Марина Габисова
Использование здоровьесберегающих технологий как условие реализации требований ФГОС до
▼ Скачать + Заказать документы
Использование здоровьесберегающих технологий как условие реализации требований ФГОС ДО.
Воспитатель: Габисова М. Л.
Одна из главных задач дошкольного образования – создание условий, гарантирующих формирование и укрепление здоровья воспитанников. Ведь здоровье человека - проблема достаточно актуальна для всех времен и народов, а в настоящее время она становится первостепенной.
Публикация «Использование здоровьесберегающих технологий как условие реализации требований ФГОС ДО» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
«Здоровьесберегающая технология» - это система мер, включающих в себя взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и актуальное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.
В действующем Законе «Об образовании» первоочередной задачей является «здоровье человека и свободное развитие личности». Охрана здоровья детей входит в число приоритетов деятельности образовательных учреждений. Именно здоровье является условием успешного роста и развития личности, ее духовного и физического совершенствования, а в дальнейшем во многом успешной жизни.
Актуальность темы здорового образа жизни подтверждают и статистические показатели. Исследователями отечественных и зарубежных ученых установлено, что здоровье человека лишь на 7-8% зависит от успехов здравоохранения и на 50% от образа жизни. Воспитание уважительного отношения к здоровью необходимо начинать с раннего детства. По мнению специалистов, 75% всех болезней человека заложено в детские годы. И педагог может сделать для здоровья воспитанников не меньше, чем врач. Воспитатель должен обучаться психолого-педагогическим технологиям, позволяющим ему самому работать так, чтобы не наносить ущерба здоровью своим воспитанникам на занятиях. Предметно-пространственная развивающая среда должна быть здоровьесберегающей и здоровьеукрепляющей.
Понятие «здоровьесберегающие технологии» как раз и интегрирует все направления работы дошкольного учреждения по сохранению, формированию и укреплению здоровья детей дошкольного возраста.
Здоровьесберегающие технологии-условия обучения ребенка (отсутствие стресса, адекватность требований и методик обучения и воспитания); рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями); соответствие учебной и физической нагрузки, необходимый достаточный и рационально организованный двигательный режим.
Цель здоровьесберегающих технологий - обеспечение высокого уровня здоровья воспитанников детского сада и воспитание культуры как совокупность осознанного отношения ребенка к здоровому образу жизни человека, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, оказание элементарной медицинской, психологической самопомощи.
Классификация здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании определяется по доминированию целей и задач, а также ведущих средств здоровьесбережения и здоровье обогащения педагогического процесса в детском саду.
В связи с этим можно выделить следующие виды здоровьесберегающих технологий :
- медико-профилактические технологии, обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала детского сада в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств (организация мониторинга здоровья дошкольников, разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья; организация и контроль детей раннего и дошкольного возраста, физического развития и закаливания; организация профилактических мероприятий в детском саду; организация контроля и помощь в обеспечении требовании
Сан ПиН; организация здоровьесберегающей среды).
-физкультурно-оздоровительные технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка : развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников, закаливания, дыхательной гимнастики, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, оздоровительные процедуры в водной среде (бассейн) и на тренажерах воспитание привычки к повседневной физической активности т заботе о здоровье и реализация этих технологий, как правило, осуществляется специалистами по физическому воспитанию и воспитателями в условиях специально организованных форм оздоровительной работы.
- технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка, обеспечивающие психическое и социальное здоровье дошкольников. Основная задача этих технологий - обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье, обеспечение социально-эмоционального благополучия дошкольников. Реализацией данных технологий занимается психолог посредством специально организованных встреч с детьми, а также воспитатель и специалисты дошкольного образования. К этому виду технологий можно отнести технологии психологического и психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в педагогическом процессе.
-технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования, направленные на развитие культуры здоровья педагогов детского сада, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.
В основу разработки здоровьесберегающей среды заложено :
1. Формирование здоровья детей на основе комплексного и системного использования доступных для конкретного дошкольного учреждения средств физического воспитания, оптимизация двигательной активности детей на свежем воздухе.
2. Использование в образовательной деятельности дошкольного учреждения духовно-нравственного и культурного потенциала города, ближайшего окружения, воспитание детей на традициях русской культуры.
3. Конструктивное партнерство семьи, педагогического коллектива и самих детей в укреплении здоровья, развитии творческого потенциала.
4. Обеспечение активной позиции детей в процессе получения знаний о здоровом образе жизни.
Эффективность позитивного воздействия на здоровье детей различных оздоровительных мероприятий, составляющих здоровьесберегающую технологию, определяется не столько качеством каждого из этих приемов и методов, сколько их грамотной «слаженностью» в общей системе, направленной на благо здоровья детей и педагогов.
