Клавдия Кузнецова
Использование ЭОР в работе учителя-логопеда
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время стала актуальной проблема поиска новых подходов и средств к обучению детей с речевыми нарушениями, которые отвечали бы современным достижениям науки и техники и интересам детей. Поэтому организация коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения, требует особого подхода. Одной из главных задач в работе учителя-логопеда в ДОУ в условиях логопункта является мотивация воспитанников. Ведь, как правило, ни желание логопеда, ни владение методикой коррекции речи недостаточно для положительной динамики речевого развития детей дошкольного возраста. Ребенка утомляет ежедневное проговаривание слогов и слов, называние картинок для автоматизации и дифференциации звуков.
Публикация «Использование ЭОР в работе учителя-логопеда» размещена в разделах
У большинства современных детей, нуждающихся в логопедической помощи, имеются проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различная степень моторного недоразвития, несформированность пространственных представлений, сложности приема и переработки информации. У этих ребят наблюдается снижение интереса к обучению, нестабильное психоэмоциональное состояние, пониженная работоспособность.
Особенности развития современных детей свидетельствуют о том, что они отличаются от их сверстников прошлого века и требуют современного подхода в воспитании, коррекции и развитии. Чтобы заинтересовать их, сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые технологии. Процесс подачи материала на логопедическом занятии должен быть несколько другой, более индивидуализированный. Решить эту задачу можно с помощью информационной технологии обучения.
Мы живем в веке информации. Компьютеризация проникла практически во все сферы жизни и деятельности современного человека. Поэтому внедрение компьютерных технологий в образование – логичный и необходимый шаг в развитии современного информационного мира в целом. В соответствии с Концепцией внедрения новых информационных технологий в дошкольное образование компьютер должен стать в детском саду ядром развивающей предметной среды. Поэтому, важно создание системы работы с использованием компьютера для развития ребенка и прежде всего, формирования у него психологической готовности к жизни и деятельности в обществе, широко применяющем информационные технологии.
Для ребенка дошкольного возраста игра – это ведущая деятельность, в которой проявляется, формируется и развивается его личность. И здесь у компьютера имеются широкие возможности, потому что правильно подобранные развивающие компьютерные игры и задания являются для ребенка, прежде всего, игровой деятельностью, а затем уже учебной. Дети получают эмоциональный и познавательный заряд, вызывающий у них желание рассмотреть, действовать, играть, вернуться к этому занятию вновь. Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание, предпосылки развития логического мышления.
В своей работе я применяю электронные образовательные ресурсы в различных направлениях:
Диагностика:
· создание базы данных по итогам диагностики;
· проведение мониторинга работы;
· отслеживание динамики работы;
· составление графиков и диаграмм.
Профилактика, коррекция речевых нарушений:
1. Электронные пособия для демонстрации на компьютере, мультимедийном проекторе, видео и аудиотехнике:
·электронные книги (детские, энциклопедии, справочники и др.);
·DVD, CD дискии аудиокассеты(«Веселая азбука» Маршака, «Уроки тетушки Совы», «Голоса птиц и зверей» и др.);
·специальные компьютерные игры(«Развитие речи. Учимся говорить правильно», «Игры для тигры», «Домашний логопед», игры – раскраски и др.).
2. Использование готовых цифровых образовательных ресурсов:
·игры, презентациина сайтах.
3. Создание собственных презентаций, фотоальбомов.
4. Видеозапись речевой работы ребенка на занятии.
· повышение мотивации детей к трудным для них видам деятельности (за счет соединения движения, звука, мультипликации);
· расширение кругозора дошкольников, развитие их познавательных процессов;
· повышение эффективности усвоения материала детьми;
· повышение скорости запоминания ( включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная);
· активизация и развитие высших психических функций, мелкой моторики рук;
· формирование мышления обучаемых, повышение их интеллектуально-творческого развития;
· создание дополнительных визуальных динамических опор для анализа ребенком собственной деятельности;
· реализация индивидуального подхода (выбор индивидуального темпа, объема, сложности получаемой информации и времени обучения);
· возможность фиксирования содержания с многократным возвращением к нему (что позволяет легко реализовать принципы прочности, систематичности);
· совершенно новый уровень реализации принципа научности (нарисованные картинки заменяются фотографиями и видеороликами, позволяющими демонстрировать реальные объекты, явления, которые нельзя увидеть в повседневной жизни);
Работа с коллегами :
1. Сетевое общение
2. Использование информационных интернет – ресурсов
· обмен с коллегами информацией с помощью электронной почты;
· участие в работе сетевых профессиональных сообществ, чатов, on-line конференций;
· обучение на дистанционных курсах повышения квалификации.
Работа с педагогами и родителями:
1. Электронные консультации на интернет – сайте учреждения.
2. Использование мультимедийных презентаций, фотогаллерей.
· нахождение на сайтах необходимых информационных материалов;
· создание презентаций при подготовке к совместным мероприятиям с педагогами, родителями;
· самостоятельное создание фотогалерей, памяток, буклетов, и пр. документов, содержащих материалы по проблемам развития, обучения и воспитания детей с последующим размещением их в детском саду и наинтернет – сайте учреждения;
· консультирование родителей, педагогов, используя возможности Интернета.
Методическая работа
1. Использование информационных интернет – ресурсов:
· удобство хранения, редактирования и доступа к большим объемам информации:
· оформление отчетной и текущей документации; использование сети Интернет для самообразования (нахождение электронных учебников, статей по необходимой тематике); создание электронного банка данных: воспитанников, педагогов, родителей; медиатеки наглядных, демонстрационных, электронных материалов к занятиям;
· создание, копирование, редактирование, тиражирование стимульного материала для занятий, бланков заданий и пр.
· создание своего электронного адреса, блога, интернет-сайта.
Признавая, что компьютер - новое мощное средство для интеллектуального и творческого развития детей, необходимо помнить, что он должен только дополнять педагога, а не заменять его. Нельзя забывать и о том, что мы призваны не только научить ребёнка, но и сохранить его здоровье. Следовательно, задача воспитания современных детей должна состоять в создании системы работы, обеспечивающей условия для снижения гиперактивности, снятия тревожности, развития волевых качеств, сосредоточенности, концентрации внимания, сохранения и укрепления физического здоровья ребенка.
Таким образом, информационно-коммуникационные технологии являются эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно обогатить коррекционно-развивающий процесс, стимулировать индивидуальную деятельность и развитие познавательных процессов детей, расширить кругозор ребенка, воспитать творческую личность, адаптированную к жизни в современном обществе.