Анна Кузнецова
Использование теории волновых процессов в построении графика занятий с детьми младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Статья: «Использование Теории волновых процессов в построении графика занятий с детьми младшего дошкольного возраста»
Автор: Кузнецова А. А.
Образование:
• 2020г – по наст. время. АНПОО «НСПК», Специальность 44.02.02 Преподавание в начальных классах (2 курс)
Программы и курсы повышения квалификации:
• 2021-2022гг. АНО ДПО «НАДПО» «ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) в работе с детьми дошкольного возраста» (144 ч.)
• 2022г. АНО ДПО «НАДПО» «Эффективное чтение» (125г.)
Семейное положение: замужем
Профессия: домохозяйка
Дети: 2 детей
Публикация «Использование теории волновых процессов в построении графика занятий с детьми младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Графика
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2022
Возраст детей на момент проведения исследования: 4 года и 6 лет
Посещение детьми ДО на момент проведения исследования: Нет.
Срок проведения исследования: 2 месяца (осень 2021г.)
Противоречия, которые побудили учителя к поиску иных подходов к обучению и воспитанию. Осенью 2021 года, вернувшись после летнего отдыха загородом, я столкнулась с такой проблемой как организация домашних развивающих занятий с младшим ребенком, а именно: отсутствие интереса и мотивации во время занятий, нежелание прикладывать небольшие усилия при выполнении занятий, а также сниженная концентрация внимания. При этом старший ребенок, привыкший к различного рода домашним занятиям и занимающийся с удовольствием по учебным пособиям, отказа от занятия не проявлял и активно включался в работу (рисование, чтение, счет, письмо).
Оценивая личный опыт развития и обучения двоих детей с разными исходными способностями, а также принимая во внимание особенности физического развития каждого ребенка:
первый ребенок (дата рождения июнь 2015г) родился в определенной степени слабый, с отклонениями развития органов зрения (астигматизм, отсутствие бинокулярного зрения, с некоторыми выявленными в дальнейшем минимальными задержками развития (формирование речи, этап физического развития (ползание, сидение, ходьба, требующий повышенного внимания и контроля на всех этапах развития и роста,
второй ребенок (дата рождения ноябрь 2017г) – здоровый, в рамках нормы, не требующий повышенного внимания и контроля развития (например организации развивающих занятий в ясельном возрасте как в случае в первыми ребенком,
Я пришла к выводу, что привычный для меня подход организации развивающих занятий, которого я придерживалась с первым ребенком, в случае вопроса организации занятий со вторым ребенком, не действует по причине отсутствия у него элементарной привычки заниматься.
Если старший ребенок с возраста полутора лет привык к различным развивающим занятиям, будь то массаж, гимнастика, работа с книгами или рисование, то младший ребенок, в силу отсутствия подобного рода занятий в том количестве, которое было обеспечено старшему ребенку, просто не получает удовольствия от занятий, не утруждает себя умственной нагрузкой и не проявляет к занятиям интереса в той мере, которой я привыкла видеть и получать от занятий со старшим ребенком.
Мной было сформулировано для себя две задачи:
Работа над собой в том, чтобы определить подход и путь взаимодействия с младшим ребенком во время организации развивающих занятий в домашних условиях,
Организовать развивающие занятия с младшим ребенком таким образом, чтобы стимулировать его познавательный интерес, сформировать желание и привычку учиться.
Исследование, описанное ниже, проводилось на протяжении двух с половиной месяцев, и для себя я сделала вывод, что независимо от того на основании какой концепции строится развитие и обучение ребенка (в общем смысле, без учета особенностей и целей какой-то конкретной концепции, важное значение для стимуляции мозговой деятельности ребенка («запуска мозга», то есть повышение уровня его активности и «жажды новых знаний», если так можно выразиться) приобретает частота и определенная закономерность построения графика занятий (с чередованием занятий с повышенной и сниженной нагрузкой, выявленная и построенная мной для организации домашних занятий на основании «Теории волновых процессов» («циклы Кондратьева»).
