Елена Петрова
Использование загадок в логопедической работе с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Загадки появились ещё в глубокой древности. Люди использовали загадки как один из приёмов тайного языка.
Загадка - это краткое описание предмета или явления, часто в поэтической форме, заключающее в себе замысловатую задачу в виде явного (прямого) или предполагаемого (скрытого) вопроса.
Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет логическую задачу. Отгадать загадку - значит найти решение задачи, ответить на вопрос, т. е. совершить довольно сложную мыслительную операцию.
Загадка- это малое по форме литературное произведение.
Публикация «Использование загадок в логопедической работе с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
Цель создания загадки - поставить собеседника в затруднительное положение, как говорят, заставить поломать голову.
Разгадывание загадок является для ребёнка своеобразной гимнастикой, тренирующей его умственные силы. Чтобы отгадать загадку, нужно внимательно наблюдать жизнь, припоминать виденное, сравнивать, сопоставлять явления, выделять нужные стороны, объединять, синтезировать найденное. Отгадывание загадок развивает находчивость, сообразительность, быстроту реакции, умственную активность, самостоятельность, привычку более глубоко и разносторонне осмысливать мир.
Детям нравится отгадывать загадки. Процесс и результат этого своеобразного умственного состязания вызывает у них радость. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения.
Загадки полны познавательного смысла. Они содержат сведения об окружающем мире. Это даёт возможность использовать загадки для развития наблюдательности детей, закрепления знаний о признаках предметов. Они вызывают у детей интерес к миру вещей и явлений.
Наряду с песенками и потешками, загадки для ребёнка - это первые образцы народной поэзии. Они развивают чуткость к рифме, обогащают слух ребёнка разнообразными ритмами и мелодиями, подготавливают детей к более полному восприятию и пониманию поэтической основы произведений литературы.
Отгадывание загадок способствует активному развитию речи детей. Загадки обогащают их словарь, помогают увидеть вторичные значения слов, освоить синтаксис русской речи.
Предлагаю логопедические загадки, которые хорошо подходят детям с нарушениями речи, развивают чувство ритма, учат подбирать рифму, автоматизируют звуки.
ЛА! ЛА! ЛА!
ЛА! ЛА! ЛА!
Есть у птицы два. (крыла)
ЛА! ЛА! ЛА!
ЛА! ЛА! ЛА!
Есть у лодки два. (весла)
РА! РА! РА!
РА! РА! РА!
Ночью спят все до. (утра)
РА! РА! РА!
РА! РА! РА!
Мышкин домик звать. (нора)
ЧА! ЧА! ЧА!
ЧА! ЧА! ЧА!
Строим дом из. (кирпича)
ЧУ! ЧУ! ЧУ!
ЧУ! ЧУ! ЧУ!
Ноет зуб - иди к. (врачу)
ША! ША! ША!
ША! ША! ША!
С ложки свесилась. (лапша)
ША! ША! ША!
ША! ША! ША!
Спеленали. (малыша)
ЖА-ЖА-ЖА,
ЖА-ЖА-ЖА -
Низкий дом в два. (этажа)
ЖЕ-ЖЕ-ЖЕ,
ЖЕ-ЖЕ-ЖЕ -
Спят машины в. (гараже)
Вы можете и сами придумать похожие загадки, предложить ребенку поиграть в игру "Доскажи словечко".
Успехов!