Наталья Бардина
Занятие по восприятию музыки для детей подготовительной к школе группы «Где живет радость?»
Конспект занятия по восприятию музыки для детей подготовительной к школе группы «Где живет радость?»
Февраль, 2014 г.
Задачи по восприятию музыки, которые решаются на занятии :
Продолжать воспитывать интерес у старших дошкольников к творчеству композиторов-классиков: И. С. Баха, В. А. Моцарта, Ф. Шопена, П. И. Чайковского; современных композиторов: Р. Щедрина, Л. Беловцова.
Публикация «Занятие по восприятию музыки для детей подготовительной к школе группы „Где живет радость?“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Подготовительная группа
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Темочки
Развивать умение слушать вокальную и инструментальную музыку, различать звучание фортепиано, скрипки, флейты.
Чувствовать особенности звучания – спокойного, веселого, торжественного, грустного и его оттенки, учит высказываться с помощью приема «цвет-настроение», обогащает музыкальный словарь.
Учит узнавать знакомые произведения, накапливать запас любимых песен, пьес, различать песню, танец, марш, когда они объединяются (песня-танец, песня-марш, песня без слов, прелюдия – марш для слушания).
Уметь выделить в форме произведения вступление, заключение, припев, мелодию, аккомпанемент, фразу.
Чувствовать контраст в пределах жанра, названия, настроения (уметь объяснить).
Развивать умение передавать в движении характер музыки, так как это способствует быстрому запоминанию произведения, а значит, обогащает репертуар.
Приветствовать объединение разных видов искусства (музыки, поэзии, живописи, театра).
Развивать творческие способности, артистизм, умение радоваться самому, когда выступаешь, и радовать других.
(Звучит спокойная музыка, дети входят, садятся)
М. Р. : Сегодня вы услышите интересную историю, музыка будет рассказывать о веселом и грустном, но прежде чем вы услышите её, мне бы хотелось вас спросить – как вы думаете, где живет Радость?
Дети: …
М. Р. : Знают взрослые и дети жил да был на белом свете в доброй сказке Карабас, Карабас – ужасный бас! А уж какой он был злой известно всем – вечно с плёткой ходил, как укротитель диких зверей. В его театре жила Радость?
Дети: Нет!
М. Р. : А куклы были веселые, нежные, добрые.
Звучит «Шутка» И. С. Баха
М. Р. : Какое произведение помогло нам представить игры и забавы маленьких кукол?
Дети: «Шутка» Баха.
М. Р. : Правильно, а какой инструмент солировал?
Дети: Флейта.
М. Р. : Молодцы, а теперь попрошу вас превратиться в кукол и показать нам их.
2-й раз звучит «Шутка» И. С. Баха.
М. Р. : Пьесы Карабас ставил печальные, со слезами и подзатыльниками, поэтому куклы часто грустили и плакали, и даже танцы у них были печальные.
Танец кукол (В. Моцарт «Andante»)
М. Р. : Но иногда им так надоедало грустить, что они начинали озорничать, веселиться, прыгать и бегать.
Танец кукол-забияк (современная мелодия)
М. Р. : Карабаса очень злили такие праздники.
Куклы: Карабас – Барабас!
Карабас: Жизнь моя сплошная мука!
Куклы: Карабас – Барабас!
Карабас: Я устал от этих кукол!
Куклы: Карабас – Барабас!
Карабас: Одно и тоже 1000 раз!
М. Р. : Тут в ход пускалась плетка – она била очень больно, Карабас закрывал кукол в темный чулан, не давал есть и пить, куклы часто болели от холода, голода и побоев.
Звучит фраза «Болезнь куклы» П. Чайковского
М. Р. : Какая пьеса будет помогать болеть нашей кукле?
Дети: «Болезнь куклы» П. И. Чайковского.
М. Р. : Молодцы, правильно. Мелодия звучит… в верхнем регистре, аккомпанемент, изображая «охи» и «вздохи» - в нижнем.
