Валерия Бригадина
Использование технологии «Кроссенс» с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Кроссенс — это ассоциативная головоломка нового поколения, соединяющая в себе лучшие качества сразу нескольких интеллектуальных развлечений: головоломки, загадки и ребуса.
Эта технология была разработана Сергеем Фединым - писателем, педагогом, математиком и Владимиром Бусленко - доктором технических наук, художником и философом. Слово «кроссенс» придумано авторами по аналогии со словом "кроссворд", которое в переводе с английского означает "пересечение слов". Кроссенс впервые был опубликован в 2002 году в журнале "Наука и жизнь".
Публикация «Использование технологии „Кроссенс“ с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Основной смысл создания кроссенса – это задание, которое предназначено для определённой аудитории.
Кроссенс представляет собой стандартное поле из девяти квадратиков, в которых
помещены изображения.
Девять изображений расставлены в нём таким образом, что каждая
картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная
объединяет по смыслу сразу несколько. Связи могут быть как
поверхностными, так и глубинными.
Алгоритм создания кроссенса :
1. Определение тематики, общей идеи.
2. Выделение элементов, имеющих отношение к теме.
3. Нахождение связей между элементами, определение
последовательности.
4. Выделение элементов, имеющих 3 и более связей (крест, основа).
5. Концентрация смысла в одном элементе (центр).
6. Выделение отличительных черт, особенностей каждого элемента.
7. Поиск и подбор изображений, иллюстрирующих элементы.
8. Замена прямых образов и ассоциаций косвенными, символическими.
9. Построение ассоциативной связи между образами элементов.
Применение в практике.
1. Знакомство «в слепую»;
2. объяснение кроссенса : короткие логические связи, общая связь;
3. составление рассказа;
4. чтение кроссенса в соответствие с заданным движением;
5. включение дополнительных заданий;
6. использование как элемента НОД
6. самостоятельное составление кроссенсов.
Принципы методики:
Научность: имеет научное обоснование;
Эффективность: даёт гарантированные результаты уже с первых дней их применения;
Гуманность: улучшает качество образования и облегчает процесс учения;
Универсальность: применим для преподавания разных учебных предметов, пригоден для разных ступеней обучения, а также для обучения детей с разным уровнем развития;
Креативность: направлен на развитие неординарного творческого мышления.
Педагогическая значимость
Кроссенс способствует, на основе деятельностного подхода, формированию креативности, сотрудничества, коммуникации и критического мышления обучающихся.
Технология Кроссенс позволяет решать проблемы развивающего, дифференцированного, личностно-ориентированного обучения. Дети учатся думать, творить, высказывать свою точку зрения и защищать ее.
Источники:
1. Брусенина О. Ю., Интерактивный метод обучения «Кроссенс» https://www.eduportal44.ru/koiro/enpj/358_2016/6.pdf
2. Дергачева Е. В. Использование кроссенс-технологии в работе с детьми. https://znanio.ru/media/prezentatsiya-master-klass-ispolzovanie-krossens-tehnologii-pri-rabote-s-detmi-2627627
3. Педагогическая мастерская «Кроссенс». Сборник итоговых работ. Из опыта работы педагогов города Лысьвы: / сост. Скотынянская В. Э. Технический корректор – Котова Е. И. – Лысьва: МАУ ДПО «Центр научно – методического обеспечения», 2020. – с.
4. Кацур А. Г., Ширяева А. Д. Технология «Кроссенс» как средство развития иноязычной коммуникативной компетенции https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologiya-krossens-kak-sredstvo-razvitiya-inoyazychnoy-kommunikativnoy-kompetentsii/viewer