Юля Горяева
Использование игровых пособий по технологии ТРИЗ в работе с детьми 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Использование игровых пособий
по технологии ТРИЗ с детьми 4 -5 лет. Горяева Юлия Владимировна
воспитатель МБДОУ 52
В современном мире требования к детям дошкольного возраста постоянно меняются, т. к. происходят изменения во всех областях жизни. В образовательной области стоит задача воспитания личности творческой, способной нестандартно мыслить, делать креативные выводы, строить замыслы. Это не простая задача и начинать её выполнение нужно с дошкольного возраста. Дошкольный возраст особенный, т. к. именно в нём происходит формирование творческого потенциала.
Публикация «Использование игровых пособий по технологии ТРИЗ в работе с детьми 4–5 лет» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Средняя группа
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- ТРИЗ. Игры, дидактические пособия
- Темочки
ТРИЗ – технология, адаптированная к дошкольному возрасту, позволяет реализовывать поставленные цели и развивать в ребёнке навыки сильного мышления, управляемого воображения, раскрывать творческий потенциал. Именно ТРИЗ предлагает педагогам технологию работы для развития этих качеств.
Для внедрения технологии в группе детей пятого года жизни, использовались игры, ситуативные беседы, чтение художественной литературы, проблемные моменты в повседневной жизни.
В начале работы, совместно с родителями были созданы дидактические материалы. В процессе освоения детьми технологии ТРИЗ родители принимали участие в сборе информации, создании тематических альбомов.
Первое пособие для игры «Бусинки», разработано для знакомства с признаками предметов. Совместно с детьми мы изготовили «бусинки» и собрали их в «ожерелье». В центре – самая крупная бусина с карманом для размещения предмета – карточки. На остальных – схематические изображения имё н признаков: цвет, форма, размер, части, количество, звук. В процессе изготовления пособия познакомились с понятием «признаки» и их схематическим отображением. После создания игры, дети научились описывать предметы, опираясь на признаки. Для развития мышления работали над составлением загадок, называя только признаки предмета. Для обогащения словарного запаса детей упражнялись в подборе слов – антонимов по признакам объекта.
На втором этапе знакомства с ТРИЗ – технологиями работали над созданием «Волшебной книги сказок», используя приёмы «морфологического анализа». Этот приём позволяет развивать фантазию детей, коммуникативные навыки, творческое мышление и его подвижность. С помощью родителей были изготовлены домики, в которых «живут» карточки – подсказки. В первом живут цвета, во втором - размеры, в третьем - формы, в четвёртом - характеры (смайлики, в пятом - причёски, в шестом – места обитания. С помощью домиков составлялся словесный портрет сказочного персонажа, а затем рисовался совместно с родителями. Когда накопилось достаточное количество портретов – персонажей, была придумана сказка с их участием. Распечатанный текст сказки с иллюстрациями оформили в книгу. В дальнейшем планируется пополнение книги «волшебными стихами».
Ещё одна разработанная игра «Добрый и злой волшебники». «Добрый волшебник» называет положительные свойства объекта, «злой» - отрицательные. Затем «добрый волшебник» с помощью детей «превращает» минусы в плюсы, чтобы получился идеальный конечный результат. Например, детьми был придуман стакан для воды с подогревом и встроенным фонтанчиком для мытья изделий.
В данный момент проводится работа по знакомству с противоречиями. В режимных моментах, в течение дня ставится творческая задача, которую необходимо решить. Например, одна из них – «как помыть аквариум, чтобы не погибли рыбки». За основу был взят алгоритм, разработанный Н. Н. Хоменко и Т. А. Сидорчук:
Шаг 1 – наблюдение за рыбками и состоянием аквариума
Шаг 2 – постановка задачи – помыть аквариум
Шаг 3 – формулировка противоречия – рыбки погибнут без воды
Шаг 4 – идеально – конечный результат – аквариум самоочищается
Шаг 5 – выявление ресурсов объекта – отсадить рыбок и выполнить работу, вычерпать часть воды, помыть стенки аквариума и добавить чистую воду
Шаг 6 – формулировка подзадачи – куда отсадить рыбок
Шаг 7 – рефлексия – какую решали задачу и как справились с ней
В процессе решения творческой задачи у детей расширяются представления об объектах окружающего мира; развивается, и обогащается словарь (умение давать разные варианты ответов); развивается умение обобщать, сравнивать и проводить аналогии.
В последующем запланирована работа по знакомству детей с ТРИЗ, соответствующая возрасту. А также проведение специальных занятий, основанных на технологиях ТРИЗ, по всем видам образовательной деятельности. Планируется семинар – практикум для родителей с целью повышения заинтересованности и активизации взаимодействия их с педагогом.