Елена Доценко
Семинар-практикум «Использование технологии ТРИЗ в условиях модернизации дошкольного образования»
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 1 - 2
Успешность процесса введения ФГОС ДО в систему дошкольных образовательных учреждений и реализация «Закона об образовании в РФ может быть обеспечена при создании в дошкольном учреждении условий, способствующих полноценному развитию у воспитанников таких качеств, как: любознательность, активность, интерес к новому, неизвестному в окружающем мире, самостоятельность, коммуникабельность, ответственность.
Слайд 3
Как же организовать современный образовательный процесс, чтобы создать оптимальные условия для успешности ребёнка в учёбе и жизни во всех проявлениях без ущерба для здоровья?
Слайд 4
Публикация «Семинар-практикум „Использование технологии ТРИЗ в условиях модернизации дошкольного образования“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
В настоящее время одной из таких инновационных форм работы с детьми является технология ТРИЗ (теория решения изобретательских задач, целью которой является формирование у детей творческого мышления. Идея основоположника ТРИЗ — Г. С. Альтшуллера — состоит в том, что творчеству можно учить так же, как и другим видам человеческой деятельности.
Слайд 5
В дошкольной педагогике этот метод получил распространения благодаря доктору педагогических наук Анне Михайловне Страунинг. Адаптированная к дошкольному возрасту технология позволила воспитывать и обучать ребёнка под девизом «Творчество во всём!»
Слайд 6
В ТРИЗ ничего не берётся извне, всё находится в голове, просто необходимо научить ребёнка логически размышлять. Каждый ребёнок изначально талантлив, но этому его нужно научить. Дети учатся играя.
Слайд 7
Занятия, игры можно планировать в свободное время, во вторую половину дня, на прогулке, в индивидуальной работе. Технология ТРИЗ тем и хороша, что можно применять в работе только её элементы. Принцип проведения – от простого к сложному.
Слайд 8
ТРИЗ учит детей творчески находить позитивные решения возникших проблем, что очень пригодится им в школе и во взрослой жизни.
Давайте рассмотрим основные методы ТРИЗ технологии.
Слайд 9
Мозговой штурм предполагает постановку изобрететельской задачи и нахождение способов её решения, выбора идеального решения.
Темами мозгового штурма могут быть такие:
- как не намокнуть под дождём
- как потушить пожар, если в доме нет воды и т. д.
Анализ каждой идеи идёт по оценке «хорошо-плохо». Из всех решений выбирается оптимальное, позволяющее решить противоречие с минимальными затратами. Данный метод стимулирует у детей творческую активность в поиске решения проблемы.
Слайд 10
Метод создан для снятия психологической инерции и стереотипов в придумывании сказочных героев, их действий и описания места происходящего.
Алгоритм построения тренинга
1. Небольшой группе детей предлагается сочинить историю с помощью любой книги.
2. Ведущий задает вопрос детям, а ребенок "находит" ответ, указав слово на открытой странице.
3. Найденные ответы постепенно собираются в единую сюжетную линию.
4. Когда сказка составлена, дети придумывают ей название и пересказывают.
5. Воспитатель просит детей вспомнить, на какие вопросы они отвечали с помощью книги.
6. Продуктивная деятельность детей по придуманному сюжету.
7. Попросить вечером рассказать дома придуманную сказку.
8. Через некоторое время воспитатель предлагает детям научить кого-нибудь из детей вспомнить вопросы, по которым составляется сказочный текст.
Данный метод можно использовать в работе и с трехлетними детьми. Игрушки могут быть спрятаны в «Чудесном мешочке»
Слайд 11
Суть метода фокальных объектов заключается в том, что к определённому объекту «применяются» свойства и характеристики других, ни чем с ним не связанных объектов.
Алгоритм работы:
1. Выбрать объект, с образом которого будем работать (до поры хранить его в тайне)
2. Дети называют два-три любых объекта (один представитель природного мира, второй - рукотворного, третий – вообще нематериальное понятие).
3. Дети называют как можно больше свойств и качеств объектов
4. Названные свойства приписываются к выбранному объекту, дети объясняют, как это может выглядеть и при каких условиях такое бывает.
5. Рассмотреть любые ассоциации, отобрать наиболее интересные и эффективные решения.
Данный метод направлен на развитие у детей творческого воображения, фантазии, формирование умения находить причинно-следственные связи между разными объектами окружающего мира.
Слайд 12
Метод «системный анализ» помогает рассмотреть мир в системе, как совокупность связанных между собой определённым образом элементов, удобно функционирующих между собой.
Рассмотрим это на примере: система "Лягушонок”, Подсистема (часть системы) – лапки, глаза, кровеносная система, Надсистема (более сложная система, в которую входит рассматриваемая система) – водоем.
Что было бы, если бы все лягушки исчезли? (варианты ответов).
Вывод: все в мире устроено системно и если нарушить одно звено этой цепочки, то непременно нарушится другое звено (другая система).
Слайд 13
Метод морфологического анализа заключается в комбинировании разных вариантов характеристик определённого объекта при создании нового образа этого объекта.
Для морфологического анализа строят таблицу (две оси) или ящик (более двух осей). В качестве осей берут основные характеристики рассматриваемого объекта и записывают возможные их варианты по каждой оси. Например, изобретаем новый стул.
В продуктивной деятельности дети изображают каждый изобретенный новый стул.
Слайд 14
Приведем пример применения метода с использованием таблицы.
Чтобы создать новый образ объекта, нужно выделить как можно большее количество критериев и характеристик этого объекта по каждому из критериев. Лучше всего начинать работу со сказочных образов. Давайте создадим образ Ивана-царевича.
