Нина Тихонова
Использование этнокультурного компонента на музыкальных занятиях (Чувашия)
▼ Скачать + Заказать документы
Тихонова Нина Валентиновна,
учитель музыки
МБОУ «Балабаш-Баишевская СОШ» и
Первомайский детский сад «Шусам»
Батыревского района ЧР
Использование этнокультурного компонента
Публикация «Использование этнокультурного компонента на музыкальных занятиях (Чувашия)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Чувашия. Чувашская Республика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2021
Изучение традиционной народной культуры является одним из приоритетных направлений работы нашей школы. Погружение в этнокультуру родного края осуществляются и на уроках музыки. Музыка как предмет эстетического цикла играет большую роль в нравственном, художественном воспитании и интеллектуальном развитии обучающихся, приобщает их к духовным ценностям этнической культуры.
Возрождение народа невозможно без обращения к истокам, без постижения и принятия ценностей национальной культуры. Работая в сельской школе, я сделала вывод, что воспитание у детей младших школьников чувства патриотизма, духовности невозможны без приобщения учащихся к народной музыке. Это один из важнейших вопросов музыкального воспитания.
В школьной практике знакомство с фольклором обычно происходит эпизодически и осуществляется, главным образом, через разучивание песен. Поэтому цель, которую я ставлю перед собой – создание условий, обеспечивающих развитие творческих способностей учащихся начальных классов на уроках музыки и во внеклассной работе на основе народных обычаев и традиций.
Для реализации поставленной цели я ставила перед собой задачи: 1) приобщить учащихся к ценностям народной музыки, к истории родного края, к обычаям и традициям своего народа; 2) развивать понимание истинно прекрасного; 3)развивать творческие способности учащихся на основе чувашского народного творчества; 4) воспитывать социально-активную личность гражданина и патриота, обладающего чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к своему Отечеству, к своей культуре.
Младший школьный возраст не просто один из этапов периода детства. Это очень важный этап человеческой жизни. Начальную школу называют фундаментом предстоящей жизни. Традиционная народная культура является важной составной частью национальной культуры каждого народа. В последние годы в школах заметно активизировалась работа по приобщению детей к культуре чувашского народа.
В чувашском песенном фольклоре чудесным образом сочетаются слово и музыкальный ритм. В устном народном творчестве как нигде отразились черты чувашского характера, присущие ему нравственные ценности — представления о добре, красоте, правде, верности. Особое место в таких произведениях занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Нам комфортно на этой земле, пока живы наши старинные традиции, пока мы знаем и помним, кем были наши предки, как они жили.
На уроках музыки и во время внеурочных мероприятий я стараюсь, чтобы мои ученики принимали мир во всём разнообразии, и берегли обычаи, традиции своего народа, горели всем сердцем за свою школу, село, район, республику. Благодаря этому у них впервые, может быть, возникает чувство гордости, сопричастности к тому, чем живут взрослые, которые окружают в реальном мире. И кто знает, может это уже начало любви, любви к малой родине.
У любого села, любой самой маленькой деревушки есть своя интересная история, но бывает так, что богатство родного края не описано в литературе, имена многих замечательных людей ещё не стали достоянием населения. Вот здесь и проявляется прекрасная возможность для нас учителей, творчески использовать желания детей всё это узнать, сохранить, донести до потомков. Используя в своей работе этнокультурное образование, я приобщаю своих учеников к национальной культуре, воспитываю у ребёнка чувство Родины, патриотизма, нравственности, гордость за духовные богатства Чувашии, своего села, народа.
Вот эти фотографии из чувашского национального праздника села Балабаш-Баишево Батыревского района ЧР (Питрав) Петров день.
Младший школьный возраст не просто один из этапов периода детства. Это очень важный этап человеческой жизни. Начальную школу называют фундаментом предстоящей жизни. Традиционная народная культура является важной составной частью национальной культуры каждого народа. На уроках музыки воспитывать у учащихся эмоциональную отзывчивость и интерес к чувашскому народному творчеству, используя разные виды детского фольклора. В 4 классе провожу урок на тему «Песни из бабушкиного сундука».
Обучающиеся поют чувашские народные песни, танцуют, а приглашенная «бабушка» исполняет старинные народные песни из «Бабушкиного сундука».
