ирина галибина
«Использование Монтессори-материала для обогащения игрового опыта детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Взрослых всегда огорчает то, что ребенок не хочет заниматься, не умеет организовать свою деятельность, игры в которые он играет, шумные, однообразные.
«Ребенок не умеет играть» - разводят руками взрослые. «Мне это не интересно»- бунтуют дети. Есть ли выход в этой ситуации? Ведь дети не терпят насилия и нельзя ребенка заставить заниматься «нужными», «спокойными» играми.
Педагогических теорий - сотни, более, менее разумных – десятки, а вот надежные, проверенные временем, можно по пальцам перечислить.
Публикация «„Использование Монтессори-материала для обогащения игрового опыта детей раннего возраста“» размещена в разделах
Меня, как педагога, привлекает в системе Марии Монтессори то, что главное внимание уделено развитию познавательных способностей детей и использование для этого специальных дидактических материалов. Для чего нужны эти материалы? Во - первых, работая самостоятельно с дидактическими играми, ребенок учится ставить перед собой те или иные цели. Во- вторых, он получает практические навыки решения разных задач. В- третьих, они учится находить собственные ошибки и исправлять их, потому что действует методом проб и ошибок. Но дело не только в этом, а ещё в том, что ребенок при этом учится легко, не замечая того, что он учится. Почему?
Потому что любой дидактический материал преследует две цели: прямую и косвенную. Прямую цель ставит перед собой ребенок – например, построить из кубиков башню. Косвенную - педагог, который придумал взрослый. Когда ребенок её строит у него происходит восприятие цвета, он учится координировать движения, концентрировать внимание, а заодно готовиться к изучению материала. В чем секреты Монтессори -материала?
Подготовленная или развивающая среда побуждает ребенка проявить себя с разных сторон. Пятидесятилетний опыт Марии Монтессори показал, что детская среда должна повторять взрослую, а значит, игрушками должны быть те вещи, которыми мы обычно пользуемся в быту: посуда, коробки, флаконы, бутылки, мебель. Причем не игрушечные, а настоящие, но, конечно, такие, которыми дети могут манипулировать сами. И действовать этими предметами нужно так же, как в реальном мире: переливать воду, резать бумагу, и ткань, шить, нанизывать бусины на нитку, мыть пол.
Монтессори материалы привлекательны и притягательны. Ребенок, заинтересовавшись какой-то вещью, легко постигает законы мира, причем делает это с радостью. Он стремиться сам во всем разобраться и нуждается лишь небольшой помощи взрослого, который наблюдает за его развитием и косвенно руководит им.
Монтессори - материалы помогают упорядочить постижение ребенком окружающего мира, связать в единое целое реальный опыт и теоретические знания. Таким образом, ребенок «врастает» в культуру и современную цивилизацию, учатся понимать природу и ориентироваться в ней. Посредством упорядочивания окружающей среды он учится приводить в систему весь свой жизненный опыт.
Несомненно, Монтессори материалы могут обогатить игровой опыт детей. Например, такие игры как «Подбери крышечку», «Моем, чистим, убираем», «Покормим прищепку» учат аккуратности, бытовым навыкам, развивают моторику рук, обогащают словарь. В дальнейшем эти умения и навыки ребенок может применять в сюжетных играх «Семья». Игра : «Сортировка предметов» может подготовить детей для сюжетной игры «Магазин».
Таким образом, использование некоторых приемов системы Монтессори позволяет обогатить игровой опыт ребенка, что в свою очередь станет основой формирования личности ребенка, его социализации в современном мире.