Елена Мануилова
Использование здоровьесберегающих комплексов на музыкальных занятиях для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
Здоровьесберегающий комплекс включает в себя : дыхательные упражнения; упражнения на развитие артикуляции; игры на пальцах; музыкально-ритмические упражнения; упражнения на формирование правильной осанки; игровой массаж.
«Болящий дух врачует песнопенье…»
Е. Баратынский
Дошкольный возраст является важнейшим периодом психомоторного и психического развития детей. Именно в этот период у ребенка формируются качества, навыки и умения, которые служат основой его психофизического развития, а так же служат базисом для его дальнейшего развития и школьного обучения.
Публикация «Использование здоровьесберегающих комплексов на музыкальных занятиях для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2015
По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь около 10 % среди контингента детей, поступающих в школу.
Особую тревогу вызывает рост количества детей с задержкой психического развития (ЗПР). Это понятие употребляется по отношению к детям со слабо выраженной недостаточностью центральной нервной системы или с признаками ее функциональной незрелости.
С 1990 года в систему образования включены дошкольные учреждения для детей с задержкой психического развития. (Рекомендации по приему детей с задержкой психического развития (ЗПР) в дошкольные учреждения и группы специального назначения, утвержденные ГОСОБРАЗОВАНИЕМ и МИНЗДРАВОМ СССР от 26.11.90г. №37-14\2)
Возникает множество вопросов, касающихся организации деятельности групп детей с ЗПР, содержания программы коррекционно-развивающего обучения, методов работы с детьми и т. д. Дети с ЗПР – многочисленная категория, разнородная по своему составу. Часть из них имеет негрубые нарушения со стороны центральной нервной системы вследствие ее органического поражения. У других детей ЗПР возникает на фоне функциональной незрелости ЦНС. Соматическая ослабленность, наличие хронического заболевания также могут стать причиной отставания в нервно-психическом развитии. Неблагоприятные микросоциальные условия, психотравмирующие ситуации являются еще одной причиной задержки психического развития ребенка.
Основной целью коррекционной работы с детьми с ЗПР является создание оптимальных условий для развития эмоционально-волевой, познавательной, двигательной сфер, позитивных качеств личности каждого ребенка. Коррекционно-педагогическое воздействие должно быть направлено на преодоление и предупреждение нарушений развития, а также на формирование определенного круга знаний и умений, необходимых для успешной подготовки детей к обучению в общеобразовательной школе. Одной из важнейших задач по-прежнему является охрана и укрепление здоровья воспитанников.
В связи с этим возникает проблема: традиционная структура музыкальных занятий мало эффективна в работе с этими детьми. Поэтому для развития способностей в музыкальной деятельности необходимо изыскивать новые технологии к построению занятий, создавать педагогические условия на основе личностно-ориентированного подхода к данной категории дошкольников и находить новые формы и методы работы, направленные на преодоление недостатков моторики и психомоторики детей с задержкой психического развития в процессе музыкальной деятельности в условиях детского сада.
В рамках решения вышеперечисленных проблем и задач воспитания и развития детей с ЗПР, на основании многолетнего опыта работы с этими дошкольниками, разработаны и внедряются здоровьесберегающие комплексы, которые позволяют сохранить психическое и физическое здоровье детей, улучшить восприятие и усвоение материала, а также направлены на коррекцию имеющихся отклонений в психомоторном развитии дошкольников.
Здоровьесберегающий комплекс включает в себя : дыхательные упражнения; упражнения на развитие артикуляции; игры на пальцах; музыкально-ритмические упражнения; упражнения на формирование правильной осанки; игровой массаж.
Структура здоровьесберегающего комплекса включает в себя :
I – Вводная часть (4-5 минут) : дыхательные упражнения, пальчиковая гимнастика, оздоровительные упражнения для горла, упражнения артикуляционной гимнастики.
II – Основная часть (12-15 минут) – музыкально-ритмические упражнения, упражнения для формирования осанки.
III – Заключительная часть (4-5 минут) игровой массаж, самомассаж, музыкальные формулы самовнушения.
Кроме того, музыкальный руководитель осуществляет подбор и внедрение в повседневную жизнь ребенка музыкотерапевтических произведений, прослушивание которых способствует нормализации засыпания, пробуждению, созданию музыкального фона в процессе трудовой и учебной деятельности, что сводит к минимуму поведенческие и организационные проблемы, значительно повышает работоспособность детей, стимулирует их внимание, память, мыслительные процессы.
Основными целями здоровьесберегающих комплексов являются профилактика, развитие музыкальных способностей и коррекция имеющихся отклонений в развитии ребенка.
Здоровьесберегающие комплексы способствуют развитию моторных функций, выработке правильной осанки, грации движений, формированию правильного дыхания, развитию певческого дыхания и артикуляции, психических процессов у детей с ЗПР, а так же способствуют оздоровлению всего детского организма в целом.