Аналогично можно работать и с рукотворными предметами: придумать новый фасон платья, марку автомобиля, спроектировать дворец, разработать новую модель часов и т. д.
В работе с дошкольниками лучше использовать картинки.
Слайд 15
МЗР – метод последовательного приближения к решению. Если решение какой-то проблемы кажется неосуществимым, цель выглядит недостижимой, нужно разложить требуемую ситуацию в виде двух частей – реальной и фантастической. Любая ситуация не полностью нереальна, а только частично. Отбрасываем реальную часть, как исполнимую, и получаем новую задачу – тоже невыполнимую, но другую.
К новой задаче относимся как к невыполнимой, и снова стараемся разложить ее на две части – реальную и фантастическую, выполнимую и невыполнимую. При этом опять получаем новую задачу.
И так делаем до тех пор, пока в очередной задаче не окажется только реальная часть.
Слайд 16
Методика моделирование маленькими человечками помогает малышу совершать первые открытия, проводить научно-исследовательскую работу на своём уровне, знакомиться с закономерностями живой и неживой природы. Молекулы твёрдого тела – «человечки» держатся за руки, молекулы жидкости - «человечки» стоят близко, но за руки не держатся, молекулы газа находятся далеко друг от друга и «человечки» не держатся за руки. С помощью таких «человечков» дети составляют модели «борща», «океана», «извержение вулкана».
Слайд 17
Умозаключение по аналогии – это получение знаний о малоизученном предмете путём переноса на него знаний о подобных ему предметах по каким-то существенным признакам.
Гром аналогичен пушечному выстрелу по громкому звуку. Туман по физическим свойствам аналогичен облакам (туман - это те же облака, только на земле).
1. Личностная аналогия (эмпатия) Н-р, можно предложить представить какого-нибудь животного, которое любит музыку, но не умеет говорить, а хочет спеть песню. Прохрюкай «В лесу родилась ёлочка»
2. Прямая аналогия. Основывается на поиске сходных процессов в других областях (вертолёт – аналогия стрекозы, подводная лодка – аналогия рыбы). Дети делают маленькие открытия в сходстве природных и технических систем.
3. Фантастическая аналогия. Задачи осуществляются, как в волшебной сказке (нарисуй свою радость; изобрази любовь)
[/b]Слайд 18[/b]
Метод типовое фантазирование хорошо использовать при обучении детей творческому рассказыванию.
Для лучшего понимания детьми фантастических преобразований названия приемов дают в виде имен Волшебников. Н-р: пришел Волшебник Увеличения или Уменьшения и изменил размер объекта, его цвет. «Ты попал в Царство Деда Мороза», «Дед Тепла – каким ты его представляешь?» Игра-проблема – совместный поиск решения.
Слайд 19
Работа по ТРИЗ должна проводится последовательно и системно. Очень важно развивать системное мышление, т. е. учить видеть мир во взаимосвязи всех его компонентов.
Слайд 20
Исходя из этих мыслительных шагов, работа с ребёнком строится с учётом формирования каждого составляющего:
Объект – функция (ресурсы);
Объект – подсистема (из чего состоит);
Объект – надсистема (частью чего является);
Развитие объекта во времени (что было раньше, что будет потом);
Сравнение систем по ряду признаков.
Итогом обучения на этом этапе является умение ребёнка старшего дошкольного возраста описывать все системные связи любого объекта материального мира.
Слайд 21
"Что-то" автор: М. С. Гафитулин
Если мы рассмотрим что-то…
Это что-то для чего-то…
Это что-то из чего-то…
Это что-то часть чего-то…
Чем-то было это что-то…
Что-то будет с этим что-то…
Что-то ты сейчас возьми, и скорее рассмотри!
Давайте рассмотрим на примере самолёта, придерживаясь строк услышанного стихотворения.
Слайд 22
Игры, предложенные вам сегодня, будут направлены на развитие познавательных способностей дошкольников.
"Мои друзья" - формирование умения выделять функции объекта
Н-р:
В: Я - ковер - самолет. Мои друзья - это то, что умеет летать.
В: Мои друзья - это то, что может перевозить грузы.
Слайд 23
«Хорошо – плохо».
Цель: учить выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны
Я буду называть предмет или явление, а вы должны сказать, что в этом хорошее, а что плохое?
1. Зима-это хорошо. Почему? Зима-это плохо. Почему?
Слайд 24 Слайд 25
"Аукцион" - Учить выделять дополнительные ресурсы предмета.
Н-р:
На аукцион выставляются разнообразные предметы. Необходимо по очереди называть все ресурсы ее использования. Выигрывает тот, кто последним предложит возможное его применение.
«Теремок» - тренировать аналитическое мышление, умение выделять общие признаки путем сравнения.
Ведущий садиться в теремок. Всем раздаются карточки с предметными картинками, н-р картинки растений, цветов, деревьев.
Каждый участник подходит к теремку и стучится: «Тук-тук. Кто в теремочке живет?» Ведущий пропускает в теремок, только в том случае, если приходящий скажет, чем его предмет похож на предмет ведущего или отличается от него.
Похожести и различия могут быть по функции (по назначению предмета, по составным частям, по местонахождению или по видовой принадлежности.
Слайд 26
К концу дошкольного возраста о любом объекте ребенок может системно размышлять: выделять его свойства, рассматривать его место и взаимосвязи с другими объектами, а также возможность преобразования во времени с помощью «девятиэкранки».
Слайд 27
Сегодня вы были не просто слушателями, а непосредственными участниками семинара – практикума.