грачева татьяна
Использование элементов артпедагогики и арттерапии в коррекционно — развивающей работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Использование элементов артпедагогики и арттерапии в коррекционно — развивающей работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ
В настоящее время всё более актуальной проблемой становится проблема здоровья детей. Никому не секрет, что всё больше детей рождаются ослабленными, с теми или иными нарушениями здоровья. Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) нуждаются в особых формах воспитания и обучения. Поэтому в работе с детьми необходимы различные подходы, в том числе применение классической методики, которую можно усовершенствовать за счёт включения элементов артпедагогики и арттерапии. О положительном влиянии искусства на развитие ребёнка с ОВЗ говорил ещё Л. С. Выготский, отмечая особую роль художественной деятельности в компенсации психических функций.
Публикация «Использование элементов артпедагогики и арттерапии в коррекционно — развивающей работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ» размещена в разделах
- Арт-терапия в детском саду
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Начнём разбирать виды артпедагогики и арттерапии и говорить о том, как мы можем использовать их в работе с детьми с ОВЗ.
Игры с глиной и тестом.
Работа с глиной и тестом оставляет приятные ощущения, позволяет расслабиться.
Гибкость и поддатливость данного материала даёт возможность получать как тактильные, так и кинестетические (прикосновение, ощущение движения).
Значимым моментом является то, что ошибки в работе обратимы и легко исправляются. Игры с глиной и тестом позволяют снять стресс, помогают выражению чувств. В дальнейшем подобные игры помогают восстанавливать эмоциональное равновесие.
Изотерапия используется при создании положительной мотивации, помогает преодолеть страхи детей перед трудностями, помогает создать ситуацию успеха. Имеет огромное коррекционной значение при развитии моторики пальцев рук. Так же можно совмещать элементы мнемотехники с изобразительной деятельностью. Например, ребёнку гораздо легче запомнить названия домашних животных,если перед ним располагается красочный домик, в каждом окошке которого живёт определённый персонаж, который мычит, лает или мяукает.
Ребёнку с нарушением когнитивной сферы в дальнейшем будет проще вспоминать животных, ассоциируя их с этим домиком. А сколько положительных эмоций и детских улыбок мы видим в процессе выполнения этих упражнений!
Театрально-игровая деятельность способствует интенсивному развитию эмоционально - личностной сферы ребёнка. Она помогает умению выразительно говорить, вести диалог, разыгрывать мини-сценки. Ребёнок с удовольствием берет в руки персонаж кукольного театра и от его лица рассказывает о своих мыслях.
Любимые герои становятся образцами для подражания. Игра может изменить отношение ребёнка к себе, его настроение, способы общения со сверстниками.
Исполняя роли персонажей с разными характерами, они примеривают на себя различные модели социального поведения.
Игры на песке - одна из форм естественной деятельности ребёнка. Наблюдения и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное состояние детей, является прекрасным стимулом для развития. Перенос обычных обучающих и развивающих занятий в песочницу даё т дополнительный эффект: повышается мотивационный интерес к занятиям, развитие познавательных и образовательных процессов происходит более интенсивно и гармонично. Ребенок, выступая в роли Волшебника и Творца, имеет уникальную возможность подходить к решению задачи без страха сделать какую-то ошибку - ведь на песке её легко исправить и добиться нужного результата.
Игры с музыкой.
Медиками установлено, что приятные эмоции, вызываемые музыкой, повышают тонус коры головного мозга, улучшают обмен веществ, стимулируют дыхание, кровообращение. Музыка снижает эмоциональное напряжение у детей и устраняет страхи. Благодаря своим специфическим особенностям (темпу, ритму, интонации) музыка влияет на физиологические процессы организма (пульс, дыхание, мышечный тонус) Музыка используется при выполнении физкультминуток, при проведении пальчиковых игр и т. д.
Опыт показывает, что применение данных техник целесообразно, а возможности не ограничены. Самое главное - это не останавливаться на чем-то уже понятном и опробованном, а постоянно пытаться привнести что - то новое и интересное.