Оздоровительный комплекс «Веселое путешествие»
Дыхательное упражнение «Гудок паровоза» Через нос с шумом набрать воздух, задержать дыхание на 1-2 сек., с шумом выдохнуть через губы, сложенные трубочкой, со звуком «у-у-у» (выдох удлинен).
Дыхательное упражнение «Поезд» Через рот короткий вдох и короткий выдох на звук -ш-ш-ш- (испол. 10-15 сек.). Закончить длинным выдохом через рот на звук -ш-ш-ш- как бы поезд тормозит.
Дыхательное упражнение «Сытая лошадь» Расслабление мышц лица и головы. Упражнение построено на имитации продолжительного фырканья лошади. При вдохе через рот надо постараться ослабить все мышцы лица, чтобы они свободно вибрировали под воздействием проходящего воздуха. Надо почувствовать волны вибрации по всей голове, благодаря чему ослабевают мышечные зажимы на поверхности головы - в области лба, темени, затылка. Упражнение, снимая напряжение мышц головы, помогает в развитии интеллекта и духовности детей.
Оздоровительное упражнение для горла «Ворона» То вверх поднимаем голову, то вниз, то в сторону. Дети произносят протяжно звук «ка-а-а-а-ар» (5-6 раз). Исполнять сначала громко, затем беззвучно.
Артикуляционное упражнение «Лошадка» Цокаем языком то громко, то тихо, скорость движения лошадки также показываем, то снижая, то увеличивая темп повтора (20-30 сек).
Пальчиковая гимнастика «Собака» Правая ладонь раскрыта. Большой палец вверху. Указательный, средний и безымянный — вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается.
У собаки острый носик,
Есть и шейка,
Есть и хвостик.
Музыкально-ритмическое упражнение «Поезд» Топающий шаг по кругу друг за другом с круговыми движениями рук, согнутых в локтях. В конце остановиться и четко произнести «Ш-Ш-Ш».
Музыкально-ритмическое упражнение «Тропинка» Дети делятся на две команды с одинаковым количеством участников. Каждая команда образует круг. С началом музыки дети начинают движение по кругу до тех пор, пока не прекратится музыка. После чего педагог дает задание, которое выполняют дети обеих команд. Музыкальный руководитель поочередно говорит: «Тропинка!», «Копна!», «Кочки». Участники команд выполняют движения: «Тропинка!» - становятся друг за другом, кладут руки на плечи впередистоящего. «Копна!» - направляются к центру своего круга, соединив руки в центре. «Кочки» - приседают, положив руки на голову. Команда, выполняющая упражнения правильно и согласованно, считается выигравшей.
Музыкально-ритмическое упражнение «Я бегу, бегу, бегу» ( коррекционные задачи: развитие слухового внимания, укрепление артикуляции, работа над гласными; музыкальные задачи : различать ритмический рисунок и соответственно ему выполнять движения, работа над чистотой интонирования, напевностью и дыханием)
Я бегу, бегу, бегу, колокольчик я несу (один ребенок выполняет легкий бег, неся колокольчик)
Колокольчик в руки дам и на место сяду сам (передает колокольчик тому ребенку, около которого останавливается, и садится на его место)
Очистительное и тонизирующее дыхательное упражнение «Привет солнцу» Медленно поднимать руки вверх, как бы забирая из организма имеющиеся в нем плохие ощущения (1 такт) Задержав дыхание с внутренним представлением, что все болезни и неприятности находятся в руках, поднять над головой (2 такт). Бросить в землю все свои представленные болезни и неприятности, наклоняясь вперед и полностью расслабляя руки. В этот момент выдохнуть через рот на слог «ха».
Игровой массаж спины «Поезд» Дети встают друг за другом «паровозиком».
Паровоз кричит: «Ду – ду! Я иду, иду, иду!» (поколачивание кулачками)
А вагоны стучат, а вагоны говорят:
«Так – так - так! Так – так – так!» (похлопывание ладошками)
«Так – так - так! Так – так – так!».
Музыкальная формула самовнушения: формула радости «Ах, как нам весело!»
Литература
Бабушкина Р. Л., Кислякова О. М. Логопедическая ритмика: Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи/ под ред. Г. А. Волковой – СПб. : КАРО, 2005
Борякова Н. Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. Учебно-методическое пособие. – М. : «Гном- Пресс», 2002
Бутко Г. А. Физическое развитие детей с задержкой психического развития. – М. : Книголюб, 2006
Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду : Методическое пособие. - М. : ТЦ Сфера, 2005.
Кудрявцев В. Т., Егоров Б. Б. Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст) : Программно-методическое пособие. – М. : ЛИНКА- ПРЕСС, 2000
Петрушин В. И. Музыкальная психотерапия. Москва, ВЛАДОС – 2000
Поваляева М. А. Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов. – Из-во «Феникс», М. А. – 2002