К сожалению, на момент написания настоящей статьи, найти детальный график занятий с перечнем предметов и занятий, а также времени проведения занятий, которыми мы занимались с младшим ребенком, не представляется возможным, однако информация об использовании Теории волновых процессов при построении графия занятий с детьми дошкольного возраста была мной использована при написании Практических занятий по курсу «ТРИЗ для детей дошкольного возраста» (АНО ДПО «НАДПО» 2021г, в которых я писала о данной теории подхода к построению графика занятий. Настоящая статья об использовании Циклов Кондратьева была подготовлена на основании той обрывочной информации, которая сохранилась в вышеуказанных письменных работах. Тем не менее, даже принимая во внимание отсутствие детального перечня занятий на протяжении двух месяцев в 2021г, общая информация и идея настоящей статьи, надеюсь будут понятны.
Я искренне верю, что идея использования «Теории волновых процессов» (циклов Кондратьева) при построении графия занятий с детьми дошкольного возраста перспективна и заслуживает более глубокого изучения.
Научно-методическое обоснование опыта. Известно, что наблюдение является один из основных методов научного исследования в педагогике.
Как отмечал Д. Б. Эльконин, первоначально детская психология была описательной наукой, основным методом было наблюдение. Наблюдения за детьми оформлялись в виде записей, дневников матери, протоколов наблюдений. Чаще всего наблюдения велись в условиях семьи. [4, C.7]
Педагогическое наблюдение рассматривают как исходный метод исследования в дошкольной педагогике. Данный метод является незаменимым при первичной ориентировке ученого в исследовательской проблеме. Поскольку метод наблюдения по сути своей направлен на изучение индивидуального, уникального в поведении ребенка, он дает преимущественно качественные характеристики изучаемого явления. Метод наблюдения позволяет описать поведенческую картину конкретного дошкольника, предоставляет много живых, интересных фактов, отражающих жизнь ребенка в естественных для него условиях (М. Н. Полякова). [5, C.69]
То есть в первую очередь, для решения и достижения поставленной перед собой задачей «Работа над собой в том, чтобы определить подход и путь взаимодействия с младшим ребенком во время организации развивающих занятий в домашних условиях», мне необходимо было вести наблюдения за младшим ребенком как во время развивающих занятий (дома, на улице, так и в целом более внимательно следить за настроением младшего ребёнка, определить моменты переключаемости, временной промежуток активности и внимательности (заинтересованности, определить проблемные точки (скорость и причины отвлекаемости, то есть вести педагогическое наблюдение.
Если же говорить о причине использования Теории волновых процессов при построении графика занятий, то такая идея возникла спустя месяц проведения педагогического наблюдения за проблемами и сложностями, возникающими во время наших занятий:
• подача новых знаний (частота, объём, периодичность);
• скорость и степень утомления во время занятий;
• желания или неделания заниматься той или иной деятельностью в определенный день недели/номер недели.
В целом о волновой теории/теории волновых процессов» (цикличность) я бы сказала, что данная теория представляется мне одной из наиболее интересных и спорных. В научной литературе есть информация о Волновой теории цивилизации Э. Тоффлера, информация о Циклах Кондратьева, Волновая теория используется в биржевой торговле, волновые процессы изучаются в рамках изучения явлений в атмосфере земли, цикличность активности Солнца в конце концов, то есть все на нашей планете подчиняется определенным законам цикличности и волновых процессов. Так почему бы не использовать волновую теорию в рамках построения графика занятий с детьми дошкольного возраста, тем более что развитие детей (скачки роста, умственной и физической активности) не постоянны?
Сущность опыта, его ведущая идея. Количество занятий в течение недели и месяца меняется. Это обусловлено тем, что наблюдая за своими двумя детьми дошкольного возраста – 6 и 4 лет, и проводя с ними разливные развивающие занятия дома, я заметила, что чтобы не допустить отказ ребенка от занятий из-за перегрузки («слишком много нового, слишком сложные занятия, много требований, не все сразу получается» и тд, нагрузку как в течение недели, так и на протяжении всего календарного месяца (с учетом номера недели) нужно планировать определенным образом. Это помогает распределять нагрузку, вводить что-то новое, не перегружая при этом неокрепшую нервную систему ребенка дошкольного возраста, а также предоставляет мозгу ребенка возможность релаксировать на определенной неделе месяца, сохраняя при этом определенный тонус, что позволит ребенку сохранить интерес к занятиям.
Релаксация на определенной неделе осуществляется за счет смены типа деятельности: меньше теории и новых данных, больше физической нагрузки (например, подвижных игр с использованием уже изученных ранее понятий и инструментов). Дальше нагрузка опять увеличивается.