Основная работа по приобщению школьников к культурным ценностям, существующим в форме музыкального и песенного творчества чувашского народа и других народов России происходит на внеклассных занятиях.
В программах по музыке уделяется много внимания приобщению детей к народной музыке, но, чтобы закрепить эти знания на практике, я активно привлекаю учащихся начального звена к проведению общешкольных мероприятий и праздников на территории сельского поселения.
Учащихся среднего и старшего звена помогают мне не только в сборе материала и подготовке отдельного номера к празднику, но и в организации и проведении самого праздника. Так в этом году школьниками 4 классов были проведены праздники с элементами чувашских народных вечеров и ярмарочными гуляниями «Моя Родина – Чувашия» и народные посиделки «Ах ты, Чувашская сторонка, ах ты, Родина моя».
Изучение календарного детского фольклора осуществляю через участие в календарных праздниках. На праздник Покрова Пресвятой Богородицы мы устраиваем посиделки с ярмарочной распродажей вкусных изделий из овощей и фруктов. На Рождество дети ходят по селу из дома в дом, поздравляя хозяев с праздником и славя Христа, во время Святок мы поздравляем работников организаций, расположенных на территории нашего сельского поселения, которые щедро одаривают наших детей конфетами и подарками. Праздник Масленица мы отмечаем всем селом, как в старину говорили, всем миром с блинами, песнями, танцами, народными гуляниями. Каждый год мы традиционно отмечаем престольный праздник села «Петров день».
Все эти традиционные праздники посвящены разным циклам земледельческого календаря и отражают смешение как языческих, так и христианских праздников.
Подготовка внеклассным мероприятиям начинается с изучения темы, которой будет оно посвящено, и сбора необходимого материала, что развивает творческие и исследовательские способности учащихся. Это собирание этнографического материала : колядок, народных и рождественских песен, частушек, страданий и другого фольклора нашей местности. Ни один народный праздник, не проходит без народной игры. Надо помнить, что народные игры как жанр устного народного творчества являются национальным богатством, и мы должны делать их достоянием наших детей. Ведь народная игра делает ребенка ловким, сильным, смелым, развивает меткость, сообразительность, мышление, приучает к внимательности, а разучивая прибаутки, считалки, скороговорки делает игру более интересной и содержательной.
Серьёзное внимание, как на уроках музыки, так и во внеклассных мероприятиях уделяется вокально-певческой работе. Я учу детей «играть» песню, выражая её эмоционально-образное содержание и характер. В качестве образца даю для прослушивания записи песен в исполнении местных жительниц, сохранивших навыки традиционного пения.
Нельзя не отметить интерес детей к чувашским народным инструментам. Они с огромным желанием знакомятся со свистульками, дудкой, гуслями, балалайкой, гармошкой, а с каким удовольствием они играют чувашскую народную музыку под аккомпанемент на ложках, погремушках, бубнах, трещотках, что способствует как музыкальному, так и творческому развитию детей.
Мне бы хотелось, чтобы мои ученики смогли донести богатые знания о родной чувашской земле до других стран мира. Ценности чувашской музыкальной культуры, как народной, так и профессиональной, при включении их в образовательный процесс выполняют не только функцию просвещения, но и активно влияют на формирование мировоззренческих, нравственных, эстетических ориентаций личности, так как в музыке любая, даже самая незначительная деталь обязательно определяется возвышенным смыслом.
Литература:
1. Русские Фольклорные традиции: внеклассные мероприятия с младшими школьниками. Ворошилов О. В. – Волгоград,2007г.
2. Бабушкины забавушки : увлекательные сценарии детских праздников в фольклорном стиле для дошкольников.
3. Методы и приёмы формирования интереса к народной музыке у детей младшего возраста. Л. Бабенко «Музыка». Музыкальное воспитание в школе, вып. 14: Сб. статей/ сост. О. А. Апраскина.
4. Нравственное воспитание школьников на народных традициях. Г. Батурина, К. Лисова, Г. Суворова.
Сведения об авторах: Тихонова Нина Валентиновна – учитель высшей категории МБОУ «Балабаш-Баишевская СОШ» и музыкальный руководитель первой категории МБДОУ "Первомайский детский сад "Шусам"Батыревского района ЧР.