Надежда Титова
Использование визуально-ритмических рядов в работе логопеда
▼ Скачать + Заказать документы
Использование визуально-ритмических рядов в работе логопеда
Визуально-ритмические ряды представляют собой последовательно выложенную серию предметов. Работа с ними – один из этапов в коррекции нарушений слоговой структуры слова. Детям с такими нарушениями сложно переключаться с одного звука на звук, со слога на слог, со слова на слово. С помощью ВРР (визуально-ритмических рядов) ребенок может зрительно увидеть последовательность, ритм и это поможет ему научиться переключаться.
Темочки:
Визуально-ритмические ряды – это своего рода тренажеры, с помощью которых ребенок учится переключаемости.
Когда мы даём задание ребёнку продолжить наш ряд, то у него начинает работать анализ, мышление и действие, которое одним словом можно назвать прогнозирование, ребенок прогнозирует своё следующее действие. И тут-то мы подходим к его речи, потому что, чтобы сказать слово, нужно правильно подстроить артикуляцию под звук: спрогнозировать и сделать. А последующий звук всегда влияет на предыдущий, а предыдущий на последующий и именно в этом заключается механизм упреждающего синтеза.
Визуально - ритмический круг и парковка способствуют:
- развитию чувства ритма;
- слухового, зрительного и пространственного восприятия;
- развитие мелкой моторики;
- развитие фонематического слуха;
- развитие связной речи,
-автоматизация и дифференциация нарушенных звуков;
- коррекция слоговой структуры слова;
-запуск речи;
- развитие артикуляционного аппарат;
- обучение грамоте;
- обучение чтению;
- формированию знаний и представлений об окружающем мире.
В своей работе я также использую дидактические пособия «Ритмический круг» и «Парковка», плоскости в виде букв.
Дополнительно используются: камушки «марблс» (большие и маленькие кружки, квадратики, цветочки, разный мелкий конструктор, деревянные фишки с картинками. Также могут применятся любые мелкие фигурки, пуговицы, карточки, природный материал (шишки, орехи, камни и т. д.).
Варианты использования пособий «Ритмический круг» и «Парковка».
Задания на выстраивание визуальной, ритмической и логической последовательности рекомендуется начинать с горизонтального ряда - «Парковки», а потом переходить на работу с «Ритмическим кругом». При работе с «Ритмическим кругом» задания можно выполнять по часовой стрелке и против часовой стрелки.
Игра «Воспроизведи заданную последовательность».
Цель: Развитие сенсорнои сферы у детеи через развитие чувства ритма, слухового и зрительно-пространственного восприятия.
Ребенку предлагается перенести предложенную на карточке (образце) последовательность на игровое поле «Парковки» или «Ритмического круга».
Игра «Продолжи последовательность»
Цель: Развитие сенсорнои сферы у детеи через развитие чувства ритма, слухового и зрительно-пространственного восприятия.
Ребенку предлагается перенести предложенную на образце последовательность на игровое поле «Парковки» или «Ритмического круга», а потом продолжить ряд согласно представленнои закономерности.
Игра «Укрась пирог»
Цель: развитие чувства ритма и слоговой структуры слова, умение определять количество слогов в слове.
Разложить в ячейки по 1, 2, фишки и др. Предложить детям найти предметы с 1, 2 слогами, в соответствии с количеством фишек.
Игра «Хлопай-топай» с использованием визуально-ритмических рядов.
Цели: развивать чувство ритма. Развивать слуховое восприятие. Развивать зрительную память. Ориентацию в пространстве.
Хлопать: педагог вводит условное цветовое обозначение действия, выкладывает элемент синего цвета. Увидев два символа синего цвета, ребёнок должен 2 раза хлопнуть в ладоши, три синих символа – 3 раза хлопнуть в ладоши и т. д. Необходимо проявить фантазию, придумывать и рисовать различные ритмические рисунки, сочетая комбинации хлопков: 1 - 2, 2 -1, 1 -3, 2 -3, 3 -1, 3 - 2, 3 -3 и т. д.
Топать: педагог вводит условное цветовое обозначение действия, выкладывает элемент красного цвета. Увидев два красных символа, ребёнок должен 2 раза топнуть ногой, три красных символа - 3 раза топнуть ногой и т. д.
Хлопать - топать: педагог выкладывает визуально-ритмические ряды с использованием символов синего и красного цвета. На каждый цвет ребенок должен вспомнить действие и выполнить его.
Игра «Разноцветные дорожки».
Цель: развитие чувства ритма, формирование слоговои структуры слова, автоматизация и дифференциация звуков.
Ребенку предлагают выложить визуально-ритмическии ряд (для этого можно использовать камешки, разноцветные кубиков, пуговицы, карандаши): синии, красныи, синии – продолжи ряд. Если последовательность составлена верно, нажимаем указательным пальцем на камешек. Например, синии – слог «ва», красныи – «ня». «Ва-ня, ва-ня, ва-ня, ва-ня» и т. д. Можно брать и другие слоги: «му-ка», «На-та».
Вначале тренировка послогового ритма отрабатывается:
на прямых слогах (ба, ма, на);
на обратных слогах (от, уп, ам);
на закрытых слогах (мак, кот, бух);
на прямых и обратных слогах с твердыми и мягкими согласными.
Все слоги необходимо произносить в замедленном темпе. На следующем этапе отрабатываются слоги со стечениями согласных в следующеи последовательности:
открытые и закрытые (гна-анг, мна-амн);
с оппозиционными согласными (фты-фти, спа-зба);
цепочки слогов (вна-вно-вну);
слоги со сменои позиции согласного (мно-нмо, нку-кну)
Игра "Разгадай и закончи последовательность" .
Цель: Развитие сенсорной сферы, речевое развитие у детей через развитие чувства ритма, слухового и зрительно-пространственного восприятия.
Ребенку предлагается расшифровать последовательность на игровом поле «Парковки» или «Ритмического круга», загаданную на карточке или на самом игровом поле, а потом восстановить ряд (цвет, размер, форма предмета, лексическая тема и др., заполнив недостающие звенья.
Это далеко не полный перечень упражнении, которые можно использовать в работе над ритмом. Все эти задания с использованиям визуально-ритмических рядов позволяют наиболее интересно и эффективно работать над ритмом воспитанников. Использование данного материала на логопедических занятиях расширит профессиональный арсенал педагогов.
Таким образом, развитие ритмических способностей является важным компонентом по формированию слоговой структуры слова у детей, а включение в структуру занятий визуально-ритмических рядов делает процесс усвоения ритма более увлекательным и результативным.