Оксана Мельникова
Использование элементов игры тетрис в развитии логического мышления детей дошкольного возраста
На сегодняшний день для развития детей дошкольного возраста применяется большое количество наглядных средств обучения, которые во многом дополняют и визуализируют информацию необходимую усвоить ребенку. Вместе с тем стоит задача всестороннего развития воспитанников детского сада. одним из таких направлений является развитие логического мышления : способностям к анализу, синтезу, выстраиванию взаимосвязей, умение выдавать умозаключение.
Публикация «Использование элементов игры тетрис в развитии логического мышления детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Игры для детей
- Логическое мышление
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Пентамино и тетрис своими рукмаи
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Игры с элементами «Тетрис» позволяют решать эти задачи и способствуют формированию у детей дошкольного возраста логического мышления.
В основе активной мозговой деятельности человека лежит логическое мышление – один из высших уровней познавательной деятельности. Исследователи отмечают что оно начинает формироваться в начальной школе, но применять проверенные методики развития логического мышления можно и раньше.
В развитии мышления прослеживаются следующие закономерности:
- до трех лет ребенок пользуется только наглядно-действенным типом мышления – другие ему недоступны.
- с трех лет доминирующим становится наглядно-образный тип. Появляется способность представлять предметы, рассуждать, опираясь на опыт восприятия.
- с пяти-семи лет мышление постепенно становится абстрактным. Дошкольник пользуется опосредованными знаниями, выполняет простейшие логические операции.
Можно сказать что основная опора дошкольника – его память. Запоминает он быстро и много, а при знакомстве с чем-то новым старается связывать его с уже известным. Поэтому все объяснения строятся с отсылкой к имеющемуся детскому опыту. Другой важный психический процесс – внимание. У детей данного возраста оно развито слабо. Даже самое интересное задание не заставит 5-летнего ребенка усидеть на месте.
В возрасте 5-6 лет оптимально для перехода от наглядно-образного мышления к логическому. Однако стоит учитывать, что главной формой деятельности дошкольника является игра. Это не праздное время препровождение, а основа познания и приобретения навыков. Логические задачи в игровой форме принесут хорошие результаты, увлекут ребенка. Мотивация его будет внутренней, а не внешней, что важно для непрерывного интеллектуального развития.
Одним из способов развития логического мышления являются дидактические материалы с элементами игры Тетрис.
Изобретение русского программиста Алексея Пажиного в 1984 году открыло практически новую эру в компьютерном мире. Тетрис - игра, ставшая культовой во всём мире. Однако не многие знают что за основу советский инженер взял детскую настольную игру «Пентамино». Смысл головоломки в том, чтобы сложить вместе несколько плоских фигурок, каждая из которых состоит из пяти одинаковых квадратов. [3]
Таким образом немного адаптировав начальный вариант игры можно получить весьма интересную настольную игру для развития логического мышления у детей дошкольного возраста.
В нашем варианте игры представлены те же элементы что и в традиционной игре «Тетрис», фигуры состоят из 4 одинаковых квадратов всего таких фигур пять. (Приложение1)
В ходе игры участники знакомятся с вариацией фигур и знакомятся с основными правилами игры. Правила для дошкольников 5-7 лет весьма простые и могут быть адаптированы воспитателем: задача игроков провести персонажа по игровому полю, выстраемому ими маршруту к конечной цели, используя предлагаемый набор фигур. В более сложном варианте игры, участникам необходимо обходить препятствия при построении маршрута, либо использовать минимальный набор фигур, для достижения цели. Усложнить задачу можно как и традиционной игре «Тетрис», где участники получают фигуры в результате случайного выбора. Однако стоит помнить что уровень сложности должен расти постепенно. Как только дошкольник начнет быстро справляться с однотипными заданиями, можно переходить на следующий уровень: предлагать более сложные варианты игры, множеством деталей и заданий. Индивидуальные занятия полезно сочетать с групповыми, а так же вести мониторинг результатов.
Таким образом можно сказать что данный вариант игры способствует развитию логического мышления у детей, концентрации и вниманию. Занятия направленные на развитие логики – эффективный метод развития интеллекта. Это вклад в будущее ребенка, где он сможет мыслить нестандартно, выходить за рамки шаблонов. Регулярные умственные тренировки – полезная привычка, ведь новые нейронные связи нужно формировать на протяжении всей жизни.
Библиографический список
1. Гордиенко Н. И. Развиваем логику, М. Экзамен, 2016, 124с.
2. Сычева Г. Е. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. – М. : Книголюб, 2007. 137с
3. Электронные ресурсы
https://umnazia.ru/blog/all-articles/razvitie-logiki-i-myshlenija-u-doshkolnikov
https://www.detki-psy.ru/our-publications/articles/razvitie-logiki-5-6-7-let.html
https://www.igromania.ru/article/11612/Istoriya_tetrisa_Kak_yeto_bylo_na_samom_dele.html