Галина Пирогова
Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Цель мастер-класса: познакомить педагогов с инновационной педагогической технологией - «Синквейн», его значением в развитии речевых навыков и ассоциативного мышления у дошкольников;
создать атмосферу творческого поиска, содействовать повышению педагогической компетенции и профессионального мастерства педагогов
СИНКВЕЙН – это один из методов новой образовательной технологии «РКМЧП» (развитие критического мышления через чтение и письмо).
Темочки:
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Синквейн. Сочиняем стихи - синквейны
- Сочинительство. Учимся сочинять
- Старшая группа
- Темочки
Сегодня очень важно научить воспитанников не только правильно и чётко говорить, но и мыслить.
Инновационность данного метода – создание условий для развития личности, способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать.
Технология критического мышления - главная компетенция профессионала XXI века.
Критически мыслящие люди умеют:
решать задачи;
открыты для новых идей;
умеют решать проблемы в сотрудничестве с другими людьми;
умеют слушать собеседника;
рассматривают проблемы с разных точек зрения;
любознательны.
Использование технологии «Синквейн» позволяет решить сразу несколько важнейших задач:
придает лексическим единицам эмоциональную окраску и обеспечивает непроизвольное запоминание материала;
закрепляет знания о частях речи, о предложении;
значительно активизирует словарный запас;
совершенствует навык использования в речи синонимов;
активизирует мыслительную деятельность;
совершенствует умение высказывать собственное отношение к чему-либо;
стимулирует развитие творческого потенциала.
Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.
Является формой свободного творчества
В переводе с французского слово «синквейн» означает «cinq»-пять.
Это стихотворение, состоящее из пяти строк. Оно пишется по определенным правилам и не имеет рифмы.
В начале XX века, форму синквейна разработала американская поэтесса Аделаида Крепси.
Дидактический синквейн – один из эффективных методов развития речи дошкольников
В чем же его эффективность и значимость?
Его простота. Синквейн могут составить все.
В составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности.
Синквейн является игровым приемом.
Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу.
Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.
Уже в дошкольном возрасте можно учить детей составлять синквейны в форме игры.
Правила составления синквейна
Первая строка – заголовок, тема синквейна, состоит она из одного слова – имени существительного.
2. Вторая строка – пишутся два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
3. Третья строка – записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
4. Четвёртая строка – размещается целая фраза, предложение в которой ребёнок высказывает своё отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата, пословица или собственное суждение составителя синквейна.
5. Пятая строка – это слово - резюме, которое заключает в себе идею темы. Эта строка может содержать только одно слово – существительное, но допускается и большее количество слов
Работа по обучению дошкольников составлению синквейна ведется поэтапно
I этап – подготовительный (сентябрь – декабрь первого года обучения).
Для того, чтобы правильно, полно, грамотно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный словарный запас. Поэтому работу необходимо начинать с уточнения, расширения и совершенствования словаря.
Цель этапа: знакомство и обогащение словаря дошкольников словами-понятиями : «слово-предмет», «слово-признак», «слово-действие», «слово-ассоциация», «предложение», введение символов этих слов, знакомство со схемой предложения
Как работать с синквейнами
Можно предложить следующие способы работы дошкольников с синквейнами :
Составление нового синквейна.
Составление краткого рассказа по готовому синквейну с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейн
Педагогическая ценность синквейна :
Синквейн является игровым приемом.
Позволяет почувствовать себя хоть на мгновение творцом.
Получается у всех, каждый ребенок может реализовать свои интеллектуальные возможности.
Облегчает процесс усвоения понятий и их содержания;
Способствует расширению и актуализации словарного запаса; закрепляет знания по изученным лексическим темам.
Учит находить и выделять в большом объеме информации главную мысль, учит коротко, но точно выражать свои мысли;
Активизирует и развивает мыслительную деятельность.
Повышается интерес к изучаемому материалу.
Синквейн — это также способ контроля и самоконтроля (дети могут сравнить синквейны и оценивать их).
Способствует формированию коммуникативных действий - воспитывает умение сотрудничества с воспитателем.