Анна Звонар
Использование элементов НЛП в процессе развития творческого мышления у детей предшкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Нейро-лингвистическое программирование, как область знаний, изучающая структуру субъективного опыта людей, уделяет особое внимание исследованию мыслительной деятельности человека. В произведениях Д. Андерсон, Дж. С. Брунера, Р. Бэндлера, Т. Вуджека, Дж. Гриндера, П. Гринфилда, Д. Делозье, Р. Дилса, Дж. Коннора, Я. Мак-Дермотта, Я. Рауднера, А. А. Плигина, В. Сатир, С. Смита, С. Тиунова, Д. Хейли, М. Холла, Я. Холландера и других исследователей мыслительная деятельность человека основана на моделировании, т. е. создании и воспроизведении тех или иных моделей поведения, мышления. Через изменение этих моделей достигается желаемое, необходимое изменение стратегий поведения субъекта деятельности, а, значит, и изменение поведения данного субъекта.
Публикация «Использование элементов НЛП в процессе развития творческого мышления у детей предшкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» сентябрь 2021
Модель или карта, как упрощённый мысленный или знаковый образ объекта, используемый в качестве его заместителя, составляет основу убеждений и ценностей человека. С точки зрения Я. Рауднера, «мышление и представления определяются системой убеждений и ценностей» [6, С. 13]. Таким образом, через трансформацию моделей достигается не только изменение системы убеждений и ценностей, но и развитие мышления человека. Однако во взрослом состоянии осуществлять какие-либо изменения, связанные с психической сферой личности, гораздо сложнее, нежели в дошкольном детстве.
Возраст 5–6 лет – пик детского творчества. В эти годы ребёнок начинает задавать вопросы продуктивного характера, а это свидетельствует, с точки зрения Я. Л. Коломинского, о том, что творческое мышление дошкольника «начинает работать».
Творческое мышление – психический процесс, основанный на выделении из общего потока информации главных идей и конструктивном их использовании индивидом в своей деятельности [5].
М. Вертгеймер выделил следующие этапы развития творчества в процессе становления и решения определённой проблемы :
возникновение темы, появление чувства, «направленной напряжённости», которое мобилизует творческие силы;
анализ ситуации, осознание проблемы, создание целостного образа ситуации;
неосознанное решение проблемы;
возникновение идеи решения – инсайт;
исполнительская стадия [1, С. 86].
Данные этапы соблюдаются и в процессе детского творчества, основанного на реализации ряда нейро-лингвистических приёмов. Основа любого приёма нейро-лингвистического программирования – навык. Дж. Гриндер считает, что предназначение навыка заключается в том, чтобы «заставить индивида действовать с видимой лёгкостью», на основе личного интереса [3, С. 137].
Элементы нейро-лингвистического программирования способствуют развитию творческого мышления ребёнка, поскольку представляют собой необычную для него задачу, затруднение, проблемную ситуацию. А. С. Горин выделяет следующие приёмы нейро-лингвистического программирования, которые могут быть использованы и в работе с детьми предшкольного возраста : «Мой ритм», «Истории про пальчики», «За рамками», «Рисунки на руках» и многие другие [2, С. 207].
При выполнении приёма «Мой ритм» взрослый передаёт ритм музыкального произведения, песенки, мелодии с помощью ритмичных движении рук, ног, головы. Ребёнку предлагается воспроизвести движения взрослого и угадать задуманную им песенку. Затем ребёнок пытается передать ритм своей песенки, а взрослый угадывает её.
Истории про пальчики ребёнок и взрослый рассказывают вместе. Основная задача: придумать интересные и забавные сказки, загадки, небылицы о том, почему пальчики на руке человека называются именно так: большой, указательный, средний, безымянный, мизинец.
Следующий приём «За рамками» предполагает решение головоломок и ребусов. Например, ребёнку предлагается провести через девять точек (по три в каждой строчке) четыре линии, не отрывая ручку от бумаги (схема).
Приём «Рисунки на руках» предполагает выполнение на руке партнёра рисунка определённого предмета, задуманного «художником». Тот, на руке которого выполняется рисунок, должен с закрытыми глазами угадать, нарисованный предмет.
Одним из элементов нейро-лингвистического программирования является и карточная игра, которая вызывает у детей огромный интерес. Её разработал американский психолог Я. Холландер. Изначально карточная игра создавалась как способ представления нейро-лингвистического программирования для заинтересованных в этом лиц [6, С. 132].
Суть карточной игры нейро-лингвистического программирования как способа развития творческого мышления у детей предшкольного возраста заключается в сочинении ребёнком сказки на основе её предварительного моделирования. Карты изготавливаются из прочного картона и ламинируются. В колоде 17 карт разного цвета Карты разных цветов тасуются отдельно. Размер одной карты: 7x10 см.
Играть в карточную игру предпочтительнее вечером, когда ребёнок может увидеть звёзды на небе, понаблюдать за ними из окна. Это создаёт атмосферу таинственности, загадочности, необходимую для организации творческого процесса. При этом ребёнок должен ощущать психологический комфорт, испытывать чувство защищённости, играя с близким человеком, которому доверяет.
