Светлана Дубенскова
Использование здоровьесберегающих технологий в формировании математических представлений детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Светлана Сергеевна Дубенскова.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №8 г. Нижний Ломов.
Добрый день, уважаемые коллеги!
Сегодня мы обсуждаем с вами проблему использования здоровьесберегающих технологий в формировании элементарных математических представлений детей раннего возраста. Я поделюсь с вами своим опытом работы по данному направлению.
Публикация «Использование здоровьесберегающих технологий в формировании математических представлений детей раннего возраста» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Младшая группа
- Темочки
Хочу напомнить вам, что развитие современного общества предъявляет новые требования к дошкольным образовательным учреждениям, к организации в них образовательного процесса. В Федеральном государственном образовательном стандарте задача номер один - охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей. Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Психологическое и эмоциональное состояние ребенка непосредственно влияет на его физиологию, в большей степени зависит от педагогических технологий, используемых в образовательном процессе.
По мнению многих специалистов, основным недостатком системы дошкольного воспитания является малоподвижность детей. Они много занимаются сидя, мало двигаются. Это плохо сказывается не только на физическом, но и на духовном развитии детей : у них снижается тонус нервной системы, угнетается психическая активность. У физически ослабленных детей, подверженных быстрому утомлению, снижены эмоциональный тонус и настроение, а это отрицательно влияет на характер их умственной работоспособности. Поэтому поиск путей обновления традиционных форм обучения дошкольников, является важной задачей работников дошкольных учреждений.
Известные педагоги с древности до наших дней отмечают, что движение является важным средством познания окружающего мира. Поэтому не следует ограничивать занятия в дошкольных учреждениях каким-либо одним видом деятельности. Чем разнообразнее по используемым видам деятельности и дидактическому материалу будут занятия, тем больший эффект они дадут. Чем полнее информация, получаемая ребенком от своих органов чувств, тем успешнее и разностороннее его развитие.
Чем разнообразнее движения, тем больше информации поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие дошкольника. В двигательной деятельности дети активно воспринимают новые предметы, их свойства.
Математика – серьезная и сложная наука, особенно для детей раннего возраста. Нашей задачей в области формирования элементарных математических представлений является развитие у ребенка интереса к математике и способности к логическому мышлению. Осуществляя деятельность в данном направлении, необходимо учитывать, что дошкольнику интереснее всё познавать самостоятельно, практическим путем, перенося свою жизнь в сказку, преодолевая искусственно созданные взрослым препятствия, попутно не только овладевая четкими математическими умениями, но и познавая окружающий мир. Поэтому в дошкольных учреждениях формирование математических представлений должно осуществляться так, чтобы дети видели, что математика существует не сама по себе, что математические понятия отражают связи и отношения, свойственные предметам окружающего мира.
В настоящее время мною используются различные варианты организации обучения детей математике с применением здоровьесберегающих технологий. Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих технологий помогает повысить результативность образовательного процесса.
Цель здоровьесберегающих технологий в математическом развитии – это обеспечение высокого уровня реального здоровья ребенку и воспитание валелогической культуры в НОД по ФЭМП, как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валелогической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения.
Я выделяю несколько групп здоровьесберегающих технологий применительно для математического развития :
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья :
- Динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, технологии эстетической направленности, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, гимнастика бодрящая, гимнастика корригирующая, гимнастика ортопедическая.
2. Коррекционные технологии :
- Арттерапия, технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, технологии воздействия цветом, технологии коррекции поведения, психогимнастика.
Очень важно, чтобы каждая из вышеперечисленных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровье сберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и не осложненное развитие.
Формы организации здоровьесберегающей работы :
Я организуя с детьми НОД по формированию элементарных математических представлений у 2 группы детей раннего возраста, придерживаюсь рекомендованного программой и СанПин времени продолжительности занятия. В средине образовательной деятельности обязательно провожу физкультминутки. Они являются обязательной составной частью образовательной деятельности. Перерывы между образовательной деятельностью должны составлять не менее 10 минут. НОД по формированию элементарных математических представлений проводятся в первой половине дня.
Физкультминутки математического характера – это небольшой комплекс физических упражнений, сопровождаемых стишками или песенками, направленными на развитие и закрепление математического счета, ориентировки в пространстве, на снятие напряжения и усталости у детей, на поддержание интереса к занятию. Физкультминутки повышают общий тонус, моторику, способствуют тренировке подвижности нервных процессов, развивают внимание и память, создают положительный эмоциональный настрой и снимают психоэмоциональное напряжение. Я использую музыкальное сопровождение, элементы самомассажа и другие средства, помогающие восстановить оперативную работоспособность детей. Главное, чтобы движения были просты, доступны и интересны каждому ребенку, они должны быть достаточно интенсивны, влиять на многие группы мышц, но не быть чрезмерными.
В физкультминутки обязательно включаю гимнастику для глаз (Она способствует снятию статического напряжения мышц глаз, кровообращение). Особое внимание уделяю профилактике зрительных функций у дошкольников. Простейшие упражнения для глаз служат профилактикой нарушения зрения, но и благоприятны при неврозах, гипертонии. Эти упражнения не занимают много времени и, как показывает практика, нравятся детям.
Использую релаксацию. Для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. С этой целью использую специально подобранные упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма. В зависимости от состояния детей и целей определяю интенсивность технологии.
Использую пальчиковую гимнастику, которую провожу индивидуально, либо с подгруппой детей. Так как она тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции. Она полезна всем детям, особенно с речевыми проблемами.
Применяю дыхательную гимнастику. От правильного дыхания во многом зависит здоровье человека, его физическая и умственная деятельность. Дыхательные упражнения увеличивают кровообращение в легких, снижают спазм бронхов, улучшают их проходимость, способствуют выделению мокроты, тренируют умение произвольно управлять дыханием, формируют правильную биомеханику дыхания, осуществляют профилактику заболеваний и осложнений органов дыхания.
Музыка, сопровождающая движения, создаёт бодрое настроение, оказывает положительное влияние на нервную систему ребёнка.
В перерывах между занятиями, провожу двигательная разминка. Её цель – предотвратить развитие утомления у детей, снять эмоциональное напряжение в процессе занятий с умственной нагрузкой, что способствует более быстрому восприятию программного материала. Двигательная разминка позволяет активно отдохнуть после умственной нагрузки и вынужденной статической позы, способствует увеличению двигательной активности детей. Игровые упражнения, используемые в разминке, хорошо знакомы детям, просты по содержанию, с небольшим количеством правил, не длительны по времени.
В ходе работы с детьми я использую различные варианты организации обучения детей математике вместе с физическим развитием:
– наполнение математическим содержанием занятий по физкультуре;
– увеличение двигательной активности детей на занятиях по математике за счет включения в их содержание динамических пауз;
– совмещение физической и умственной нагрузки в ходе физкультурно-математических развлечений.
Не секрет, что только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.
Таким образом, применяя здоровьесберегающие технологии в формировании математических представлений, дети находятся в движении и через выполнение комплексных заданий постигают математические отношения и свойства объектов окружающего мира, а разнообразная двигательная активность снимает утомление, активизирует память, мышление.
Мозг дошкольника получает питание и кислород именно, когда двигается.
Движение - это жизнь, развитие. Двигайтесь, играйте с детьми и будьте здоровы и счастливы.
ЖД