Инна Дронова
Использование здоровьесберегающих технологий в формировании здоровой личности дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Современная система образования переходит к деятельности по новым ГОС образования, в которых важное место занимает проблема охраны и укрепления здоровья детей. Стратегическим вектором развития в данном направлении должен быть тезис: «От здоровьесберегающего к здоровьеформирующему образованию». Впервые включен критерий как «способность к контролю и самоконтролю». Сохранение здоровья детей из категории «условие реализации образовательного процесса переходит в более значимую категорию – «результат процесса образования» [1, с. 30].
Публикация «Использование здоровьесберегающих технологий в формировании здоровой личности дошкольника» размещена в разделах
Здоровьесберегающие технологии – условия обучения и пребывания ребенка в ДОУ; рациональная организация учебно-воспитательного процесса; соответствие учебной и физической нагрузки, возрастным возможностям ребенка; необходимый организованный двигательный режим. Цель – обеспечение высокого уровня здоровья ребенку и воспитание валеологической культуры, как совокупности осознанного его отношения к здоровью, знаний о здоровье и умений оберегать, сохранять его, валеологической компетентности, позволяющей ему самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи [2, с. 12].
Классификации здоровьесберегающих технологий : медико-профилактические; обеспечение социально-психологического благополучия ребенка; физкультурно-оздоровительные; технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов; валеологическое просвещение родителей; коррекционные здоровьесберегающие; обучение здоровому образу жизни.
Медико-профилактические технологии - технологии, обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами. К ним относятся: организация мониторинга здоровья детей и разработка рекомендаций по оптимизации здоровья; организация и контроль питания детей, их физического развития, закаливания; организация профилактических мероприятий; организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНов; организация здоровьесберегающей среды в ДОУ.
Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребёнка - технологии, обеспечивающие его психическое и социальное здоровье. Реализацией данных технологий занимается психолог посредством специально организованных встреч с детьми, воспитатель и специалисты ДОУ.
Физкультурно-оздоровительные технологии - технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка : развитие физических качеств, двигательной активности и становление их физической культуры, закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки. В условиях ДОУ инструктор по физической культуре проводит физические упражнения. Использует современное оборудование. Ежедневно проводятся утренняя гимнастика, физкультурные занятия, преимущественно на свежем воздухе. В ДОУ организована самостоятельная двигательная деятельность детей с использованием лыж, игр в хоккей, футбол и т. д. Для преодоления гиподинамии проводится «Час здоровья», в зимнее время он состоит из ходьбы на лыжах, катания на санках, в летнее время бег по «Тропе здоровья».
Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов - технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов, культуры профессионального здоровья, развитие потребности к ЗОЖ (проводятся семинары-тренинги, консультации, практикумы, вебинары и т. д.).
Валеологическое просвещения родителей - привлечение родителей к участию в проектах, квестах, проведение родительских собраний по обозначенной тематике, информационный материал и т. д.
Коррекционные здоровьесберегающие технологии ориентированы на коррекцию и профилактику. Это могут быть технологии музыкального воздействия, арт-терапия, сказкотерапия, терапия песком, технологии воздействия цветом, психогимнастика, фонетическая ритмика и другие.
Технологии обучения ЗОЖ. Формы : физкультурные занятия; проблемно-игровые мероприятия, коммуникативные игры; серия занятий «Уроки здоровья», точечный самомассаж и т. д. Оздоровительные технологии обеспечивают благоприятную психологическую и педагогическую обстановку.
Спортивно-оздоровительная среда – система материальных объектов для двигательной оздоровительной деятельности. Развивающая организуется с учетом потребностей и интересов детей, призвана побуждать их двигательную активность, а интерьер и оформление ДОУ способствуют эмоциональному благополучию ребенка. Оздоровительное пространство ДОУ включает в себя и оборудование, позволяющие осуществлять физкультурно-оздоровительную и профилактическую работу с детьми, например, это может быть, детская гостиная, фитобар, комната психологической разгрузки; оборудование для проведения упражнений по профилактике плоскостопия и нарушений [1, с. 41].
Таким образом, здоровьесберегающие технологии представляют собой комплексную, построенную на единой методологической основе, систему психолого-педагогических и организационных приемов, технологий, методов, направленных на укрепление и охрану здоровья детей, формирование у них культуры здоровья, а главная задача каждого воспитателя - изучить основы этих технологий и оценивать свою деятельность с точки зрения здоровьесбережения своих воспитанников.
Список литературы
1. Волошина Л. Н. Современные тенденции построения здоровьесберегающей среды ДОУ // Вести образования. – 2018 – №8. – 30, 41 с.
2. Виноградова Н. А. Управление качеством образовательного процесса в ДОУ / Н. А. Виноградова. – М. : Айрис-пресс, 2015. – 12 с.