Звучит вся пьеса «Болезнь куклы»
(выходит девочка, садится в кресло, изображает больную куклу)
Ребенок читает стихотворение В. Берестова «Болезнь куклы».
Тише, тише, тишина,
Кукла бедная больна,
Кукла бедная больна,
Просит музыки она.
Спойте, что ей нравится –
И она поправится!
М. Р. : Кукла давно мечтала побывать в цирке – говорили, там очень весело, выступают разные звери, может ей интересно познакомится с нашей обезьянкой Люлькой, ребята? Споем для нее веселую песню?
Исполняют песню «Обезьянка» (сл. И. Векшечонова, муз. Л. Белевцова)
(кукла оживает, веселится)
М. Р. : Злым был Карабас и самое страшное, что он мог сделать с куклой… - бросить ее в огонь. Помните? Какой ужас пережил Буратино, когда он чуть не погиб в огне? А если бы погиб? Его вспоминали бы как героя – ведь он смелый, честный и добрый! А музыка звучала бы грустная, но торжественная.
«Прелюдия до минор» Ф. Шопен (I фраза)
М. Р. : Отрывок из какого произведения сейчас прозвучал?
Дети: Из «Прелюдии» Шопена.
М. Р. : Правильно, а какая это музыка? А сила звука менялась?
Дети: …отвечают…
М. Р. : Молодцы, а теперь подберите цвет к этой музыке, подумайте, какой тон подойдет: бледный или густой.
(ребенок, который выбрал правильно, шагает в ритме и характере музыки)
«Прелюдия» звучит полностью.
М. Р. : Спасибо, очень выразительно передала в движении характер музыки, ее настроение. Но мы фантазировали, Буратино не погиб, приключения продолжаются, и еще не раз он огорчал Мальвину. Как вы думаете, о чем она грустила? Послушайте «Грустную песенку» В. Калинникова.
Дети: … называют свои версии…
М. Р. : Спасибо! А вы обратили внимание – пьеса называется «Песенка», а слов не было, звучало только фортепиано. Это не вокальное произведение для голоса, а инструментальное. Теперь сравним грустное настроение «Прелюдии» и «Песенки».
Дети: Они разные.
М. Р. : Конечно, в «Песенке» грусть светлая, нежная, может воспоминание о чем-то приятном?
Дети: …свои варианты предлагают…
М. Р. : Но нельзя всё время грустить, однажды в город приехал цирк.
Звучит песня «Цирк» в исполнении Олега Попова.
Куклы узнали, что там весело, а директор – добрый человек, сам я клоун, и фокусник, и дрессировщик, когда он выходил на арену цирка звучала озорная,
звонкая «Юмореска» Р. Щадрина (фортепиано).
М. Р. : Какие регистры использовал в этой пьесе композитор? Мы знаем три…
Дети: …называют…
М. Р. : Здесь мои пальцы бегали и прыгали… (играет отрывки).
Дети: В нижнем, верхнем и среднем регистре.
М. Р. : Молодцы!
(Звучит в записи «Юмореска», входит директор цирка).
Директор: Здравствуйте! рад познакомится, у меня в цирке много артистов, они поют, пляшут, скачут на лошадках, кувыркаются, играют на музыкальных инструментах. Вы любите музыку? Я и вас могу научить играть в веселом оркестре, хотите?
Дети: Да!
Директор: Мы сыграем оркестровую композицию –
«Топай-хлопай-щелкай-цокай».
Молодцы! Вы настоящие артисты, а сейчас для вас выступит моя любимая мартышка.
Звучит запись песни «Трудно быть мартышкой».
(девочка в костюме обезьянки исполняет акробатические упражнения).
М. Р. : Куклы подружились с артистами цирка, вместе гуляли, играли, танцевали.
Исполняется танец «Крошка моя».
М. Р. : Так где же живет радость?
Дети: В цирке!
М. Р. : Куклам так понравилось в цирке, что они решили уехать вместе с ними и никогда не возвращаться к Карабасу.
Звучит песня «Куда уехал цирк?»
(дети отступают вглубь сцены, машут рукой, прощаются).