Наталья Бондаренко
Использование технологии наглядного моделирования, с целью социальной адаптации и подготовки к школьному обучению детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Использование технологии наглядного моделирования, с целью социальной адаптации и подготовки к школьному обучению детей с ОВЗ
Аннотация: В статье представлен опыт работы педагогов разновозрастной группы компенсирующей направленности для детей с нарушением интеллекта по использованию технологии наглядного моделирования, как одного из эффективных методов обучения, в различных направлениях детской деятельности, способствующего социальной адаптации и подготовке к школе в течение всего периода обучения в детском саду.
Публикация «Использование технологии наглядного моделирования, с целью социальной адаптации и подготовки к школьному обучению детей с ОВЗ» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Готовность ребенка с ОВЗ к обучению в школе, а, следовательно, и успешность его дальнейшего обучения обусловлена всем ходом его предшествующего развития.
Для того чтобы ребенок мог включиться в учебный процесс, в дошкольном возрасте должен быть выработан определенный уровень умственного и физического развития, выработан ряд школьно значимых навыков, приобретен достаточно широкий круг представлений об окружающем мире. Однако недостаточно только накопить необходимый запас знаний, усвоить специальные умения и навыки, т. к. учение - деятельность, предъявляющая особые требования к личности. Чтобы учиться, важно обладать терпением, силой воли, уметь критически отнестись к собственным успехам и неудачам, контролировать свои действия
У дошкольников с ОВЗ не получают должного в этом возрасте развития игровая, трудовая, продуктивная деятельность, а так же общение. Это обусловлено несформированностью или недостаточным развитием психических процессов: внимания, восприятия, памяти, мышления, речи.
Дети с нарушением интеллектуального развития более поздние сроки, чем обычные сверстники, овладевают навыками самообслуживания. Так как механизм формирования навыков самообслуживания весьма длителен и весьма сложен, так как их усвоение требует определенного уровня развития внимания, подражания, восприятия, поэтому это направление трудового воспитания не теряет своего значения до конца пребывания детей в дошкольном учреждении.
Формирование навыков самообслуживания имеет первостепенное значение для психического развития ребенка с нарушением интеллектуального развития в целом. Овладение навыками самообслуживания (умение одеваться и раздеваться, ухаживать за собой, пользоваться туалетом, самостоятельно принимать пищу, умываться) на прямую влияет на самооценку ребенка, и является важным шагом на пути к его независимости, и подготовке к школе.
Мы обратили внимание на то, что обучая ребенка даже при детальном показе и объяснении, не может усвоить все приемы работы сразу. Часто дети, овладев необходимыми навыками, не могут правильно определить порядок своих действий. В этом нам помогает использование схем-алгоритмов, они помогают детям выделять главное, определить последовательность своих действий, найти взаимосвязь между ними. Применение графической аналогии позволяет научить детей видеть главное, систематизировать полученные знания. Используем схемы - алгоритм для формирования навыков одевания в процессе дидактических игр, и непосредственно в процессе одевания и раздевания в раздевальной комнате. В спальной комнате мы используем схему одевания после дневного сна. И схему за правления кровати.
Таким образом, ребенок, овладев навыком одевания, быстро запоминает последовательность и не тратит напрасно время, не затрачивает лишние усилия. Это создает атмосферу комфорта, радости, успеха от своих маленьких достижений. В туалетной комнате мы размещаем схемы-алгоритмы, которые последовательно отражают весь процесс умывания. Так же в умывальной комнате размещены алгоритмы посещения туалета, и алгоритм последовательности использования туалетной бумаги. Используем при обучении пользоваться носовым платком, и зубной щеткой. А также при обучении мытья игрушек.
Ещё один из видов трудовой деятельности, где мы пользуемся схемами-алгоритмами – это дежурство по столовой. Дети с большим удовольствием участвуют в процессе сервировки столов. Используем схемы-алгоритмы при наблюдении за развитием растений и уходом за ними. Это позволяет поддерживать их познавательный интерес.
Связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению. Отдельно хотелось бы отметить использование приёма наглядного моделирования при обучении дошкольников рассказыванию. Одним из самых сложных видов рассказывания является составление описательных рассказов. Опыт работы показывает, что умение описывать предмет формируется у детей медленно. Чтобы описать предмет его надо осознать, а осознание - это анализ. Что ребёнку очень трудно. Важно научить ребёнка сначала выделять признаки предмета. Одним из факторов, облегчающих составление описательных рассказов, являются схемы. Использование их заметно облегчает составление описательных рассказов, делает их чёткими, связными и последовательными. Чтобы помочь детям в заучивании стихотворений и облегчить этот процесс, мы активно используем опорные схемы и таблицы, т. е. применяем метод наглядного моделирования, или мнемотехники. Использование опорных рисунков превращает обычное занятие в игру. Картинный фон, который наблюдает ребёнок одновременно с чтением стиха, помогает воспринять стихотворение по двум органам чувств – зрительному и слуховому, а значит, лучше его понять и запомнить, открывает для детей большие возможности : развивает все компоненты устной речи, способствует развитию основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления, воображения;
Обучение изобразительной деятельности детей дошкольного возраста имеет огромное значение для общего психического развития ребенка. Особое значение изобразительная деятельность имеет место в подготовки руки ребенка к письму: определенное положение рук, навык правильного держания карандаша, ручки.
Развивается не только ручная умелость, но и зрительно-двигательная координация. Формируются элементы учебной деятельности: умение слушать и выполнять указания педагога, понимать поставленную задачу, что имеет большую важность при готовности к школьному обучению. В своей работе широко используем прием алгоритмических схем при обучении предметному рисованию. Данные алгоритмические схемы используем не только как образец, но и как практическое пособие по обучению рисованию. Схема вкладывается в файл или ламинируется и дает возможность ребенку с помощью рисования по схеме водным фломастером многократно упражняться в изобразительных умениях, а потом переносить свои умения на рисование на бумаге карандашами и обычными фломастерами. Подобные алгоритмические схемы нами подобраны по всем лексическим темам.
Для подготовки руки к письму, умению ориентироваться на тетрадной клетке используем распечатанные крупного шрифта практические задания. Задания представляют собой подборку печатных черно – белых карточек из рабочих тетрадей, которые тоже выполняются с помощью водного фломастера по за ламинированному листу. Подобраны практические карточки-задания по выполнению водным фломастером и по формированию математических представлений.
Данный прием обучения способствуют формированию:
интереса к учебной деятельности; формированию запаса знаний; умений и навыков, которые станут базой для дальнейшего обучения; формированию умения понять учебную задачу и выполнять её самостоятельно, умению оценить правильность выполнения задания, и самостоятельно исправлять ошибки, стирая фломастер; формированию умения планировать учебную деятельность и осуществлять самоконтроль и самооценку;
развитию способности к само регуляции поведения и проявлению волевых усилий для выполнения поставленных задач;
овладению навыками регулирующей и планирующей функциями речи;
подготовки руки к письму.
В заключение хочется сказать, что подготовка к обучению к школе проходит через весь учебно-воспитательный процесс, на протяжении всех годов обучения в ДОУ, и мы стараемся использовать разнообразные методы и приемы, разнообразный методический материал, чтобы усвоение знаний и умений было не механическим, а осознанным.
Список литературы:
1. Давьшова, Т. Г., Ввозная В. М. Использование опорных схем в работе с детьми. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения 2008 №1.
2. Жигалик, М. А. Формирование у детей способов наглядного моделирования. – Великий Новгород, 2008.
3. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика [Текст]. - М. : Издательский центр «Академия», 2000.
4. Комарова, Т. С. Детское художественное творчество: Методическое пособие для воспитателей и педагогов [Текст]. – М., Мозаика- Синтез, 2005. – 120 с.
5. Омельченко Л. В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи. Логопед 2008 №4 с. 102-115.
6. Полянская, Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. Спб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.
7. Сапогова, Е. Е., «Операция моделирования как условия развития воображения у дошкольников».
8. Смышляева, Т. Н. Корчуганова Е. Ю. Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников. Логопед 2005 №1 с. 7-12.
9. Ткаченко, Т. А., Ткаченко Д. Д., «Занимательные символы», Москва, Прометей, 2002.