Лучший педагог года

Использование технологий критического мышления для развития речи детей дошкольного возраста

Юлия Коновалова
Использование технологий критического мышления для развития речи детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Использование технологий критического мышления для развития речи детей дошкольного возраста.

Термин «критическое мышление» известен очень давно из работ таких известных психологов, как Ж. Пиаже, Дж. Брунер, Л. С. Выготский. В России это понятие стало употребляться сравнительно недавно.

Публикация «Использование технологий критического мышления для развития речи детей дошкольного возраста» размещена в разделах

В своей работе с детьми с ОВЗ мы используем инновационную технологию, которой является критическое мышление. Использование технологий критического мышления – это требование ФГОС. Эти технологии позволяют ребенку стремится к самообразованию. Особенность технологий критического мышления в отличии от традиционных приемов заключается в том, что педагог провоцирует детей задавать вопросы; развивать любознательность, умение запрашивать (добывать) информацию.

Что же такое критическое мышление?

Во-первых, критическое мышление-это мышление самостоятельное.

Дети должны иметь достаточно свободы, чтобы думать собственной головой и самостоятельно решать даже самые сложные вопросы.

Во-вторых, информация является отправным пунктом развития критического мышления. Разумеется, мыслительные способности маленьких детей будут ещё совершенствоваться при обучении, но даже они способны думать критически.

В-третьих, критическое мышление начинается с постановки вопроса и уяснения проблем, которые надо решить.

В-четвёртых, критическое мышление стремиться к убедительной аргументации.

В-пятых, критическое мышление есть мышление социальное. Когда мы спорим, читаем, обсуждаем, возражаем и обмениваемся мнениями с другими, мы уточняем и углубляем свою позицию.

Таким образом, критическое мышление-это :

1. Открытое мышление, развивающееся путём наложения новой информации на жизненный опыт.

2. Отправная точка для развития творческого мышления.

Различают насколько видов критического мышления :

Приём синквейн (пятистишие) - пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии. В дальнейшем технология синквейна стала использоваться (в последнее время, с 1997 года, и в России) в дидактических целях, как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат.

Синквейн учит определять свое отношение к рассматриваемой проблеме. Структура синквейна заключается в следующем:

1 строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;

2 строка – 2 прилагательных характеризующих данное понятие;

3 строка – 3 глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;

4 строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней;

5 строка – существительное выступающее как итог.

Приём Фишбоун- в переводе с английского языка значит «рыбная кость» или «скелет рыбы».Это модель постановки и решения проблемы, которая позволяет описать и попытаться решить целый круг проблем (поле проблем).

1 способ. В «голове» обозначаем тему занятия, а на верхних и нижних «косточках» - положительные и отрицательные стороны явления. На «хвосте» записываем выводы.

2 способ. Голова — проблема, вопрос или тема, которые подлежат анализу.

Верхние косточки (расположенные справа при вертикальной форме схемы или под углом 45 градусов сверху при горизонтальной) — на них фиксируются основные понятия темы, причины, которые привели к проблеме.

Нижние косточки (изображаются напротив) — факты, подтверждающие наличие сформулированных причин, или суть понятий, указанных на схеме.

Хвост — ответ на поставленный вопрос, выводы, обобщения.

Приём Кластер-(гроздь)- это выделение смысловых единиц текста и графическое оформление их в определённом порядке, т. е. рисуночная модель. Рисунок в чё м-то напоминает модель солнечной системы: звезда, планеты, спутники. В центре находится «звезда»- это тема занятия, вокруг неё «планеты» (крупные смысловые единицы). У каждой «планеты» есть свои «спутники» : у «спутников»- свои.

Приём «Знаю-Хочу узнать-Узнал», ориентирована на актуализацию имеющихся знаний, формирование личностного интереса к получению новой информации и ценностного отношения к предмету. Ребёнок ставит перед собой вопрос «Что я знаю?» по данной проблеме, формируется представление, чего же он не знает «Что я хочу узнать?»

Используя в работе технологию развития критического мышления, наиболее приемлемыми для детей дошкольного возраста считаю такие приемы, как синквейн и кластер, их можно применять с детьми с ОНР- 2 и 3 уровня.

Для того чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль, ребёнок должен иметь достаточный лексический запас. Поэтому работа начинается с уточнения, расширения и совершенствования словаря. Знакомя детей с понятием «слово, обозначающее предмет» и «слово, обозначающее действие предмета», мы тем самым готовим платформу для последующей работы над предложением. Дети овладевают понятиями «живой и неживой» предмет, учатся правильно ставить вопросы к словам, обозначающим предметы, действия и признаки предмета, изображать их графически. Графические схемы помогают детям более конкретно ощутить границы слов и их раздельное написание. В этой работе можно использовать различные картинки, предметы, схемы. Если ребёнок даёт одно название тому, что изображено на картинке (дядя, то можно спросить, как назвать его по-другому (папа, мужчина).

Работу можно построить по определё нному плану:

1. Сначала предлагается назвать те слова, которые обозначают живые предметы, затем неживые. Далее называть предметы по порядку и к каждому ставить соответствующий вопрос.

2. Затем добиваемся от детей названий нескольких действий, которые могут производить изображённые предметы (дерево - растёт, цветёт, качается, засыхает, скрипит).

3. Дети называют действия (смотрит, плачет, улыбается, кричит).

4. Называют то, что изображено на картинках (чайник, кипит; девочка, прыгает). Нельзя объединять два слова в предложение.

5. Называем несколько признаков к одному предмету (овальный, зелёный, твёрдый, хрустящий) Дети называют предмет (огурец).

6. Нахождение слов, подходящих к графическим изображениям (костёр, солнце - горит, светит, яркий, жаркое).