• 1 неделя: Высокая нагрузка. Ввод новых понятий и инструментов. Начало новых тем.
• 2 неделя: Умеренная нагрузка. Меньше новых понятий, больше повторений, фантазирования, творчества.
• 3 неделя: Низкая нагрузка. Занятия с физкульт переменками, подвижными играми, или прочей двигательной активность.
• 4 неделя: Увеличение нагрузки. Занятия на логику, обсуждение пройденного.
Рис. 1
• 1 неделя – 3 занятия – понедельник, вторник, среда
• 2 неделя – 2 занятия – вторник среда
• 3 неделя – 1 занятие – среда
• 4 неделя – 2 занятия – вторник, среда
Продолжительность занятий 2 раза в день (утром до обеда) и во второй половине дня после тихого часа и полдника, но перед вечерней прогулкой: 40/45-60мин (с возможным перерывом 5-7мин, между сменами основной деятельности).
Если обратить внимание на выбранные дни занятий, то это всегда где-то в середине недели, то есть в понедельник занятия «открытия новых знаний» почти никогда не проводятся, если это только не пик месячного цикла, когда ребенок успел отдохнуть от интенсивных занятий и соскучился по умственной деятельности. К концу недели (четверг, пятница) – это всегда занятия более творческого характера.
На выходных целесообразно проводить проектные дни - осуществлять совместную с родителями (или под контролем для необходимого управления/координации) проектную деятельность.
В наиболее продуктивные дни целесообразно, на мой взгляд, давать наиболее сложные для ребенка задания (письмо, счет, обучение чтению). В остальные же дни, когда идет спад активности при повышении уровня утомляемости, целесообразно давать больше творческих заданий (рисование, лепка, танцы, прослушивание музыки, что также является развивающими занятиями, но не потребует от ребенка повышенной умственной напряженности, как при письме, счете или обучении чтению.
На третей и четвертой недели целесообразно добавить и проводить больше занятий, направленных на физическое развитие (катание на велосипеде, лыжах, пешие прогулки на свежем воздухе, знакомство с окружающим миром и природой и тд, что с одной стороны позволит осуществлять всестороннее развитие ребенка, с другой же - обеспечит смену деятельности ребенку, то есть позволит ему отдохнуть от сложных занятий за столом. При этом некоторые занятия (не прописи, но, например, раскраска, или обведение по контуру) за столом в течение недели тем не менее должны быть, но со сниженной нагрузкой, то есть для поддержания небольшого учебного тонуса.
По окончанию 4 недели, когда ребенок отдохнул за счет «физической активности», циклы повторяются, то есть идет повышение уровня нагрузки (увеличение сложности занятий и тд, и последующее снижение нагрузки от одной недели к другой – волны / циклы.
Описание педагогического опыта, отличия от уже существующих.
Условия, при которых создавался опыт.
Доскональное изучение графика нагрузки организации занятий (Рабочие программы программ ДО) мной не проводились, однако если судить об общей информации, которой я обладала на момент проведения описанного в настоящей статье исследования, в большинстве случаев занятия в дошкольных организациях планируется без учета варьирования нагрузки по неделям, то есть просто придерживаясь календарного графия изучения тем и новой информации.
Если же сравнивать указанный в статье подход к составлению графика занятий с тем, как составляются занятия в начальном школьной образовании, то опять же Рабочие программы составляются исходя из перечня тем, заявленных в Программе, не учитывая при этом ранжирование нагрузки на обучающегося с учетом периода усталости (спада активности) и периода повышенной активности (увеличение нагрузки после периода релаксации, отдыха). В большинстве случаев расписания занятий в начальных классах составлены статично из месяца в месяц, что, как мне представляется, не учитывает необходимость изменения нагрузки с учетом неокрепшего и растущего детского организма.
Статичность губительна для познавательной и умственной активности ребенка, что заставляет его ждать и радоваться окончания «образовательной деятельности» (ждать окончания учебного года).
Цикличный же график планирования занятий учитывает, на мой взгляд, потребность детского организма в варьировании нагрузки (предоставление периода отдыха, а также добавляет эффект новизны из месяца в месяц за счет изменения интенсивности занятия на протяжении времени.
У ребёнка вырабатывается привычка учиться, повышается мотивация к учебным занятиям, ребенок начинает тянуться к знаниям и получает от занятий удовольствие. Мозг ребенка за счет цикличности организованной нагрузки появляется жажда новых знаний.
