Саглар Пуртинова
Использование элементов калмыцкого танца в утренней гимнастике
▼ Скачать + Заказать документы
Утренняя гимнастика – обязательная часть ежедневного режима ребенка в семье, детском саду. Систематическое проведение ее под руководством взрослого воспитывает у детей привычку к физическим упражнениям, связанную с приятными мышечными ощущениями, положительными эмоциями, вызывающими жизнерадостность. Утренняя гимнастика воспитывает правильную осанку, углубляет дыхание, усиливает кровообращение, содействует обмену веществ.
Публикация «Использование элементов калмыцкого танца в утренней гимнастике» размещена в разделах
- Гимнастика для детей. Утренняя, оздоровительная, зарядка
- Республика Калмыкия
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Хореография для детей, детские танцы, постановки
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2016
Систематическое проведение ее требует предварительного подбора упражнений из числа ранее изученных с детьми. Из отобранных упражнений для ежедневного использования составляются комплексы. Подбор упражнений в комплексе предусматривает повышение жизнедеятельности организма путем постепенного вовлечения основных групп мышц и интенсивную работу их развития и укрепления в целях воспитания правильной осанки. Содержание каждого комплекса составляют упражнения, расположенные в определенном порядке, предусматривающем вовлечение в интенсивную работу различных групп мышц:
1. Для развития и укрепления мышц плечевого пояса.
2. Для развития мышц брюшного пресса и ног.
3. Для развития и укрепления мышц спины и гибкости позвоночника.
Утренняя гимнастика начинается с ходьбы и легкого бега, с непродолжительных упражнений, предусматривающих профилактику плоскостопия, ориентировку в пространстве, дыхательной гимнастики. Затем дети строятся в несколько колонн или круг для выполнения общеразвивающих упражнений.
После выполнения упражнений проводится бег или прыжки с постепенным переходом на ходьбу, которая заканчивается шагом на месте или остановкой.
После наиболее высокой физической нагрузки во время бега или прыжков, происходит постепенное ее снижение и к моменту остановки состояние организма достигает прежней нормы.
Утренняя гимнастика должна проводиться в точно установленное время по режиму. Упражнения разучиваются с детьми предварительно на физкультурных занятиях.
Однако они не копируют точно то или иное движение, но имеют с ним общую основу. Продолжительность использования каждого комплекса утренней гимнастики обычно две недели. В течение этого времени в комплекс могут быть введены аналогично по задаче варианты упражнений.
В младшей группе воспитатель предлагает детям выполнять упражнения одновременно с ним, применяя игровые приемы. В старшей и подготовительной группах он кратко дает команду (например, «Основную стойку принять!»). Воспитатель следит за дыханием детей, требуя фиксации выдоха словом или звуком. До начала упражнений и по окончании их дети старших групп стоят в основной стойке (пятки вместе, носки врозь). Из этого положения они меняют стойку по указанию воспитателя. В младшей группе и средней дети стоят в стойке – ноги на ширине плеч, параллельно друг другу, что является профилактикой деформации стопы. В конце утренней гимнастики дети переходят к ходьбе на месте с невысоким подъемом ног. Это приводит пульс ребенка в норму. Утренняя гимнастика проводится в чистом, проветренном помещении, в теплое время года на чистой травяной площадке во дворе.
Большое значение в работе по развитию движений имеет использование элементов калмыцкого танца в утренней гимнастике. В калмыцких танцах имеются движения, которые воздействуют на отдельные части тела, на отдельные группы мышц или на суставы изолированно. К таким упражнениям относятся, например, упражнения, укрепляющие мышцы стопы (ходьба на носках, переступание с носка на пятку, стучание пятками, шеи (повороты, наклоны головы, кисти (сжимание и разжимание пальцев, тряска) и ряд других подобных упражнений. При выполнении упражнений с элементами калмыцкого танца особое внимание уделяется правильной осанке.
