Спиридонова Вера Николаевна
Использование элементов ТРИЗ для развития познавательной активности детей в овладении математическими знаниями
▼ Скачать + Заказать документы
Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимум эффекта.
Г. С. Альтшуллер
Невозможно представить процесс подготовки ребенка к школе без целенаправленной работы по развитию творческой личности. Творчество – синоним оригинального склада мышления. Творческий ум – это ум активный, пытливый, обнаруживающий проблемы там, где другие их не видят, считая, что на все есть готовый ответ. Он по-новому оперирует предметами и понятиями. Все эти качества проявляются в процессе творчества. И процесс этот веселый, игровой, всегда, даже, когда речь идет о «строгой математике».
Публикация «Использование элементов ТРИЗ для развития познавательной активности детей в овладении математическими знаниями» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
Для развития познавательной активности детей в овладении математическими знаниями, использую элементы технологии ТРИЗ.
Что же такое ТРИЗ?
ТРИЗ – это наука, которая появилась в конце 50-х гг. ХХ века. ТРИЗ – теория решения изобретательных задач. Автором технологии ТРИЗ является отечественный изобретатель Г. С. Альтшуллер. С появлением ТРИЗ стало возможным массовое обучение технологии творчества.
Всем известно, что дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, такова будет его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. ТРИЗ – технология позволяет воспитывать и обучать под девизом – «Творчество всем!»
Данная технология помогает решить с дошкольниками следующие задачи:
Повысить уровень развития психических процессов:
памяти;
внимания;
творческого воображения;
мышления (такие качества как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, поисковая активность, стремление к новизне);
• Расширить кругозор, учить понимать природу математических понятий, устанавливать отношение между ними.
• Повысить мотивацию к обучению
Формировать устойчивую потребность в творческом отношении к жизни;
• Развивать все функции и формы речи детей.
Особенность занятий по ТРИЗ-технологии :
• Комплектность
• Игровая форма (игровые упражнения и творческие игровые задания, игры).
• Положительная эмоциональная творческая атмосфера.
Для организации непосредственно образовательной и свободной деятельности детей использую такие игры, как:
• «Что в круге?» «Полином фантазии», «Волшебный экран», «Сравни», «Наоборот», «Да-нетка», «Перевирание сказки», «Составление сказки» (используя геометрические фигуры).
Для закрепления формы, количества и ориентировки во времени провожу игру «Что в круге?», цель которой научить детей условному изображению любых предметов, умению их классифицировать. Развивать речь, нестандартное мышление и богатое воображение.
При знакомстве с количеством и счетом, геометрическими фигурами, использую игру «Сравни», которая активизирует мыслительную деятельность, пополняет словарный запас математическими терминами.
Формирует умение словесно излагать результат сравнения. Развивает память, внимание, воображение, мышление.
Например: «Сравни» (цифра 3 и треугольник)
«Сравни» (треугольник и прямоугольник)
Помогает в работе системный оператор, который активизирует мыслительную и речевую деятельность. Формирует основы системного мышления, развивает воображение, внимание, желание творчески работать. Игру: «Системный оператор» или «Волшебный экран» использую для закрепления знаний о геометрических фигурах, составе числа из отдельных единиц, составе числа из двух чисел.
Игра «Наоборот» является универсальным средством активизации мыслительной деятельности. Подготавливает детей к решению противоречий. Использую для закрепления знаний о величине, ориентировке в пространстве, во времени.
Например:
а) «Назвать наоборот» (зима-лето, осень-весна);
б) «Подобрать наоборот» (большой круг – маленький квадрат);
в) «Объединение» или «Найди что бывает?» (высоким и низким, большим и маленьким, легким и тяжелым).
Использую метод маленьких человечков (М. М. Ч). При измерении длины предмета. Сколько маленьких человечков (в их роли выступают дети) поместятся с широкой стороны стола, если они станут к нему спиной? (5). А если боком? (7). От чего зависит количество человечков? (спина шире, чем бок, поэтому если встать спиной, человечков будет меньше). А если человечки возьмутся за руки и вытянут их? (3). ММЧ – активизирует мыслительную деятельность, развивает мышление, воображение. Учит моделировать. В играх «Перевирание сказки», «Составление сказки» у дошкольников развивается память, внимание, воображение, речевое творчество. Закрепляются знания о геометрических фигурах. Для игр использую набор геометрических игр.
Использование элементов технологии ТРИЗ для развития познавательной активности детей в овладении математическими знаниями способствуют тому, что у воспитанников развивается :
1. Внимание, память, воображение, мышление.
2. Творческая активность.
3. Умение использовать свой интеллект, личностный взгляд на действия, явления.
4. Умение оригинально мыслить, находить и создавать проблемные ситуации.
5. Любознательность, настойчивость в нахождении подробных ответов на свои вопросы.
Все это составит в дальнейшем важную базу не только для начала системного обучения в школе, но и для становления ребенка как творческой гармоничной личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности.