Татьяна Борисова
Использование элементов сказкотерапии в работе с дошкольниками
Сказка является наиболее универсальным, комплексным методом воздействия в коррекционной работе. Ведь сказка – это образность языка, его метафоричность, она развивает речь.
Сказкотерапия – это метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром. Все дети с нарушениями речи быстро отвлекаются, утомляются, не удерживают в памяти задания. Не всегда доступны детям логические и временные связи между предметами и явлениями. Именно эти особенности речевых нарушений диктуют основную цель использования приемов сказкотерапии : всестороннее, последовательное развитие речи детей и связанных с ней психических процессов. В атмосфере сказки дети раскрепощаются, становятся более открытыми к восприятию действительности, проявляют большую заинтересованность в выполнении различных заданий. Через использование сказки, ее сюжетных линий мы можем решать многие коррекционные задачи. Этим мы повышаем эффективность логопедической работы за счет включения эмоционального компонента в образовательный материал. Можно использовать следующие формы работы комплексной сказкотерапии :
Публикация «Использование элементов сказкотерапии в работе с дошкольниками» размещена в разделах
- анализ сказок (решение «открытых» сказочных задач);
- рассказывание сказок (групповое – придумывание и рассказывание «по кругу» известной сказки; индивидуальное от третьего лица, от первого лица);
- постановка сказок (игры-драматизации);
- сочинение сказок (интерпритация, переписывание, дописывание, сочинение новых сказок и историй);
- медитация на сказку (погружение в какой-либо процесс – статическое, психодинамическое);
- куклотерапия (пальчиковые, марионетки, бумажные, перчаточные куклы, верховые куклы, фланелеграф, теневые, магнитные, стендовые);
- сказочная имидж-терапия (мгновенное преображение с помощью костюмов);
- рисование (спонтанное «волшебное» рисование)
- развитие плавности речи, дикции (произносить на выдохе);
- развитие различной силы выдыхания, развитие голоса с постепенной сменой силы голоса, развитие темпа, ритма и интонации голоса.
Таким образом, использование сказкотерапии повышает эффективность коррекционной работы, при условии учета возрастных и психологических особенностей детей дошкольного возраста с нарушениями речи. Сказка является наиболее доступным материалом для психической деятельности ребенка. Мир сказок чудесен, он уникален и неповторим по своим возможностям. Именно сказки помогают пробудить интерес к слову.