритма, разборчивости.
Дыхательная гимнастика – комплекс упражнений, направленный на развитие физиологического и речевого дыхания. Дыхательная гимнастика способствует насыщению кислородом коры головного мозга и улучшению работы всех центров, а также профилактике и лечению заболеваний дыхательной системы.
Гимнастика для глаз – комплекс упражнений, направленный на тренировку глазных мышц и сохранение зрения детей. Детям с патологией зрения противопоказаны упражнения, связанные с длительным и резким наклоном головы.
Пальчиковая гимнастика – комплекс упражнений, способствующий формированию произвольных, координированных движений пальцев рук. Ежедневная систематическая пальчиковая гимнастика способствует улучшению работы различных центров коры головного мозга.
Игры на координацию речи с движением – игровая деятельность, направленная на развитие общей моторики детей. Двигательная активность улучшает работоспособность, эмоциональное состояние детей, активизирует внимание, память, мышление.
Физкультурные занятия проводятся в соответствии с программными требованиями. К основным формам относятся: физкультурное занятие, утренняя гимнастика, гимнастика после дневного сна, специально организованная физкультурная деятельность на прогулке, самостоятельная физкультурная деятельность.
Воспитание у детей привычек к чистоте, порядку, навыков культуры еды, как необъемлемой части культуры поведения. Задача эта сложная, требующая систематичности, большого терпения, единства требований со стороны взрослых. Необходимо сделать этот процесс доступным, интересным, увлекательным. Обширное умывание (руки до локтя, воротниковая зона и лицо) является частью КГН, эффективное расслабляющее и закаливающее мероприятие.
Во время утренней гимнастики повышается эмоциональный тонус, который является результатом мышечной радости от движений в коллективе сверстников. Снимается напряжение от пробуждения после ночного сна, дисциплинируется поведение, происходит коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата, развитие органов дыхания. Утренняя гимнастика проводится перед завтраком.
Гимнастика пробуждения проводится после дневного сна для запуска всех жизненно важных процессов организма. Является хорошим стимулом для поднятия настроения, бодрости, для профилактики нарушений осанки и плоскостопия. Проводится ежедневно, состоит из упражнений в кровати, «дорожки здоровья», закаливающих мероприятий.
Самомассаж – это дозированное механическое раздражение тела человека, выполняемое с помощью специального оборудования: массажные мячики, деревянные массажеры. Самомассаж стимулирует обменные процессы в мышечной ткани, усиливает кровообращение в мышцах, улучшает питание тканей, снабжая их кислородом.
Массаж специальным шариком Су-Джок. Поскольку на ладони находится множество биологически активных точек, эффективным способом их стимуляции является массаж специальным шариком. Воздействуя на эти точки, можно избавиться от многих болезней или предотвратить их развитие.
Музыкотерапия – воздействие музыки на организм человека с терапевтическими целями. В дошкольном возрасте восприятие отдельных музыкальных произведений и звуков природы способствует достижению седативного или возбуждающего эффекта в зависимости от цели педагога.
Многие игровые технологии, применяемые на занятиях, сопровождаются сказками, которые придумывают, как педагог, так и сами дети, дополняя фантазии друг друга. Это способствует освоению навыков общения, целенаправленного слухового восприятия, развитию мышления, речи, памяти.
Песочная терапия – работа детей с песком, стабилизирующая эмоциональное состояние детей. Этот вид терапии развивает тонкую моторику, стимулирует тактильные ощущения, нормализует мышечный тонус. Песок и тёплая вода обладают релаксирующим действием.
Акватерапию применяют в коррекционной работе с детьми, имеющими различные неврологические отклонения, интеллектуальную недостаточность, поражения общей двигательной активности, речевые нарушения, нарушения органов слуха и зрения. Использование игр с водой является быстродействующим, успокаивающим методом стабилизации эмоционального состояния детей с ОВЗ.
Логоритмика - это форма активной терапии, в которой преодоление речевых нарушений идет путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой. Логоритмика оказывает влияние на общий тонус, на моторику, настроение, способствует тренировки подвижности нервных центров ЦНС и активизации коры головного мозга.
Таким образом, рассмотрев множество приёмов и методов по здоровьесбережению и применению их в практической деятельности, можно сделать вывод. Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с дошкольниками даё т положительные результаты:
- снижение уровня заболеваемости;
- повышение работоспособности, выносливости;
- развитие психических процессов;
- улучшение зрения;
- формирование двигательных умений и навыков, правильной осанки;
- развитие общей и мелкой моторики,
- повышение речевой активности;
- увеличение уровня социальной адаптации.
Здоровьесберегающие технологии помогают сохранить детям здоровье, заложенное природой, поддерживать их позитивное и эмоциональное состояние, способствуют физическому развитию ребёнка. Вся эта работа направлена на оздоровление детей и коррекцию речи. А чтобы результат был более быстрым и положительным важно сотрудничать c родителями воспитанников. Расширить круг общения c родителями дают возможность и интернет ресурсы: сайт детского сада, где размешаются видеофрагменты, консультации, мастер-классы, практикумы по применению здоровьесбегающих технологий, которые родители могут легко использовать в домашних условиях.
Применение в работе воспитателей ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий для детей с ОВЗ, повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.
«Литература» :
Книга одного автора
Алямовская В. Г. Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении // Дошкольное образование. – 2004. С. 56
Ахутина Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения : индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. – 2004. С. 21-28
Волошина Л. А. Организация здоровьесберегающего пространства // Дошкольное воспитание. — 2014. — № 1. — С. 114–117.
Воронкова В. В. Здоровьесберегающие технологии в системе обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов // Современные наукоемкие технологии. – 2019. – № 6. – С. 146-150;
В. В. Нищева. Система коррекционной работы. - СПб. : Детство Пресс, 2001. С. 24-38
Панфёрова И. В. Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике // Логопед. -2011.-С. 17-25.
Книга двух авторов
В. Н. Малышева, Л. Ф. Меренкова «Коррекционно – развивающая среда
для детей дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного
аппарата» - М. : Школьная пресса, 2003. С. 16-23
Татаринцева, Е. А. Использование здоровьесберегающих технологий в речевом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья / Е. А. Татаринцева, Л. В. Васильева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 5 (295). — С. 331-333.
Терновская СА., Теплякова ЛА. Создание здоровьесберегающей образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении // Методист. - 2005. - №4. - С. 61-65.
Описание официальных документов
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г., №1155).
Описание электронных ресурсов
Соколова О. А. Здоровьесберегающие образовательные технологи [Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://www.shkolnymir.info/.