светлана михалева
Конспект ОД для детей старшего дошкольного возраста с использованием элементов ТРИЗ-технологии «Туфелька для Золушки»
▼ Скачать + Заказать документы
«Туфелька для Золушки».
Цель: развивать умение сотрудничать, сообща находить решения в проблемных ситуациях.
Задачи:
Обучающие:
Актуализировать знания детей о сказках и их названиях.
Учить точно задавать вопросы способствующие решению проблемы, рассказывать о предмете используя карточки –схемы. Упражнять детей в подборе слов с противоположным значением.
Закрепить умение находить лишний предмет и объяснять, почему он лишний.
Согласовывать существительное с прилагательным в роде, числе.
2. Развивающие:
Публикация «Конспект ОД для детей старшего дошкольного возраста с использованием элементов ТРИЗ-технологии „Туфелька для Золушки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- «Золушка»
- Темочки
Развивать диалогические формы речи, стимулировать речевое творчество детей, находить выход из сложившейся ситуации.
Развить словарный запас, связную речь, выражать в речи признаки сходства и различия объектов, формулировать и задавать вопрос, расширять словарь антонимов.
Воспитательные: Воспитывать эмоциональную отзывчивость, стремление доводить замысел до конца, выслушивать ответы товарищей. Воспитывать чувство доброты и сопереживания.
Ход НОД:
Посмотрите какая интересная коробочка у меня. Посмотрите какой она необычной формы. На что похожа? Вам нравится? А вы знаете, что такие красивые, небольшие коробочки называются – шкатулки. Скажем вместе – шкатулка. В таких шкатулках обычно что хранят? А как вы думаете что в этой шкатулке? А давайте посмотрим что там? Не открывается. Как вы думаете как её можно открыть? Я думаю, что это не простая шкатулка, а волшебная и отроется она как – то необычно. Давайте волшебные слова скажем, а если вежливые слова произнесём, подуем, постучим, потрясём ой там что то гремит. Я посмотрю может ключик заволился за стол.
Игра «Угадай, что в шкатулке?»
Баба-Яга : Не старайтесь эта шкатулка откроется только тогда, когда угадаете что в ней есть. Я знаю но вам не скажу.
Воспитатель: Мне так хотелось узнать что там, а вам? Что же делать? Может попросим Бабу – Ягу открыть нам тайну?
Баба- Яга: Ну так и быть я вам помогу, я буду отвечать на вопросы, но только да или нет. Но если в конце вы дадите неправильный ответ, вы никогда не узнаете, что там.
Воспитатель: Ребята, посмотрите здесь лежат карточки - схемы, используя их мы сможем быстро узнать, что там.
Дети задают вопросы по карточкам-схемам (рукотворный мир, природный мир, обощающие карточки- схемы – овощи,посуда, обувь и т. д)
Это предмет рукотворногомира? Да. Это овощ? Нет и т. д.
Баба- Яга отвечает да или нет.
В конце ребёнок рассказывает по карточкам- схемам.
Ребята какую летнюю обувь мы знаем назовите?
Баба – Яга : я вам дам картинки вы выберите то, что лежит в шкатулке.
Игра «Четвёртый лишний» (Туфли, сланцы, сандалии,босоножки)
У этой обуви есть каблук? В этой обуви можно ходить на пляж?
Это Туфли. Смотрите Баба-Яга пропала, а шкатулка открылась.
Это туфелька. Но туфелька необычная скажите, а чем эта туфелька отличается от других? А из чего она сделана?Она сделана из хрусталя, значит эта туфелька какая? Как вы думаете, а ваши мамы смогли бы носить такую туфельку? Удобно будет ходить в такой обуви? Почему? Что может произойти с такой обувью? Значит эту туфельку носит тот кто живёт где? В сказке. Кто же это? Золушка.
Ребята, как вы думаете, почему её назвали Золушка? (ответы)Имя Золушка произошло от слова «зола», ведь героиня не боялась никакой тяжелой, грязной работы, поэтому её руки и лицо часто были испачканы золой. А что такое зола? Это то что остаётся после того как сгорит дерево. Золушка выполняла любую работу, которую заставляла делать мачеха, и за её трудолюбие крёстная Фея подарила ей красивое платье, туфельки и возможность побывать на бале.
Терпенье и труд всё перетрут.
Как вы понимаете эту пословицу? Если за любое дело браться с любовью не капризничать, не лениться то обязательно всё получится.
Что же делать ведь теперь принц не сможет найти свою принцессу, а Золушка своего принца. Вы хотите вернуть туфельку Золушке? Тогда нам нужно спешить. У кого мы можем узнать где живёт Золушка? А кто помогал Золушке в сказке? Тогда отправляемся за помощью к феи. А вы не боитесь? Ведь нам предстоит пройти через трудности и преграды. Какие качества нам нужны в путешествии? (смелость, находчивость, доброта, целеустремлюнность, трудолюбие) На чём можно отправиться в путешествие? (ответы детей) А я вам предлагаю на воздушном шаре. Согласны? А пока наш шар готовится к полёту мы сделаем зарядку.
Физкультминутка:
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше подтянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите,
Влево, вправо повернулись,
Рук коленями коснулись.
Сели, встали, сели, встали
И на месте побежали.