После того как у детей сформировалось представление о словах, обозначающих предмет и его действия предмета, их подводят к понятию о предложении и начинают работу над структурой и грамматическим оформлением предложения. В первую очередь дети учатся составлять по картинкам простое нераспространенное предложение разной структуры, а также простые нераспространенные предложения с однородными подлежащими и сказуемыми. Даётся понятие о коротких словах (предлогах, их употреблении в речи и написании предложения. Завершается работа формированием умения строить распространенные предложения разных структур, опираясь на сюжетные картинки, вопросы, схемы и т. д., а затем сокращать их до первоначального вида простого, двусоставного, нераспространенного предложения.

Эта работа благодаря отзывчивости, пониманию, помощи педагогов и родителей даёт прекрасные результаты в формировании и развитии устной и письменной речи ребёнка, быстрому росту словарного запаса, умению составлять ассоциативные ряды.

Применять методы критического мышления, с нашей точки зрения, эффективно, так как позволяет быстро получить результат. Основы технологий критического мышления позволяют дошкольникам систематизировать полученную информацию, относившуюся к любой образовательной области в дошкольном воспитании.

Список используемой литературы :

1. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования

"От рождения до школы". / Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой - М. : Мозаика-Синтез, 2010.

2. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Книги 1, 2 / Под общейред. С. Г. Шевченко. - М. : Школьная Пресса, 2003. Допущено Министерством образования Российской Федерации.

3. Система работы со старшими дошкольниками с задержкой развития психического развития в условиях дошкольного образовательного учреждения: Программно-методическое пособие. Колесникова В. В. Кузнецова Г. А. Тарамышева С. М. (под ред. Неретиной Т. Г.). - М., Баласс, 2004.

4. Коррекционно-развивающее обучение : Организационно-педагогические аспекты: Методическое пособие для учителей коррекционно-развивающего обучения. М. : Владос, 1999.

5. Коррекционно-педагогическая работа в детском саду для детей с задержкой психического развития. Организационный аспект Борякова Н. Ю., Касицына М. А. М. : В. Секачев, ИОИ, 2004.

6. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. Мамайчук И. И. - СПб. : Речь, 2008.

7. Скоро в школу: Что нужно знать родителям Дробинская А. О.. - М. : Школьная Пресса, 2005.

9. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии У. В. Ульенкова, О. В. Лебедева Академия, 2007.

10. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития. Зорина С. В. Лалаева Р. И. Серебрякова Н. В. - М. : Владос, 2004.

11. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития. Белопольская Н. Л. М. : Когито-центр, 2009.

12. Коррекционно-педагогические и социально-психологические аспекты сопровождения детей с задержкой психического развития : Пособие для учителей начальной школы, психологов-практиков, родителей. Мустаева Л. Г. - М. : Аркти, 2005.

13. Коррекционная работа с детьми в обогащенной предметно-развивающей среде : Программно-методический комплекс

Бордовская Е. В. Вечканова И. Г. Генералова Р. Н. (под ред. Баряевой Л. Б.) - СПб. : Каро, 2006.

14. Психологические особенности развития дошкольников. Дьяченко,О. М., Лаврентьева Т. В. - М. : Эксмо, 2000.

15. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии Н. Ю. Борякова М., АСТ, Астрель, 2008.

16. Воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье. Солодянкина О. В. - М. : Аркти, 2007.

17. Загашев И. О., Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Учим детей мыслить критически. Издание 2-е. -СПб: «Альянс»Дельта» совм. с издат-вом «Речь», 2003.

18. «Синквейн в работе по развитию речи дошкольников». Душка Н. Д. -Научно-методический журнал «Логопед», 2005 г. №5.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Использование игровых технологий в лого-коррекционной работе с детьми дошкольного возраста (3 слайд) Речь – самый простой и самый сложный способ самоутверждения. Пользоваться ею - серьёзная наука и немалое искусство. Хорошо развитая.

Использование компьютерных технологий в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста В наше время использование информационно-компьютерных технологий (ИКТ) в различных сферах деятельности стало частью культуры и необходимой.

Использование нетрадиционных видов деятельности для развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возрастаИспользование нетрадиционных видов деятельности для развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста Отчет по самообразованию «Использование нетрадиционных видов деятельности для развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста».

Блоки Дьенеша как средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста «Покажи мне твои средства, чтобы я полюбил твою цель». Б. Брехт. Логическое мышление дошкольников - это мышление при помощи рассуждений.

Использование мнемотаблиц, схем в картинках в развитии речи детей дошкольного возрастаИспользование мнемотаблиц, схем в картинках в развитии речи детей дошкольного возраста Подготовила: Альфия Агнафовна Нуриева. Фотоотчет. Использование мнемотаблиц, схем в картинках в развитии речи детей дошкольного возраста.

Использование мнемотехники в становлении монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР Становление монологической речи занимает важное место в общении ребенка со сверстниками и взрослыми, отражает логику мышления ребенка, его.

Использование приёмов ТРИЗ — технологий в работе с детьми старшего дошкольного возрастаИспользование приёмов ТРИЗ — технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста .

Технология критического мышления на уроках русского языка Технология критическое мышление на уроках профессионального русского языка ‹‹Образование сегодня - решающий фактор индивидуального успеха.

Мастер-класс «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста». Мастер - класс «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста». Современный образовательный процесс требует.

Развитие критического мышления у дошкольников старшего возраста Развитие критического мышления у дошкольников старшего возраста. Лишь совершенно не так давно почти все преподаватели начали высказывать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование технологий критического мышления для развития речи детей дошкольного возраста
Опубликовано: 10 июня 2020 в 13:36
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование технологий критического мышления для развития речи детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Коновалова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД