Папки-передвижки

Использование театрально-игровой технологии на музыкальных занятиях в ДОУ (1 фото)

Анастасия
Использование театрально-игровой технологии на музыкальных занятиях в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

Использование театрально-игровой технологии на музыкальных занятиях в ДОУ

Использование театрально-игровой технологии на музыкальных занятиях в ДОУ.

[/b]

1. Постановка задачи.

Театрально-игровой технологии, как и синтезу искусств, отведено особое место в моей профессиональной деятельности, так как основная тема моей работы по самообразованию «Праздники и развлечения как средство углубленного восприятия музыки и других видов искусств».

Публикация «Использование театрально-игровой технологии на музыкальных занятиях в ДОУ» размещена в разделах

Основной задачей моей работы в этом направлении стало развитие

театральных способностей дошкольников через все виды

музыкальной деятельности.

Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению - что путь через творческую игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность.

Одной из возможностей познакомить дошкольников с театральным искусством является проведение праздников и развлечений, в основе которых - игра-драматизация по мотивам авторской, народной сказки или вымышленного сюжета. Проведение праздника в такой форме позволяет творчески раскрыться каждому ребенку: кто - то показывает себя в большой роли, кто - то в совсем крошечной; робкие, стеснительные дети могут проговорить свои слова хором (по два - три человека). В спектакле всегда находится место маленьким танцорам и певцам. Вместе с детьми участвуют и взрослые - воспитатели, нянечки, родители. Участие взрослых способствует более полному и яркому выражению идеи праздника.

Театрализованное представление вырастает из репетиций, которые строятся не в виде многочисленных повторений выученного материала, а через раскрытие детьми характеров сказочных персонажей. Я стараюсь, чтобы подготовка спектаклей не убила детскую самобытность, чтобы участие в представлении приносило радость каждому ребенку.

Особое внимание уделяется оформлению зала, декорациям, костюмам персонажей, применению звуковых и световых эффектов, так как все это помогает ребенку перенестись в волшебный мир сказки, в котором он сам становится героем.

Театрализованные занятия выполняют одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции, а не сводятся только к подготовке выступлений. Их содержание, формы и методы проведения способствуют одновременно трем основным целям; развитию речи и навыков театрально - исполнительской деятельности; созданию атмосферы творчества, социально - эмоциональному развитию детей.

Театральное искусство оказывает огромное воздействие на эмоциональный мир ребенка. Занятия театрализованной деятельностью развивают его память, внимание, совершенствуют речь и пластику движений, способствуют раскрытию творческих способностей.

Цели:

1. Приобщение детей к театральной культуре.

2. Создание условий для развития творческой активности и артистических способностей детей в театрализованной деятельности детей.

3. Обеспечение взаимосвязи театрализованной с другими видами деятельности.

4. Создание естественной среды для развития фантазии и воображения у детей, отработки речевых и поведенческих навыков.

5. Формирование думающего и чувствующего, любящего и активного человека, готового к творческой деятельности в любой области.

Основные задачи:

1. Совершенствовать всестороннее развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.

2. Развивать импровизационную самостоятельность в создании художественного образа на заданный текст в жанре песни, танца, марша. Развивать творческие способности в умении передавать настроение, характер музыки, пластикой движений тела, рук, мимикой, жестами. Поддерживать стремление детей самостоятельно искать выразительные средства для создания образа персонажа, используя движение, позу, мимику, жест, речевую интонацию.

3. Активизировать и расширять словарь детей. Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи, культуру речевого общения.

4. Развивать психические процессы: память, восприятие, внимание, мышление, фантазию, воображение детей.

5. Создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности.

6. Проводить занятия, учитывая возрастные и индивидуальные способности детей.

7. Поощрять желание принимать активное участие в праздниках и развлечениях, используя умения и навыки, приобретаемые в театрализованных играх, на занятиях.

8. Формировать активную позицию родителей по отношению проводимой театрализованной деятельности в детском саду.

9. Знакомить с видами театрального искусства, театральной терминологией.

Участники.

Дети; их родители; педагоги.

Организация работы проводится по трем направлениям:

• Групповая и индивидуальная работа с детьми.

• Взаимодействие и просветительская работа с родителями.

• Совместная работа педагогов ДОУ.

Ожидаемый результат.

1. Расширение импровизационных способностей детей: мимика, жест, пантомимика. Совершенствование исполнительских способностей детей.

2. Развитие познавательных процессов (внимание, память, восприятие, любознательность).

3. Развитие устойчивого интереса к театрально - игровой деятельности, желание детей участвовать в творческих концертах.

4. Привлечение внимания родителей к новым формам работы дошкольного образовательного учреждения по всестороннему развитию личности ребенка.

1. Изучение и анализ методической литературы.

В рамках данного вопроса я изучила следующую методическую литературу

Радынова О. П. «Музыкальные шедевры»,

Радынова О. П. «Музыкальное воспитание дошкольников»,

Радынова О. П. «Слушаем музыку»,

Гальцова Е. А. «Забавные истории обо всем на свете»,

Э. Г. Чурилова «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников»,

Ветлугина Н. А. «Музыкальный букварь»,

Маханёва М. Д. «Театрализованные занятия в детском саду»,

Г. Н. Караманенко, Ю. Г. Караманенко «Кукольный театр – дошкольникам».

Театр - одно из ярких эмоциональных средств, формирующих вкус детей. Театр воздействует на воображение ребенка различными средствами: словом, действием, изобразительным искусством, музыкой, психологическим аспектом.

Театрализованная деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов.

В процессе общения с театром рождаются и развиваются эмоционально-эстетические переживания, познавательная культура ребенка, формируются умения творческого самовыражения, перевоплощения, от простого подражания перейти к творческому самовыражению.

Несомненно, что приобщение дошкольников к театрализованной деятельности требует целенаправленного руководства ею со стороны педагогов: руководителя творческой группы, музыкального руководителя, психолога, логопеда.

Естественно дети не сразу овладевают умением правильно держать себя в роли: они скованы, речь их невыразительна, небрежна. Чтобы помочь детям раскрыть свои возможности, осознать необходимость работы над ролью, вести себя непринужденно, уметь передать сущность своего персонажа, нужна специальная тренировка на играх - занятиях.

Мир детства, внутренний мир ребенка — ключ ко многим волнующим проблемам нашей жизни. И раскрыть заветную дверь в мир детского сознания помогает театр. Театр для детей - это, прежде всего игра, в которой ребенок может выразить себя. Игра, которая связывает детей между собой, детей и взрослых в единое волшебное целое. И если ребенок начинает доверять вам, верить — значит, можно творить, фантазировать, воображать.

Театр — один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с:

• художественным образованием и воспитанием детей;

• формированием эстетического вкуса;

• нравственным воспитанием;

• развитием коммуникативных качеств (обучением

вербальным и невербальным видам обучения);

• воспитанием воли, развитием памяти, воображения,

фантазии, речи (диалога и монолога);

• созданием положительного эмоционального настроя,

снятием напряженности, решением конфликтных

ситуаций через игру.

Музыкально – театрализованная деятельность осуществляет основные воспитательные функции: умственное развитие, эмоциональное развитие, развитие творческих способностей. Музыка и театр знакомят детей с окружающим миром во всём его многообразии, через образы, краски, звуки.

Музыкально – театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к духовным ценностям, развивает эмоциональную сферу ребёнка. Музыка и театр не только развивают воображение ребёнка, фантазию и творческий потенциал. Творческие проявления детей в театрализованной деятельности являются важным показателем музыкального развития ребёнка. Основы творческой инициативы закладываются в детстве, поэтому очень важно поощрять желание детей быть непохожими на других, разбудить их фантазию, попытаться максимально реализовать их творческую индивидуальность.

Отмечая недостаток наблюдательности, творческой выдумки у некоторых первоклассников, психологи часто ставят диагноз: «не доиграл», т. е. не натренировал свою фантазию и воображение в непредсказуемом и радостном процессе игры. Как правило, такие дети не умеют занять себя в свободное время и на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса, как потребители, а не как творцы.

Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать музыкально-театральная деятельность.

Особо здесь можно выделить работу по театрализованной деятельности, которая представляет собой синтез художественной литературы, музыки, живописи и сосредотачивает в себе средства выразительности данных видов искусства, способствует фантазии и творчества, интеллекта ребенка.

Организуя театрализованную деятельность в повседневной жизни, педагоги вместе с детьми придумывают спектакль по мотивам известных сказок и разыгрывают его. Совместно обсуждается сюжет сказки, выбирается музыкальное сопровождение, изготовляются и подбираются декорации, определяются персонажи и готовятся элементы костюмов. В процессе подготовки спектакля дети имеют возможность побывать в роли драматурга, художника, костюмера, актера и режиссера. Организуя деятельность детей по работе над спектаклем в повседневной жизни, педагоги в основном выступают в роли консультантов.

Порой кажется, что развитие ребенка происходит как бы само собой: малыш растет; становится крепче, умнее, незаметно усваивает знания, навыки. Многое при этом зависит от того, как складывается у него общение с взрослыми и сверстниками. Задача взрослых - помочь ему разобраться в сложном мире этих взаимоотношений.

Одна из основных задач театрально-игровой деятельности - это развитие коммуникативных качеств детей, привитие навыков сотрудничества, позитивного общения.

Дошкольники учатся согласовывать свои действия со сверстниками, участниками совместных игр, соотносят свою деятельность с общественными нормами поведения. Чем раньше мы обратим внимание на эту сторону жизни ребенка, тем меньше проблем у него будет в дальнейшей жизни. Значение взаимоотношений детей с окружающими огромно, их нарушение - показатель отклонений в психическом развитии. Конечно, количество социальных контактов ребенка зависит от его темперамента, но большинство малышей пытаются установить дружеские отношения со сверстниками. Ребенок, который мало общается с другими детьми и не принимается ими: из-за неумения организовать совместную деятельность, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвимым, отвергнутым.

Это может привести к резкому снижению самооценки, к замкнутости.

3. Использование театрально-игровой технологии в практике.

Элементы театрализации присутствуют во всех видах музыкальной деятельности.

Для достижения лучшего результата поставила перед собой следующие задачи:

1. Способствовать усвоению знаний детей в театральной деятельности.

2. Развивать природную музыкальность детей через музыкально-теа-

тральную деятельность.

3. Формировать у детей коммуникативные качества и партнё рские отношения: учить соотносить свои интересы и желания с интересами других детей.

Этапы обучения театрально-игровой деятельности в моей практике.

1. Движения.

Основные движения. Изобразительные движения и жесты.

Дети младших групп овладевают различными видами ходьбы, бега и прыжков.

Дети старшего дошкольного возраста учатся ориентировке в пространстве:

строить «цепочку», двигаться в парах, распределяться в том или ином

углу зала, собираться стайкой в центре, разбегаться врассыпную и

снова находить свое место.

Начиная с младших групп, дети осваивают «гимнастику жестов» - специально

подобранные игровые упражнения - этюды, в которых дети усваивают

элементарный язык жестов - жест ласки, радости, злости, плача, просьбы,

прислушивания, испуга, согласия, отказа и др.

Дети младших групп обучаются образным движениям: «мишка», «зайка»,

«лиса» и др.

Начиная со средней группы, дети обучаются характерным движениям: «сердитый

мишка», «трусливый зайка», «хитрая лиса» и др.

Дети старшего дошкольного возраста выполняют более сложные

характерные движения.

2. Музыкально-двигательные этюды.

Основным приемом по музыкальному движению является образный

музыкально-двигательный этюд. Это воплощение в эмоционально окрашенных движениях под музыку какого-либо образа.

Музыкально-двигательные этюды - это маленькие мини-спектакли, которые

развивают не только музыкальность и воображение детей, но и способствует коррекции личности ребенка, ее раскрепощению.

Этюды дают возможность ребенку осознать себя, посмотреть на себя со

стороны, способствуют формированию самоконтроля, повышают уверенность

в себе.

Основная цель этюда: услышать и воспроизвести в движениях настроение музыкального произведения. Исполняя этюды, дети учатся точно соотносить определенные движения с характером незнакомого музыкального произведения.

Музыка должна активизировать фантазию ребенка, побуждать к творчеству, использованию выразительных движений.

Если дети научились слушать музыку, вслушиваться в ее интонации, то они

стараются передать характер музыки в движениях и у них получаются

интересные образы.

В младшей группе дети могут исполнять простые этюды : прогулка по

лесной полянке (гуляют, нюхают цветы, собирают листочки,

танцевальный этюд с воображаемыми игрушками.

Дети средней и старшей групп слушают музыку, составляют образный рассказ.

Затем детям дается творческое задание, например: придти на реку, погреется на солнышке, побрызгаться водичкой, поплавать, поиграть в воображаемый мяч, радоваться.

Дети старшей и подготовительной групп могут изображать более сложные этюды, с изображением различных эмоций, действуя в паре, группе. Например, этюд «Звери готовятся к зиме» : довольные медведи катят бочки с медом, несут корзинки с малиной, пробуя на ходу, веселые белочки хвастаются шишками и орешками, трусливые зайчики прячут морковку, хитрая лиса ходит вокруг.

Особое внимание я уделяю выразительности движений.

Все занятия стараюсь объединить одним сюжетом исходя из тем, которые объединены в блоки: «Времена года», «Звери», «Герои сказок» и др. Элементы этюдов находят свое место в праздничных инсценировках, спектаклях, играх хороводах.

2. Декламация. Выразительное чтение.

На занятиях я провожу речевые упражнения, базой для которых являются считалки, дразнилки, кричалки, потешки, прибаутки.

Использую элементы артикуляционной гимнастики, логоритмики.

3. Игры – драматизации, хороводы, инсценировки стихов и песен.

Музыкальные игры-драматизации должны быть доступными детям по

образам и содержанию деятельности.

Важную роль занимает музыкальное восприятие, ведь это активный творческий процесс. Если дети различают смену характера музыки, умеют связывать музыкальные образы с жизненными явлениями они смогут использовать опыт восприятия музыки в творческих импровизациях.

Сначала дети слушают произведение, выбранное для инсценировки от

начала до конца. Мы обсуждаем произведение в целом и отдельные

персонажи, их характер. Детям предлагается выбрать себе образ.

Далее разучиваем текст и переходим к исполнению.

Использую также специальные упражнения и театральные этюды на внимание, реакцию, выражение основных эмоций, напряжение, расслабление.

4. Постановка спектаклей, сказок, инсценировок.

Подготовка к спектаклю:

1. работа над ролью,

2. разучивание песен,

3. постановка танцев,

4. подбор музыки,

5. изготовление костюмов,

6. декораций,

7. показ спектакля.

4. Результаты внедрения программы в практику.

1. Творческая активность детей в музыкально – театральной деятельности во многом зависит от организации на музыкальных занятиях, поэтому я составила план по музыкально-театральной деятельности.

2. Разработала занятия с применением элементов театрально-игровой технологии.

3. Создала картотеку этюдов, игр-драматизаций, упражнений на артикуляцию, логоритмических упражнений.

4. Адаптирую авторские и пишу свои сценарии для праздников и развлечений с учетом возможностей конкретных детей.

5. Провожу праздники и развлечения.

6. Провожу занятия с использованием театрально-игровых технологий.

7. Занимаюсь музыкально-театрализованной деятельностью в контакте с воспитателями, провожу инструктивные занятия. Подобрала материал для консультаций воспитателей, наглядный материал.

8. Привлекаю родителей к исполнению ролей, подбору реквизиту, пошиву костюмов. Пробую привлекать родителей к написанию сценария, подбору материала для праздников для собственных детей

(Весенний концерт). Подобрала материал для консультаций родителей, наглядный материал.

9. Анализирую проведенные праздники с воспитателями. Провожу два раза в год диагностику музыкального развития. Наблюдаю положительную динамику.

Положительная динамика результатов диагностики музыкальных способностей детей позволяет сделать выводы о благоприятном влиянии театрально - игровой технологии на процесс музыкального воспитания.

Публикации по теме:

Использование игровой технологии «Судоку» как средства познавательного развития детей дошкольного возрастаИспользование игровой технологии «Судоку» как средства познавательного развития детей дошкольного возраста Использование игровой технологии: «Судоку», как средство познавательного развития детей дошкольного возраста Зачем ребенку логика? Дело.

Использование игрушек в технике оригами на музыкальных занятиях с детьми, имеющими ТНРИспользование игрушек в технике оригами на музыкальных занятиях с детьми, имеющими ТНР Использование игрушек в технике «Оригами» на музыкальных занятиях с детьми, имеющими ТНР Картавенко Ирина Александровна, музыкальный руководитель.

Использование коммуникативных игр на музыкальных занятиях, праздниках, развлечениях Формирование коммуникативности - важное условие нормального психологического развития ребенка. А так же одна из основных задач подготовки.

Использование технологии «Час игры» как способ создания условий для свободной самостоятельной игровой деятельности детей в ДОУИспользование технологии «Час игры» как способ создания условий для свободной самостоятельной игровой деятельности детей в ДОУ Игра - одно из наиболее ценных новообразований дошкольного возраста. Играя, ребенок свободно и с удовольствием осваивает мир во всей его.

Использование технологии макетирования в игровой деятельности дошкольниковИспользование технологии макетирования в игровой деятельности дошкольников Использование технологии макетирования в игровой деятельности дошкольников. Воспитатель :Гуляева Оксана Николаевна Место работы: МБДОУ.

Из опыта работы «Использование игровой технологии на музыкальных занятиях в ДОУ» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр Развития Ребёнка детский сад «Берёзка» Из опыта работы.

Консультация для педагогов «Использование фольклора на музыкальных занятиях с элементами логоритмики» Использование русского народного фольклора на музыкальных занятиях с элементами логоритмикиВсе окружающее нас живет по законам ритма. Смена.

Консультация для родителей «Использование логоритмики на музыкальных занятиях как средство речевого развития детей»Консультация для родителей «Использование логоритмики на музыкальных занятиях как средство речевого развития детей» Консультация для родителей «Использование логоритмики на музыкальных занятиях как средство речевого развития детей»«Кто складно говорит,.

Современные игровые технологии на музыкальных занятиях в ДОУ С внедрением ФГОС в образовательный процесс в ДОУ на смену традиционным методам приходят такие методы обучения и воспитания, которые направлены.

Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях ДОУ-фотоотчетЗдоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях ДОУ-фотоотчет Использование нетрадиционных методов и приемов результативно для развития дошкольников. Особо остро в настоящее время стоит вопрос о здоровье.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование театрально-игровой технологии на музыкальных занятиях в ДОУ
Опубликовано: 4 февраля 2022 в 07:29
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование театрально-игровой технологии на музыкальных занятиях в ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД