Лилия Калинкина
Использование средств театрализованной деятельности в речевом развитии старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область: «речевое развитие», «художественно - эстетическое развитие», «социально-коммуникативное развитие».
Форма проведения: подгрупповая
Цель: создание условий для развития речи дошкольника через театральную деятельность.
Задачи:
Обучающие:
Продолжать знакомить детей с различными видами театрального искусства.
Формировать у детей коммуникативные способности, умение отвечать на вопросы, ясно выражать свои мысли, используя для этого развернутое высказывание.
Продолжать работу по регулированию темпа речи и развитию артикуляции речи детей.
Совершенствовать умение пользоваться при инсценировках прямой и косвенной речью.
Развивающие:
Развивать интерес к сценическому искусству, совершенствовать артистические навыки.
Способствовать развитию навыков передачи образа различными способами (речь, мимика, жест, пантомима).
Развивать у детей личностные качества, вербальные и невербальные средства выразительности речи.
Создавать положительный эмоциональный настрой, атмосферу творческого выбора и инициативы для каждого ребёнка.
Воспитательные:
Воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками.
Воспитывать желание управлять театральными куклами.
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «художественно – эстетическое развитие».
Предварительная работа: беседы о театре, знакомство с понятием «кукловод», игры импровизации, разыгрывание этюдов, разучивание стихотворений, монологов, чтение художественной литературы.
Материалы и оборудование: мультимедийное устройство, карточки на развитие силы голоса, сундучок, ростовая кукла «Маша», игрушка кактус, театр деревянных ложек, куклы Би-ба-бо, маски животных, картинки (бочонок меда, рыбки, кувшин, балалайка, медали.
Ход ОД :
Воспитатель: Ребята, у нас сегодня много гостей. Давайте поздороваемся с ними и подарим им свои улыбки.
А сейчас возьмемся за руки. Улыбнитесь и почувствуйте тепло друг друга.
Воспитатель: И взрослые, и дети очень любят сказки. Например: моя любимая сказка «Морозко», а у вас?
Ответы детей («Заюшкина избушка», «Теремок», «Три Медведя» и др.)
Воспитатель:
В мире много сказок грустных и смешных,
И прожить на свете нам нельзя без них!
Ребята, а давайте посмотрим на экран и угадаем, фрагменты каких сказок изображены на экране?
Ответы детей («Царевна-лягушка», «Лиса и кувшин», «Три поросенка»).
Воспитатель: Молодцы, ребята. Где можно встретить Сказку?
Ответы детей (в кино, в книге, в мультфильмах, в театре).
Воспитатель: а кто показывает сказки в театре? (артисты).
Воспитатель: а вы хотели бы стать настоящими артистами и сами показывать сказки?
Ответы детей (да).
Воспитатель: Тогда предлагаю вам поиграть в театральные игры, которые помогут нам стать настоящими артистами. А настоящий артисты должны правильно, чётко, выразительно говорить, а самое главное должны уметь превращаться в любой предмет или героя. Так давайте для начала вспомним скороговорки.
Скороговорки:
Вы слыхали про покупку? Про какую про покупку? Про
покупку, про покупку, про покупочку мою.
Воспитатель: Молодцы, ребята. А давайте вспомним еще одну.
Дети: Жук упал и встать не может, ждёт он кто ему поможет.
Воспитатель: Произнесите с разной силой голоса (показывает карточки на развитие силы голоса).
Воспитатель: Молодцы ребята вы очень постарались. А превращаться в кого-
ни будь или во что -ни будь, умеете? Давайте поиграем в упражнение «Узнай кто я».
Упражнение «Узнай кто я»
Дети становятся в круг. Выбирается один ведущий, который загадывает животное, остальные отгадывают.
Воспитатель: Вот мы всех и угадали! А теперь давайте пойдём в гости к бабушке Маланьи? (на экране картинка с изображением бабушки).
Воспитатель проговаривает текст, а дети показывают жестами.
У Маланьи у старушки жили в маленькой избушке
Семь сыновей и семь дочерей все без бровей!
Вот с такими усами!
Вот с такими ушами!
Вот с такими глазами!
Вот с такой головой!
Вот с такой бородой!
Ничего ни ели, на неё смотрели
И делали вот так (выразительная поза).
Воспитатель находит сундучок.
Воспитатель: Ребята, посмотрите какой волшебный сундучок нам дала бабушка Маланья. Что же это за сундучок и что в нем храниться? Давайте откроем его и посмотрим. Ой, как много интересного в нем.
Воспитатель достает игрушечный кактус.
Воспитатель: ой, ребята что это? (кактус).
Воспитатель: интересно, зачем нам кактус?
Ответы детей (мы знаем интересное стихотворение про кактус)
Дети рассказывают и обыгрывают короткое стихотворение: «Кактус» с помощью ростовой куклы «Маши».
КАКТУС
На день рождения кактусу
Подарки подарили
И поздравленья кактусу
Любезно говорили: Примите милый кактус от нас сегодня в дар
Прекрасный, Большой, воздушный.
БАХ!
Воспитатель: Молодцы ребята. А давайте посмотрим, что же еще лежит в нашем сундучке? (находят деревянные ложки).
-Это ложки непростые, это ложки волшебные. А сможете вы их оживить?
Дети обыгрывают потешки, используя деревянные ложки.
Потешки : «Здорово, кума», «Мишка и заяц».
«Здорово, кума»
ВОЛК- Лисавета, здравствуй!
ЛИСА- Как дела, зубастый?
ВОЛК-Ничего идут дела голова ещё цела.
ЛИСА- Где ты был?
ВОЛК-На рынке!
ЛИСА- Что купил?
ВОЛК-Свининки!
ЛИСА- Сколько взяли?
ВОЛК-Шерсти клок, ободрали правый бок, хвост отгрызли в драке.
ЛИСА- Кто отгрыз?
ВОЛК-Собаки!
ЛИСА- Жив ли, милый куманёк?
ВОЛК- Ели ноги увалок!
«МИШКА И ЗАЯЦ».
ЗАЙЧИК - Мишка, Мишка! Что с тобой? Почему ты спишь зимой?
МИШКА: Потому что снег и лед, не малина и не мёд!
Воспитатель: молодцы ребята! Оказывается, это ложки непростые, это ложки театральные! Положим театральные ложки в сундучок и немного с вами отдохнем.
Выходите в круг, вспомним с вами физкультминутку «Два кота».
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «Два кота».
Жили - были два кота восемь лапок, два хвоста. Подрались между собой серые коты.
Поднялись у них трубой серые хвосты. Дрались днём и ночью
Прочь летели клочья
Мяу- Мяу- Мяу!
И остались от котов. Только кончики хвостов.
Видите ли, братцы
Как опасно драться!
Воспитатель: Ребята, вы настоящие артисты. Присаживайтесь на стульчики.
А давайте посмотрим, что же ещё есть в нашем сундучке? (куклы Би ба бо).
Воспитатель: Ребята, а что это за куклы? А что нужно сделать чтобы наши куклы ожили?
Дети: нужно научить их говорить и двигаться.
Воспитатель: А кто хотел бы оживить кукол?
Дети надевают кукол на руку и разыгрывают сказку «У зайчишки день рожденья».
Ведущая:
У зайчишки день рожденья.
Будут танцы и веселье.
На крылечке у дверей
Зайка ждёт к себе гостей.
Мёду сладкого бочонок
Ели тащит медвежонок
(по ширме медленно идёт мишка).
МИШКА:
Не подарок- просто клад. Зайчик будет очень рад.
(ребёнок показывает куклу в ритме стихотворения.)
ЗАЯЦ:
Спасибо!
Воспитатель:
Знала умница лисица,
Что к обеду пригодится.
(по ширме бежит лиса)
ЛИСА:
Я для зайкиных друзей наловила карасей, (ребёнок покачивает куклу) ЗАЙКА: Спасибо.
Воспитатель:
Утром в дальнюю дорожку
Из деревни вышла кошка.
(бежит кошка)
КОШКА:
Я несу издалека
Зайке крынку молока.
(ребёнок покачивает кошку.)
ЗАЙКА:
Спасибо!
Ведущая:
Не печалится Барбос,
Что подарок не принёс.
(бежит Барбос)
БАРБОС:
Я решил в гостях у зайки поиграть на балалайке!
(под весёлую музыку «играет» на балалайке)
ЗАЯЦ:
Спасибо!
Ну и угощенье
Всем на удивленье.
Будем праздник отмечать.
Веселиться и плясать.
(Все куклы на ширме весело пляшут под музыку).
Воспитатель: спасибо за спектакль, вы настоящий артисты. Куклы в ваших руках ожили. А вам зрители понравилось? А что вам понравилось?
Дети (понравились звери, сказка, подарки).
Воспитатель: Ребята, а вы помните, как называют артистов, которые оживляют кукол? (кукловоды).
А сейчас я предлагаю вам ребята посмотреть, что же еще приготовил для нас сундучок. Воспитатель достает из сундучка шапочки - маски.
Воспитатель: ребята, а как вы думаете, что это? А для чего нам нужны эти шапочки - маски? (ответы детей). Правильно, ребята. Сейчас у вас есть возможность стать настоящими артистами. И я приглашаю теперь стать артистами наших зрителей.
ИГРА-ДРАМАТИЗАЦИЯ «ЛЕСНЫЕ ИСТОРИИ».
СОРОКА: Лиса, ты чего такая недовольная?
ЛИСА- Как чего? Заяц- беляк летом серый-зимой в белом щеголяет, белка летом рыжая, а зимой серую шубку надевает. Одна я, бедная и зимой, и летом одним цветом. Да что я-рыжая что ли?
-Апчхххи…
СОРОКА: Будь здорова, лисонька! Полечу, узнаю у зверей, почему же ты рыжая!
(Сорока улетает, появляется медведь)
ЛИСА: Эй, медведь, спишь что ли?
МЕДВЕДЬ: охо-хо-хо! Уснёшь тут с вами. Чего тебе рыжая?
ЛИСА: Да вот не пойму я почему тебя медведем зовут? Ну заяц- беляк, ну птица-глухарь - это понятно. А вот медведь. Ну что такое медведь?
МЕДВЕДЬ: (зевает) Ох-хо-хо! Бестолковая лисица. «Мед-ведь» -значит мёд ведающий». Вот окаянная покоя от тебя нету. Только сон сладкий стал сниться, будто бы есть в лесу дуплистое дерево, а в дупле соты.
И никто, никто про то не ведает, один я. Медведь ведаю. Да ну тебя! Пошёл я свой сон досматривать! (медведь уходит, потягиваясь).
ЛИСА : вот соня!
(Появляются СОРОКА)
СОРОКА: Лисонька, лисонька, я для тебя на хвосте новость принесла!
ЛИСА: Какую такую новость?
СОРОКА : Я узнала на Совете зверей, что твоя шубка самая красивая в лесу! И не нужно её менять! Радуй нас круглый год своей красотой!
Аплодисменты.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы сегодня были очень внимательными, старательными, очень эмоциональными. Просто настоящие артисты! А сейчас я предлагаю вам оценить себя, всё ли у вас получилось. Для этого вам нужно выбрать одну из карточек-масок, которая соответствует вашему настроению (радость, грусть, безразличие).
Воспитатель: Артистами ребята побывали,
И сказки разные сегодня вспоминали.
Артисты, зрители-все были хороши
Похлопаем друг другу от души!
За ваши старания сундучок дарит вам медали.