Анна Бородина
Использование технологии проектирования в работе с дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы
Перед человеком к разуму 3 пути: путь размышления – самый благородный; путь подражания – самый лёгкий; путь личного опыта – самый тяжёлый. (Конфуций)
Сегодня в науке и практике интенсивно отстаивается взгляд на воспитанника, как «саморазвивающуюся систему», в соответствии с которым усилия взрослых должны быть направлены на создание условий для его саморазвития, на самодеятельность детей. Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно ориентированного подхода к образованию является проектировочная деятельность.
Публикация «Использование технологии проектирования в работе с дошкольниками» размещена в разделах
Проектирование- это комплексная деятельность, при которой участники проектирования как бы автоматически, в процессе выполнения какой-то деятельности, осваивают новые понятия, новые представления о различных сферах жизни, о отношениях между людьми. ФГОС ДО предполагает, что мы должны развивать мотивационную готовность ребенка к обучению. Прописаны принципы дошкольного образования, реализация которых возможна посредством проектной деятельности, среди них такие, как:
• содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
• поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
• сотрудничество организации с семьёй;
• формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
В заключительной части этого документа содержатся требования к итогам реализации ООП ДОУ, которые представляют собой целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования, первый из которых гласит :
«ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др. ; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности»
Мы с вами должны подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное, способное без труда включиться в процесс школьного обучения. А проектная деятельность, как никакая другая, поможет нам в этом, связав процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, а также поможет заинтересовать его, вовлечь в эту деятельность. Она позволяет объединить педагогов, детей и родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. Каждый ребёнок сможет проявить себя, почувствовать себя нужным, а значит, появится уверенность в своих силах.
Проектная деятельность или по-другому -метод проектов -это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.
Существует множество классификаций проектной деятельности. Критерии очень разные и по количеству участников и по срокам.
СЛАЙД 2,3 Типология проектов в ДОУ представлена на следующих слайдах.
СЛАЙД 4
Так что же собой представляет ПРОЕКТ? Очень легко запомнить и уяснить, что проект – это 6 «П» :
Работа над проектом строится поэтапно. На первом этапе происходит выбор темы. Тема проекта определяется по инициативе детей (что они хотят узнать, что их интересует, или может быть выдвинута по инициативе воспитателей (что воспитатели считают важным для развития ребёнка).
На данном этапе работы педагог использует модель «Трех вопросов» СЛАЙД 5
1. Что мы знаем? «В море живут рыбы и акулы»
2. Что мы хотим узнать? «Что кушают рыбки?» «Кто еще живет в воде?» «Почему рыба-ёж похожа на шарик?»
3. Что нужно сделать для того, чтобы узнать? «Посмотреть мультики» «Спросить маму с папой, в книжке посмотреть еще можно»
Второй этап – это планирование работы над проектом. Из общего обсуждения с детьми, из «модели трёх вопросов» рождается основа плана – как содержательная, так и по видам деятельности.
Планирование составляется в виде «Системной паутинки». Выстраивается системная паутинка с учетом интеграции образовательных областей, учитывая основные направления развития детей: физическое, социально-личностное, познавательно-речевое и художественно-эстетическое. На этапе планирования видов детской деятельности, связанных с темой проекта, особое внимание уделяется организации предметно-развивающей среды, способствующей изучению темы проекта. СЛАЙД 6 ,7,8 9
Третий этап – поиск информации. Дети с помощью родителей и педагогов приступают к сбору информации. Они могут зарисовать, наклеить картинки, записать все, что найдут по теме. Кроме того, собирается информация в виде выставки книг, альбомов, слайдов и т. д.
Выбор формы продукта проектной деятельности (его результат) – важная организационная задача участников проекта. От ее решения в значительной степени зависит, насколько выполнение проекта будет увлекательным, защита проекта – убедительной.
СЛАЙД 10 На данном слайде представлен перечень возможных выходов проектной деятельности
Последний этап – презентация проекта. Выбор формы презентации проекта – задача не менее, а то и более сложная, чем выбор формы продукта проектной деятельности. Виды презентационных проектов могут быть различными:
СЛАЙД 11
Ребенок часто стремится рассказать о том, что узнал, другим. Сообщить об усвоенном важно не столько тем, кто слушает, сколько тому, кто рассказывает. Поэтому этап защиты выполненного проекта пропустить нельзя. Защита – итог исследования, один из главных этапов проектной деятельности. В ходе защиты ребенок учится излагать добытую информацию, учится доказывать свою точку зрения.
Обычно защита проходит как праздничное мероприятие. Но практика показывает, что презентацию следует проводить по мере готовности проектов, это один из особенностей использования метода проектов в работе с дошкольниками.
Итак, обобщая то, что сказано о проектной деятельности, можно сказать, что если мы научим ребенка в процессе реализации проектов добывать знания по конкретной проблеме, а потом применять их в практической деятельности, то ребенок будет вполне готов к школьному обучению.
СЛАЙД 12,13,14