Татьяна Ларина
Использование здоровьесберегающих технологий: «гимнастики Хат-ха йоги» в процессе физического воспитания детей
▼ Скачать + Заказать документы
Использование здоровьесберегающих технологий : «гимнастики Хат-ха йоги» в процессе физического воспитания детей старшего дошкольного возраста
В дошкольном возрасте сохранение и укрепление здоровья детей– всегда является ведущим направлением в работе дошкольных образовательных учреждениях.
Публикация «Использование здоровьесберегающих технологий: „гимнастики Хат-ха йоги“ в процессе физического воспитания детей» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Гимнастика для детей. Утренняя, оздоровительная, зарядка
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Йога для детей
- Хата казака. Кубанская хата
- Темочки
Здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он оптимистичен, жизнерадостен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития личности, всех ее свойств и качеств.
В последнее время наблюдается ухудшение физического развития и здоровья детей. По этому основной задачей в образовательной области «Физическое развитие», является поиск высокоэффективных здоровьесберегающих технологий и средств в комплексе воздействия на укрепление здоровья, физическое развитие, эмоциональную сферу, которая оказывает благоприятное влияние на формирование у детей устойчивого интереса к двигательной активности.
Одна из таких здоровьесберегающих технологий – это хатха – йога. В переводе с санскрита ХА означает Солнце, ТХА – Луну, т. е. дословный перевод понятия Хатха – йога звучит как солнечная и лунная йога.
В настоящее время профилактика заболеваний и коррекция имеющихся нарушений у детей является одним из главных направлений в оздоровлении детей, который включает все виды здоровьесберегающих технологий (дыхательной, корригирующей гимнастик, психогимнастики, точечного массажа, элементов релаксации) с включением гимнастики Хатха-йоги.
Сегодня хатха-йога известна во всем мире благодаря своему положительному воздействию на здоровье и эмоциональное состояние взрослых и детей. Она помогает достичь бодрости,легкости, энергичности, улучшает работу всех органов и систем организма, повышает тонус, стабилизирует пищеварение, дарит прекрасное самочувствие и настроение.
Регулярные занятия йогой позволяют:
· Улучшить и сохранить гибкость
· Укрепить мышечный корсет позвоночника, а также мышцы рук и ног
· Повысить иммунитет
· Развить координацию движений и чувство равновесия
· Развить способность концентрировать внимания
· Уменьшить частоту проявления гиперактивности и гипоактивности
В отличие от других физических упражнений, имеющий динамический характер, в гимнастике хатха-йоги, основное внимание уделяется статическому поддержанию поз. Их выполнение требует плавных движений, спокойного ритма и оказывает на организм умеренную нагрузку.
Доступность системы в том, что выполнение физических упражнений не требует никаких снарядов и специальных упражнений.
В нашем детском саду ведется кружок хатха-йоги «Здоровишка» .
Программа составлена для работы с детьми среднего и старшего дошкольного возраста (с сентября по май). Курс хатха-йоги рассчитан на девять месяцев и включает 9 сменяющихся учебных комплексов, а так же беседы о здоровом образе жизни. Занятия проводятся групповым способом (10-12 детей, два раза в неделю в средней группе продолжительностью 20 минут а в старшей 30 минут. Участники занятий: Дошкольники без ограничений по группе здоровья,
Цель работы кружка: - Сформировать у детей представления о йоге. Развитие физических качеств у детей через гимнастику Хатха-Йога. Задачи программы: 1. Совершенствование психических процессов воли. 2. Развитие внимания, сосредоточенности, организованности, воображения, фантазии, умения управлять своими поступками и чувствами. 3. Развитие умения снимать усталость, укреплять слабые мышцы, развивать гибкость, улучшать осанку, правильно дышать, расслабляться. 4. Духовное обогащение: учить быть чистоплотным внешне и внутренне, терпеливым, спокойным, весёлым, не причинять вреда другим. 5. Формирование осанки. 6. Развитие потребности в здоровом образе жизни. 7. Создание эмоционального благополучия.
В результате проведения кружка «Здоровишка» с элементами хат-ха йоги :
у детей сформированы представления о здоровом образе жизни, они имеют простейшие представления о способах укрепления здоровья с помощью физических упражнений (асаны, дыхательные упражнения, упражнения для глаз,развито внимание и усидчивость, организованность, воображение, волевые качества, сформировано умение расслабляться.
Снизилась заболеваемость, повысился уровень гибкости, улучшилась осанка.
Дети стали спокойнее, добрее, у них появилась уверенность в своих силах.
Библиографичекий список
1. Ежеквартальный научно-практический журнал № 4 (2017) Современные здоровьесберегающие технологии - №4. – 2017. – 443 с.
2. Иванова Т. А Йога для детей : парциальная программа для детей дошкольного возраста /. - Санкт-Петербург : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015. - 191 с.
3. Мурыгина С. Г Метафора. – 2003. Здоровьесберегающие технологии в практике работы с детьми дошкольного возраста [Текст]// Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития: материалы III междунар. науч. -практ. конф. (Чебоксары, 11 дек. 2014 г.) / редкол. : О. Н. Широков [и др. ]. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2014. – с. 201 4. Кеннет К. ,Хайм Д. ,Хайм К. Руководство по йоге для детей//Электронная библиотека Йоги Александра Очаповского [Электронный ресурс]URL : https://wilhem-was.narod.ru/biblio/ochapowskij/bebiyog0/htm?свободный. -Загл