Наиболее эффективной формой создания у детей правильного понимания характера движений является выполнение физических упражнений под калмыцкую музыку. Они способствуют развитию основных видов движений: ходьбы, бега, прыжков, подпрыгиваний. Элементы калмыцкого танца используются и в целях развития мышц плечевого пояса, боковых мышц, мышц спины и живота, укрепляют крупные мышцы, учат детей пространственным ориентировкам (вперед,назад, вправо, влево, вверх, вниз, движения шеренгой, в колонне и т. д.)
Утреннюю гимнастику с элементами калмыцкого танца желательно проводить, начиная со второй младшей группы, когда происходит формирование музыкально-ритмических движений. К этому периоду детское восприятие совершенствуется. Развивается воображение, ребенок способен создать на основе словесного описания образ предметов. Ярче проявляется эмоциональная отзывчивость на музыку. Музыкальное сопровождение дается только к отдельным упражнениям с использованием игровых образов (птички клюют, воробышки прыгают и т. д.). Дети 4-5 лет чувствуют ритмический рисунок музыкального произведения, направление его мелодии, силу звучания. Поэтому музыка может сопровождать почти каждое упражнение.
У детей старшей и подготовительной к школе групп наблюдается значительное повышение уровня физического и музыкального развития. Они способны к творческому проявлению ритмических движений под музыку.
Основные движения – ходьба, бег – хорошо сочетаются с музыкой бодрой, энергичной; подскоки с ноги на ногу, подпрыгивание на двух ногах – с музыкой плясового характера, требующей легкости, полетности. Для гимнастических упражнений, отличающихся четкостью, быстрой сменой направления движения, необходимы музыкальные произведения с короткими музыкальными фразами. Плавные движения рук вверх, вниз, так же как и медленные наклоны, требуют музыки спокойного характера.
Разучивание упражнений с элементами калмыцкого танца осуществляется на физкультурном занятии без музыки и на музыкальном занятии с музыкой.
Предлагаю вам комплекс утренней гимнастики с элементами калмыцкого танца тематического характера для средней группы: «Веселые сайгачата».
Дети входят в зал. Воспитатель загадывает загадку о сайгаке:
Быстро мчусь я по степи, не поймать меня никак.
Ты уж, брат, меня прости, антилопа я, … (сайгак)
1. Вводная часть (1 мин.)
Воспитатель: Сегодня мы с вами - веселые сайгачата. Давайте погуляем по степи – ходьба в колонне друг за другом(15 с)
-ходьба на носочках (15 с)
-медленный бег в колонне по одному (10 с)
-быстрый бег (15 с)
- ходьба друг за другом (10 с)
-построение в 2 звена.
2. Основная часть
1 упр. «Сайгачата приветствуют ребят».
Повороты головы влево-вправо. (6 раз)
2 упр. «Сайгачата веселятся».
И. п. ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1-поднять правое плечо, 2-и. п., 3-левое плечо, 4-и. п. (6 раз)
3 упр. «Сайгачата рисуют солнце».
И. п. ноги вместе, руки на поясе, топая ногами на месте, делать круговые вращения руками в стороны правой, затем левой руками. (5 раз)
4 упр. «Сайгачата едят травку».
И. п. ноги вместе, руки опущены.
1-присесть, наклон туловища вперед, руки назад. Голову держать прямо.
2-и. п.
5 упр. «Сайгачата резвятся».
И. п. ноги вместе, руки на поясе.
1-присесть, носки вместе, пятки врозь.
2-и. п. (10-15 раз)
3. Заключительная часть (30 с)
Воспитатель: Но тут появились степные волки. Сайгачата испугавшись, бросились врассыпную.
-бег врассыпную по залу (15 с)
-дыхательное упражнение «Молодцы». Вдох. На счет 1,2,3-выдох. На выдохе произносить слово «Мо-лод-цы»(3 раза)
-ходьба по залу (15 с). Возвращение в группу.