В карточной игре нейро-лингвистического программирования можно выделить пять основных этапов.
1этап (вступительный) : беседа с ребёнком о звёздах, знакомство с картами, которые находятся в красивой картонной коробке, оклеенной цветной бумагой. Ребёнок самостоятельно достаёт карты, рассматривает их, выслушивает правила обращения с ними.
2этап (начальный) : рассказывание начала сказки «Про Звезду, которая упала с неба».
Ребёнку предлагается помочь Звезде вернуться на небо, следуя указаниям, которые будет давать ей Месяц:
Во время своего путешествия помни: тебе нужно взять с собой в дорогу … (выкладывается карта Оракула № 1, называется предмет, изображённый на ней) и избегать встречи с … (выкладывается карта Оракула № 2, называется предмет, изображённый на ней, затем нужно преодолеть три препятствия:
помочь … (выкладывается карта с изображением нанотехнического приёма № 1, и ребёнок озвучивает рисунок, изображённый на ней,
превратиться в … (выкладывается карта с изображением нанотехнического приёма № 2, ребёнок озвучивает рисунок,
найти … (выкладывается карта с изображением нанотехнического приёма № 3, ребёнок озвучивает рисунок).
3этап (основной) : обобщение сказки ребёнком, фантазирование.
4этап (кульминационный) : выполнение трёх приёмов нейро-лингвистического программирования.
5этап (заключительный) : окончание сказки (подстройка к будущему).
Карты раскладываются в форме четырёхступенчатой лестницы. Первая ступень – вводная карта, вторая – две карты Оракула, третья – три карты нанотехнических приёмов, четвёртая – карта подстройки к будущему.
По мере нарастания заинтересованности карточной игрой со стороны ребёнка количество карт в колоде может быть увеличено. Это позволит разнообразить игру, сделать каждую новую сказку, сочинённую в процессе игры, непохожей на все остальные.
Все предложенные приёмы нейро-лингвистического программирования проводятся с ребёнком индивидуально, поскольку изначально задачей нейро-лингвистического программирования является «учёт, начиная с уровня физиологии и неврологии и заканчивая языковыми влияниями и репрезентативными системами, того, какой вклад мы вносим в карты, создаваемые на основе искажения нашего собственного функционирования в рамках нашей неврологии…» [3, С. 149].
Выполнив данные приёмы, ребёнок под руководством взрослого может создать свой собственный НЛП-альбом. Для этого взрослому необходимо записать в этот альбом сказки, истории, небылицы, загадки, сочинённые ребёнком в ходе реализации приёмов нейро-лингвистического программирования, а автору сказок предлагается сделать красочные иллюстрации к этому альбому и придумать для него интересное название. К НЛП-альбому можно приложить фотографии, сделанные в процессе сотворчества. Всё это позволит создать атмосферу заинтересованности, обеспечит уверенность ребёнка в собственных силах и даст возможность вернуться к приятным творческим совместным переживаниям, испытанным ранее.
Использование данных приёмов в соответствии с принципами нейро-лингвистического программирования обеспечит развитие продуктивного мышления ребёнка посредством активизации его творческого потенциала и имеющегося жизненного опыта. Психологи Дж. О’Коннор и Я. Мак-Дермотт в своих работах выделяют четыре принципа нейро-лингвистического программирования, «четыре столпа мудрости», которые чаще всего являются для детей дошкольного возраста естественными жизненными ориентирами:
постоянное наличие взаимного доверия и взаимной ответственности (раппорт);
присутствие цели деятельности (осознание собственных желаний, приходящее с ответом на вопрос: «Чего я хочу?»);
сознательное использование своих органов чувств (обращение повышенного внимания на собственные сенсорные впечатления);
создание наибольшего количества стратегий поведения (гибкость поведения) [4, С. 32].
Таким образом, применение в работе с детьми элементов нейро-лингвистического программирования будет способствовать обогащению их психического развития, повышению эмоционального настроя, развитию волевой сферы, что в конечном итоге окажет непосредственное влияние на становление творческой личности.
Список использованной литературы :
Вертгеймер, М. Продуктивное мышление [Текст] / М. Вертгеймер. – М. : Прогресс, 1987. – 336 с.
Горин, С. А. НЛП: Техники россыпью [Текст] / С. А. Горин. - М. : Издательство КСП+, 2004. – 560 с.
Гриндер, Дж. Черепахи до самого низа. НЛП нового поколения. Мастер-класс гениальности [Текст] / Дж. Гриндер, Д. Делозье. – СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. – 380 с.
Коннор, Дж. Принципы NLP [Текст] / Дж. Коннор, Я. Мак-Дермотт. – М. : София, 2000. – 96 с.
Николаева, Е. И. Творчество в мире взрослых [Текст] // Психология детского творчества / Е. И. Николаева. – СПб: Речь, 2006. – С. 9 – 37.
Рауднер, Я. НЛП: Новые модели [Текст] : Методическое пособие для участников семинаров по НЛП / Я. Рауднер, П. Врица, М. Холл, Я. Холандер. – М. : Центр психологической культуры, 2001. – 172 с.