Елена Алифанова
Использование тематичесских заданий для ознакомления дошкольников с элементами хохломской росписи
▼ Скачать + Заказать документы
Современный период в российской истории и образовании – время смены ценност-ных ориентиров, для которого характерно нарушение духовного единства общества, смена жизненных приоритетов молодежи, разрушение ценностей старшего поколения. Выход из этого кризиса видится в возвращении к фундаментальным ценностям русской культуры, творимой народом в процессе жизнеустройства и созидательного труда. Народная культура – феномен многогранный, это – не столько мир предметов и свя-занных с ними обычаев, сколько мир вневременных по своей значимости идей, создаю-щих целостное миропонимание, наиболее значимой чертой, которого является духов-ность. Велико значение для духовного развития дошкольников, их эстетического воспита-ния, знакомство с искусством мастеров хохломской росписи. Уже в дошкольном детстве каждый ребенок способен «присвоить» те человеческие мысли, чувства, идеалы, то отношение к жизни, которое аккумулировано, выражено и опредмечено в народном декоративном искусстве. Для современного образования важно то, что народное прикладное искусство глубо-ко традиционно, и это проявляется не только в преемственности средств создания оду-хотворенных бытовых вещей, но и в устойчивом сохранении наиболее характерных де-коративных образов. Это художественное наследие сохраняется, развивается и передается от поколения к поколению в процессе эстетического и духовно-нравственного воспитания детей до-школьного возраста. Проблема приобщения дошкольников к народному декоративно – прикладному ис-кусству в настоящее время является одной из наиболее актуальных: как в теоретическом отношении, так и в практическом. Речь идет о важнейшем условии формирования инди-видуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. Важную роль народного декоративно-прикладного искусства в воспитании детей от-мечали искусствоведы, исследователи детского изобразительного творчества (А. В. Ба-кушинский, П. П. Блонский, Т. С. Шацкий, А. П. Усова, Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова, Н. Б. Халезова, Т. Я. Шпикалова, Т. Н. Доронова, А. А. Грибовская и другие). По их мнению, ознакомление с произведениями народного декоративно-прикладного искусства побуждает в детях первые яркие представления о Родине, о ее культуре, спо-собствует воспитанию патриотических чувств. Народное искусство образно, красочно, оригинально по своему замыслу. Оно дос-тупно детскому восприятию, так как нест в себе понятное детям содержание, которое
Публикация «Использование тематичесских заданий для ознакомления дошкольников с элементами хохломской росписи» размещена в разделах
22
конкретно, в простых, лаконичных формах раскрывает ребнку красоту и прелесть окру-жающего мира. Орнаменты, используемые народными мастерами хохломской росписи, включают в себя цветы, ягоды калины, малины, клюквы, листья, которые ребнок встре-чает в лесу, в поле, на участке детского сада. При ознакомлении с Хохломской росписью должны решаться следующие задачи : развитие интереса к предметам народного искусства, воспитание эмоциональной отзыв-чивости; понимание содержания, выделение средств выразительности: пластика формы, связь назначения предмета и его украшения, элементы узора, колорит, композиция; развитие художественно-творческих способностей в процессе восприятия произведений декоративного искусства и детской деятельности (рисование, лепка, аппликация). Одной из интересных и увлекательных форм ознакомления детей с элементами Хохломской росписи является использование тематических творческих заданий, позво-ляющих органично сочетать процесс восприятия народных образцов детьми и участие их в декоративно-прикладном творчестве. Сами названия творческих заданий, например, как «Веселые узоры», «Чудо-птица», «Конь-огонь», «Золотые завитки» и др., достаточно полно раскрывают образную их сторону и вызывают у детей определенные ассоциации, творчески настраивают на выполнение того или иного задания. В основу методики творческих заданий берется принцип постепенности, связанный с решением детьми различных по сложности живописных, пластических и композиционных задач, в освоении ими разнообразных материалов и технических приемов их обработки. К выполнению нового задания надо приступать только тогда, когда педагог убедился, что дети свободно и осознанно справляются с предыдущим. Тематические творческие задания позволяют знакомить детей с такими выразитель-ными художественными признаками народного прикладного искусства, как фантастич-ность и сказочность образов, декоративность, цветовая, пластическая и графическая выразительность. Воспитатель при знакомстве детей с Хохломской росписью, сначала должен дать сведения о ней – название, местонахождение; затем вместе с детьми определить содер-жание и назначение предметов этого народного промысла. Педагогу следует формировать у детей умение видеть красоту узора, делить его на знакомые составные части – элементы, их цвет. Это сложная задача, которая осваивает-ся только под руководством взрослого, не спеша. Выделив один из элементов, далее необходимо определить его форму, цвет, величину, сказать, чем он украшен, показать вариативность цвета. Постепенно педагог научит детей видеть закономерность построе-ния узора (композицию). Мы согласны с А. А. Грибовской в том, что «…задача воспитателя – это не подготовка будущих мастеров хохломской или другой росписи, а приобщить ребнка к истокам на-родного искусства, дать возможность, усвоив некоторые навыки, составить узор… по-чувствовать радость творчества». Таким образом, мы попытались осмыслить проблему приобщения дошкольников к народному декоративно – прикладному искусству, постарались заронить в их сердца искру любви ко всему русскому, подлинному, настоящему с надеждой на то, что эта ис-кра не потускнеет, как не тускнеет «золото» Хохломы.