Елена Исаева
Использование учителем-логопедом инновационных технологий в работе с детьми с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
В современных условиях проблема актуальна, так как в настоящее время
значительно возрастает количество детей с проблемами в речевом развитии и
работа с ними требует поиска в применении новых эффективных способов решения этой проблемы, поэтому современные учёные всё больше ориентируются на использование современных возможностей искусства в процессе обучения и воспитания детей с проблемами в развитии, что определяет актуальность выбранной темы.
Сущность арттерапии состоит в терапевтическом воздействии искусства на
субъект и проявляется в реконструировании психотравмирующей ситуации с
Публикация «Использование учителем-логопедом инновационных технологий в работе с детьми с ОВЗ» размещена в разделах
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
помощью художественно-творческой деятельности, выведении переживаний,
связанных с ней, во внешнюю форму через продукт художественной деятельности, а также создании новых позитивных переживаний, в рождении креативных способностей и способов их удовлетворения. В настоящее время арттерапия в широком понимании включает в себя:- изотерапию ( воздействие средствами изобразительного искусства: рисованием, лепкой, декоративно-прикладным искусством и т. д.);
- библиотерапию (воздействие чтением);
- имаготерапию (воздействие через образ, театрализацию);
- музыкотерапию (воздействие через восприятие музыки);
- вокалотерапию (воздействие пением).
Изотерапия – один из самых распространённых видов арттерапии. Различают два направления этого метода:
- использование же существующих произведений изобразительного искусства путем их анализа и интерпретации человеком;
- побуждение к самостоятельным творческим проявлениям в изобразительной деятельности.
Особое место среди видов арттерапии занимает имаготерапия, основой,
которой является театрализация психотерапевтического процесса. Имаготерапия опирается на теоретические представления об образе, а также единстве личности и образа. В соответствии с этим её задачами являются:
- укрепление и обогащение эмоциональных ресурсов и коммуникативных
возможностей;- воспитание способности адекватно реагировать на возникновение неблагоприятных ситуаций, а также способность выполнять роль, соответствующую течению событий;
- тренировка способности мобилизации жизненного опыта в нужный момент, воспитание волевых качеств, способностей к саморегуляции;
- создание определённого творческого интереса.
По своей организации имаготерапия может проводиться в двух формах:
индивидуальной (использование пересказа прозаического произведения, переход рассказа в заранее запланированный взрослым диалог) и групповой (драматизация народной, авторской сказки).
Изотерапия – художественно-изобразительная деятельность.
Целью является предоставление ребёнку неограниченных возможностей для самовыражения в самореализации в продуктах творчества (рисунке, аппликации, лепке).
Применение данного вида деятельности в работе с детьми с нарушениями речи позволяет получить положительные результаты:
- создаются благоприятные условия для развития общения замкнутых детей;
- оказывается влияние на осознание ребёнком своих переживаний, на развитие произвольности и способности саморегуляции, уверенности в себе за
счёт социального признания ценности продукта, созданного ребёнком.
Имаготерапия – театрально-исполнительская деятельность.
Целью является развитие речи детей средствами театрализованных игр. Театрально-исполнительская деятельность вызывает у детей желание взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, включаться в исполнение по ролям песенок, коротких потешек, закрепляет умение передавать различные движения, стимулирует образно-игровые проявления при использовании костюмов персонажей.