Примеры методических пособий
Примеры комплексных занятий (проектная деятельность)
Результативность. Использование Теории волновых процессов (с точки зрения ее применимости к работе нервных клеток мозга при построении и планировании занятий с детьми) позволило мне достигнуть высоких положительных результатов в достижении поставленных на домашних «уроках» целей «Организовать развивающие занятия с младшим ребенком таким образом, чтобы стимулировать его познавательный интерес, сформировать желание и привычку учиться», что в первую очередь было обусловлено повышением мозговой активности младшего ребенка и его желании узнать больше, мотивации к продолжению учебной деятельности, снижению уровня внутренней напряженности младшего ребенка перед новыми знаниями.
Из всего вышеперечисленного, для себя я пришла к выводам, что не зависимо от того, на основании какой концепции строится образовательный процесс ребенка, важным (основополагающим) является то, как построены занятия: графий и частота занятий, чередование интенсивности нагрузки с учетом этапов отдыха нервных клеток) и выход на новый цикл нагрузки. Безусловным моментом является наличие рядом с ребенком взрослого, который способен определить наилучшую точку перехода от одной деятельности ребенка к другой (порой преодолевая некоторое сопротивление со стороны ребенка – без насилия над ребенком, конечно, а также готовность такого взрослого с терпением, пониманием и внутренним желанием научить ребенка новому и зародить в своем подопечном жажду знаний.
Мозг ребенка, при работе по цикличному графику занятий, привыкает в своей активизации и начитает получать от нее удовольствие (появляется желание учиться и получать новые знания, а когда мозг захочет учиться (работать, он сможет (и будет) учиться в рамках любой концепции воспитания.
Пример графика занятий (на втором месяце занятий, пик активности)
Трудоемкость опыта. Временные и интеллектуальные затраты всех участников учебно-воспитательного процесса. При планировании грация занятий на основании циклов Кондратьева, основная нагрузка ложится, конечно, на взрослого, однако проведение парагогического наблюдения, которое требует от взрослого повышенного напряжения и участия, необходимо, по сути, только первые два месяца при составлении календарного графика. В последующем граций занятий становится сформированным, понятным и привычным как ребенку, так и взрослому.
С точки зрения повышенной трудоемкости описанного опыта с позиции ребенка, то они необходимы только в первые один два месяца, в течение которым выявляются проблемные точки (преодоление сопротивления к занятиям, точки переключаемости, увлечения ребенка новым видом деятельности, а также создания максимального количества ситуаций успеха, что в значительной степени повышает самооценку и мотивацию ребенка.
В последующем, после формирования графика занятий и входа в привычный график, трудозатраты ребенка находятся в рамках нормы (то есть занятия не требуют от обучающегося постоянной повышенной нагрузки и не создают дополнительного стресса) по причине того, что мозг за счет цикличности нагрузки втягивается в работу, привыкает к ней, но также имеет возможность «отдохнуть» от нагрузки за счет смены деятельности (снижения нагрузки с учетом номера недели и добавления больше занятий физической активности).
Доступность опыта. Возможность опыта использования в других учреждениях образования. Опыт, описанный в настоящей статье, на мой взгляд доступен всем, кто тем или иным образом участвует в организации образовательной деятельности детей дошкольного возраста. Мало того, на мой взгляд использование теории волновых процессов в построении графика занятий с детьми дошкольного возраста является основополагающим условием реализации заявленным в ФГОС НОО требований о наличии мотивации ребенка учиться и умении учиться.
Что же касается использования Теории волновых процессов при составлении расписания занятий в Начальной школе, то полагаю, это также возможно, но в настоящий момент провести более детальное исследование данного вопроса с изучением теоретической и практической базы для меня пока не представляется возможным. Однако те расписания школьных занятий, которые я видела, в большинстве случае статичны из недели в неделю, что безусловно делает их удобными преподавателям, но не учитывают растущую и ниспадающую активность детей, и потребность в варьировании нагрузки с учетом формирующейся у обучающихся усталости, а также противоречат неравномерному росту (скачкообразному, волнообразному) детского организма.
Как было указано выше, я искренне верю, что идея использования «Теории волновых процессов» (циклов Кондратьева) при построении графия занятий с детьми дошкольного возраста, а также в теории при построении графика занятий в начальной школе, перспективна и заслуживает более глубокого изучения.