Ольга Филина
Использование возможностей Lego-конструирования в логопедической работе с детьми
▼ Скачать + Заказать документы
Филина Ольга Юрьевна
Педагог дополнительного образования Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр внешкольной работы» города Кинешмы. E-mail :oufilina2013@yandex.ru
С каждым годом, все больше, в сады и школы приходят воспитанники с нарушениями речи. Эти нарушения проявляются по-разному: кто-то просто не правильно произносит звуки или заменяет их другими, удобными для себя в произношении звуками; у кого-то пассивный и активный словари развиты с отставанием от возрастных норм; кому-то необходимо работать над темпом речи, и еще много различных нарушений можно констатировать сегодня.
Публикация «Использование возможностей Lego-конструирования в логопедической работе с детьми» размещена в разделах
Одним из актуальных и интересных средств, применяемых в логопедической работе, является использование наборов Лего. С помощью этих наборов, ребенок может построить красивые и красочные конструкции, которые будут выглядеть привлекательно в независимости от его имеющихся конструкторских навыков.
Необходимо отметить, что ребенок, видя красочный, объемный результат своей работы испытывает чувство успеха, которое помогает приобретать уверенность в себе, что очень важно для развития, в том числе и учебной мотивации. Нельзя не упомянуть о том, что данные конструкторы не требуют организации специального места, они позволяют играть на полу, за столом и даже на диване, что очень важно для развития детей с ограниченными возможностями здоровья.
Остановимся на рассмотрении вопроса о возможностях развития познавательной деятельности детей с помощью Лего-конструкторов.
Указанные конструкторы открывают большие возможности в решении метапредметных задач. Например, с помощью «кирпичиков» можно знакомить детей с окружающим миром: построить городскую улицу и на этом объемном
макете изучать правила дорожного движения, а можно рассмотреть какие бывают здания, изучить виды транспорта, деревья и многое другое.
Очень хорошо помогает Лего при изучении математики. С детьми можно разложить «кирпичики» по коробочкам с написанными на них цифрами, а для этого дети должны освоить и произвести счет – сколько зубчиков у каждого «кирпичика». При этом возможны различные варианты заданий. Например, по этим же коробочкам разложить нужное количество «кирпичиков». Также можно задействовать их и при изучении состава числа: взять за основу «кирпичик» с 8 зубчиками и подобрать «кирпичики» с таким же количеством зубчиков в сумме. Это может быть: 2+6, 4+4, 2+2+2+2.
Большие возможности дает применение Лего при развитии временных представлений. Как один из возможных вариантов – замена цифр на «кирпичики» с нужным количеством зубчиков (при условии, что дети знакомы с обычным циферблатом часов).
Немаловажно и развитие сенсорных эталонов: цвет, форма, величина. Все это легко изучается и запоминается в игре. Так, дети, с удовольствием, выполняют задания на сортировку «кирпичиков» по цвету. Например, можно попросить построить синий аквариум и на дне «кирпичиками» коричневого цвета выложить грунт, посадить зеленые растения и запустить в аквариум желтых, красных, розовых рыбок. Не менее интересным для детей является построение геометрических фигур из Лего. Их можно построить из одного цвета или каждую фигуру разного цвета, также можно сделать фигуру, состоящую из разных цветов, а затем, попросить найти в своем окружении предметы, похожие на эти геометрические фигуры.
Величина – одна из важных составляющих знаний детей. Для изучения данной темы можно использовать метод сравнения. Например: сравнение «кирпичиков» между собой, сравнение целых построек, сравнение с окружающими предметами. В качестве примера можно привести следующее: взять «кирпичик» у которого 12 зубчиков в один ряд, и сравнить его с карандашом – по цвету и величине.
Далее остановимся на изучении возможности применения Лего-конструкторов в развитии речевой функции детей.
Очень многим детям с трудом удается изучение звуков и букв. В этом случае может помочь применение наборов Лего. Одним из возможных заданий является построение графического изображения буквы. Так, ребенок, построив объёмную букву, держа её в руках, гораздо лучше усваивает её вид. При этом, ему помогают зрительное и тактильное восприятие. Если строить букву из «кирпичиков» определенного цвета, то можно изучить и/или закрепить знания о гласных и согласных, твёрдых и мягких звуках. Такие упражнения дают положительный результат при сравнении похожих по написаю букв: ш-щ, и-н, л-п и т. д. Также можно поиграть в игру по угадыванию букв с закрытыми глазами.
При постановке, автоматизации, а особенно дифференциации звуков и закреплении их в речи ребенка, помогают лесенки и дорожки из «кирпичиков». Разберем на конкретном примере. Так, на каждой ступеньке лесенки можно написать нужный звук или договориться с ребенком что у [л] зеленая ступенька, а у [р] - синяя. Таким образом, ребенок, шагая пальчиками или маленькими игрушками по каждой ступеньке, называет необходимый звук. Эти же приемы можно использовать при обучении чтению : каждому «кирпичику» будет соответствовать определенный слог, соединяя предложенные «кирпичики» в определенной последовательности можно читать образовавшиеся слоги.
Осуществляя работу по одному из важных логопедических направлений – формирование лексико-грамматической составляющей речи, также можно использовать наборы Лего. Данные наборы помогают освоить детям умение согласовывать числительные с существительными. Приведем пример: просим ребенка построить городскую улицу. При этом можно попросить посчитать количество домов, деревьев, машин, людей и так далее. В рамках этой же игры, происходит изучение словообразования глаголов: машины едут, стоят, подают сигналы; люди гуляют, общаются, едят мороженое и т. д. Таким образом,
происходит формирование не только грамматического строя речи, но и его лексической стороны. Например: подбор прилагательных – деревья красивые, зеленые, жёлтые, цветущие; дома высокие, многоэтажные и одноэтажные; люди добрые, веселые, красивые и т. д.
Не мене важным направлением логопедической работы является развитие связной речи. Согласно наблюдениям, дети охотнее и интереснее составляют рассказы по созданным ими макетам и декорациям. Так, с помощью наборов Лего, можно построить задуманную конструкцию, отражающую сюжет какой-либо сказки а, затем, попросить ребенка пересказать ее. Также, можно попросить воспроизвести словесно диалог двух и более персонажей, встретившихся в смоделированной обстановке. Параллельно со знакомыми сюжетами, можно использовать и незнакомые сюжеты, которые позволяют создавать ребенку новую собственную историю, способствующую раскрытию внутреннего мира ребенка.
Таким образом, вне зависимости от гендерных особенностей детей, конструкторы Лего вызывают равный интерес, как у мальчиков, так и у девочек и способствуют всестороннему развитию ребенка. Такие занятия дети воспринимают как игру. Следовательно, не испытывают внутреннего негатива, становятся более внимательными, усидчивыми и общительными. Также происходит развитие и коррекция мелкой моторики, познавательно-речевой деятельности и эмоционально-волевой сферы ребенка. Некоторыми учеными отмечено, что использование наборов Лего позволяет организовать образовательный и коррекционный процессы в максимально комфортных психологических условиях для детей. Работа над рассказами, пересказами, диалогами, монологами становиться гораздо интереснее и эффективнее. Объемные декорации помогают лучше осознать сюжет, а, значит, и рассказ и/или пересказ становятся более развернутыми и логичными. Подводя итог, можно сказать, что игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры являются эффективным методом в развитии коммуникативных навыков детей.