Крутим-вертим головой,
Разминаем шею. Стой!
А вот и наш воздушный шар. Чтобы он полетел нужно сказать волшебные слова.
Дети произносят хором волшебные слова
Раз - глаза мы закрываем,
Два - глаза мы открываем
Три - мы музыку включаем,
И пока она звучит,
Наш воздушный шар летит!
Музыка перестала звучать и наш воздушный шар приземлился.
Смотрите, а вот и замок феи только почему-то никого нет. Как узнать живет ли кто-нибудь здесь? (покричать, обойти, посмотреть, позвать)
- Давайте позовем.
Дыхательная гимнастика "Ау".
Сделав глубокий вдох носом, на выдохе дети произносят "Ау". Меняют интонацию и громкость.
Фея: Это кто тут кричит? Что за шум?
Воспитатель: Мы ищем Крёстную -фею. Хотим распросить её где живёт Золушка.
Фея: Крёстную фею? Это я. Хорошо я помогу вам, если вы поможете мне. Злая Бастинда залетала в мой замок и перепутала все сказки, а я никак не могу понять из какой сказки выпал лист. Согласны помочь?
Воспитатель: Ребята поможем феи. А вот и листы со сказками. Я вам прочту, а вы ответите из какой сказки. Будьте внимательны.
Коровушка- буренушка! Приказала мне тетка напрясть, наткать, набелить полотна, помоги мне. А коровушка ей в ответ: Влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь – все будет сделано. (Хаврошечка)
Бабка охает:
—Ох! Медведь огромный меня чуть не задавил!
Внучка плачет:
—Бабушка, волк-то какой страшный на меня наскочил!
Курочка на печке кудахчет:
—Ко-ко-ко! Лиса ведь ко мне подкралась, чуть не сцапала!
А мышка из-под печки пищит:
—Котище-то какой усатый! Вот страху я натерпелась! (У страха глаза велики)
Эта простая ложка — котова, эта простая ложка — Петина, а это не простая — точеная, ручка золоченая, — это? Никому ее не отдам. Вот прослышала лиса, что в избушке Жихарка один хозяйничает, и захотелось ей Жихаркиного мясца попробовать. (Жихарка)
Рассердилась лиса: - Погоди же ты, проклятый, не отстаешь честью, так я тебя утоплю. Побежала лиса к реке и давай кувшин топить. Кувшин-то утонуть утонул, да и лису за собой потянул. (Лиса и кувшин)
Коровушка, голубушка, дай скорее молока, из молока хозяюшка собьет маслица, маслицем смажу петушку горлышко: подавился петушок бобовым зернышком. Ступай скорее к хозяину, пусть он принесет мне свежей травы. (Петушок и бобовое зёрнышко)
Ее крестная, которая как раз в это время зашла навестить бедную девушку, застала ее в слезах. - Что с тобой, дитя мое? - спросила она. - Тебе хотелось бы поехать на бал, не правда ли? (Золушка)
Какой прелестный цветок! - сказала женщина и поцеловала красивые пестрые лепестки. В ту же минуту в сердцевине цветка что-то щелкнуло, и он раскрылся. Это был в самом деле большой тюльпан, но в чашечке его сидела живая девочка. Она была маленькая-маленькая, всего в дюйм ростом. Поэтому ее так и прозвали - Дюймовочка.
Фея: Вот вам следующее задание. Бастинда все мои добрые и красивые слова превратила в грубые и неприятные. Сможете их обратно вернуть?
Игра «скажи наоборот»
страшный –красивый
грустная – весёлая
мусорить - убирать
ленивая– трудолюбивая
злая–добрая
трусость - смелость
грязно – чисто
ругать – хвалить
кричать – шептать
жадный - щедрый
враг – друг
лживый - честный
глупость — мудрость
грубый - вежливый
несчастный - счастливый
Фея : Я очень рада, что вы смогли справиться с заданиями. Теперь я вам помогу. Сейчас посмотрю в волшебное зеркало где живёт Золушка. Она живёт за рекой. Прощайте.
Воспитатель: Ребята какже можно перебраться через реку?
А давайте построим мост «Дружбы», а то мы не сможем перебраться.
Проводится Д/И «Цепочка слов» Передаём туфельку и говорим слово.
Первый ребёнок называет объект, второй – его свойство, третий – объект с названным
свойством, четвёртый – другое свойство нового объекта и т. д.
А вот и домик Золушки. Здравствуй Золушка, посмотри мы нашли туфельку может быть это твоя?
Золушка : Да, огромное вам спасибо скоро приедет принц, а я не могла никак найти туфельку. Огромное вам спасибо.
Воспитатель: но нам надо спешить в детский сад. А шар наш улетел. Что же нам делать?
Золушка : Я вам помогу садитесь на ковёр самолёт он вас быстро домчит в детский сад. Незабудьте сказать волшебные слова. До свидания.
Садимся на ковёр.
Раз – глаза мы закрываем.
Два – мы музыку включаем.
Три – пока музыка звучит наш ковёр домой летит.
Ну вот мы с вами и в детской саду. Вам понравилось путешествие? Смогли мы помочь Золушки? А почему мы смогли помочь Золушки? Я вам предлагаю взять карандаши и нарисовать то что вам понравилось больше всего.