Традиционно выделяют следующие компоненты здоровья :
- психическое здоровье (ментальное здоровье) – согласно определению Всемирной организации здравоохранения, это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества.
- социальное здоровье понимается как система ценностей, установок и мотивов поведения в социальной сфере.
- физическое состояние функциональных возможностей органов и систем организма.
Применение в работе дошкольного учреждения здоровьесберегающих технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, если будут созданы условия для возможности корректировки технологий. Если, опираясь на статистический мониторинг здоровья детей, будут внесены необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий, обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку; будут сформированы положительные мотивации у педагогов и родителей.
Для проведения успешной работы по здоровьесбережению необходимо :
1. Обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни :
- Оздоровительная гимнастика.
- Игры-релаксации.
- Разные виды массажа.
- Элементы упражнений йоги.
- Привитие культурно-гигиенических навыков.
- Простейшие навыки оказания первой помощи.
- Физкультминутки во время занятий.
- Функциональная музыка.
- Специально организованные занятия оздоровительной физкультурой.
- Массовые оздоровительные мероприятия.
- Упражнения для глаз.
2. Работа с семьей:
- Пропаганда здорового образа жизни.
- Консультации для родителей.
- Индивидуальные беседы.
- Выступления на родительских собраниях.
- Распространение буклетов.
- Выставки.
- Проведение совместных мероприятий.
3. Работа с педагогическим коллективом:
- Проведение семинаров-практикумов.
- Выставки.
- Консультации.
- Проведение и посещение занятий, направленных на здоровьесбережение.
- Посещение научно-практических конференций.
4. Создание условий и предметно-пространственной развивающей среды:
- Приобретение массажёров, тренажёров, спортивных снарядов и модулей.
- Изготовление материала для профилактики плоскостопия и нарушения осанки.
- Подбор картотек.
- Разработка отдельных оздоровительных комплексов.
- Ведение кружков.
С целью реализации здоровьесберегающих технологий в детском саду необходимо создать условия для укрепления здоровья детей, гармоничного физического развития. Спортивные площадки, тренажёрные и спортивные залы должны быть оснащены стандартным и нестандартным оборудованием. В каждой возрастной группе оборудовать уголок двигательной активности, а также соблюдение режима двигательной активности, разработать систему закаливания с учётом сезона и возраста. В каждый вид деятельности включить упражнения, игры, направленные на укрепление и здоровьесбережение детей. Дозировка и темп зависит от возраста детей, настроения.
Основными целями проведения здоровьесберегающих упражнений являются :
1. Осуществление профилактики простудных заболеваний (точечный массаж, массаж биологически активных зон, ушей, дыхательную гимнастику).
2. Проведение закаливающих процедур.
Ежедневно проводить гимнастику после дневного сна, которая включает в себя босохождение в сочетании с воздушными ваннами, с коррегирующими упражнениями, массаж для профилактики плоскостопия и нарушения осанки.
Ежедневные прогулки зимой на лыжах, игра в баскетбол, теннис, являются немаловажным фактором оздоровления. Круглый год на свежем воздухе. Доказано, что бег на свежем воздухе стимулирует кровообращение, дыхательную и сердечно-сосудистую системы, а также способствуют снятию психоэмоционального напряжения.
Принципы здоровьесберегающих технологий :
- «Не навреди!»
- Принцип сознательности и активности.
- Принцип непрерывности здоровьесберегающего процесса.
- Принцип всестороннего и гармоничного развития личности.
- Принцип доступности и индивидуальности.
- Принцип систематичности и последовательности.
- Принцип системного чередования нагрузок и отдыха.
- Принцип постепенного наращивания оздоровительных воздействий, адекватности.
Программа здоровьесбережения включает :
1. Рациональное питание.
2. Оптимальную двигательную активность.
3. Соблюдение режима дня.
4. Предупреждение вредных привычек.
5. Формирование полезных привычек.
Существует 10 золотых правил здоровьесбережения :
1. Соблюдайте режим дня!
2. Обращайте больше внимания на питание!
3. Больше двигайтесь!
4. Спите в прохладной комнате!
5. Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу!
6. Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!
7. Адекватно реагируйте на все проявления вашего организма!
8. Гоните прочь унынье и хандру!
9. Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!
10. Желайте себе и окружающим только добра!
Применение в работе дошкольного учреждения здоровьесберегающих технологий как условие реализации требований ФГОС ДО повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей, если, опираясь на статистический мониторинг здоровья детей, будут внесены необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий и будет обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку, будут сформированы положительные мотивации.