Получи документы

Использование средств арт-терапии в развитии эмоциональной сферы ребенка

Юлия Королева
Использование средств арт-терапии в развитии эмоциональной сферы ребенка
▼ Скачать + Заказать документы

Использование средств арт-терапии в развитии эмоциональной сферы ребенка

Теоретическая часть.

Как известно, многие проблемы взрослого человека кроются в его эмоциональном неблагополучии в детстве. Исследования и открытия в области нейрофизиологии, убеждают, что в успешности жизни человека центральную роль играет эмоциональная сфера.

Публикация «Использование средств арт-терапии в развитии эмоциональной сферы ребенка» размещена в разделах

В настоящее время, проявляя заботу о физическом и познавательном развитии ребенка, взрослые зачастую забывают о важности его эмоционально-личностного развития, которое напрямую связано с психологическим и социальным развитием ребенка. В последнее время, мы наблюдаем увеличивающееся количество детей с проблемами развития в эмоциональном плане. Это повышенная тревожность, агрессивность, неуверенность в себе, гиперактивность и др.

У дошкольников не утрачена непосредственность выражения эмоций, но вместе с тем формируется эмоциональная компетентность, способность осознавать и вербализировать собственные чувства и чувства окружающих. Современные психологи, такие как В. Загвоздкин считают, что готовность ребенка к школе прямо пропорционально зависит от эмоционального интеллекта. Дети, здоровые в эмоциональном отношении более успешны в школьном обучении. Умение преодолевать эмоциональную неуверенность, иметь устойчивость к школьным психологическим нагрузкам, адекватно переносить разочарования, воздерживаться от собственных импульсов и выслушивать других, владеть своим телом и воспринимать свое тело, концентрироваться и удерживать внимание, не смотря на различные раздражители и отвлекающие события-все это качества и компетентности, составляющие готовность к школе современного ребенка.

Поэтому, одной из главных задач педагога является развивать в ребенке устойчивость к стрессам, умение справляться с эмоциональными проблемами, иметь стабильное позитивное настроение, способность управлять собой.

В нашем учреждении педагоги стремятся идти в ногу со временем, применяя новейшие оздоровительные технологии, такие как психофизическая тренировка, кинезиология, арт-терапия и другие.

Сегодня мы вам расскажем об использовании средств арт-терапии в нашей работе.

Наблюдая, как дети могут возиться в песке часами, пересыпать его, строить домики или фигурки, ходить по нему, строить замки, я задалась вопросом: как, играя с песком, можно получить терапевтический эффект, который поможет детям справиться со своими эмоциями? Это вопрос и привел меня в удивительный мир арт-терапии, разновидность которой является пескотерапия. Система игр с песком позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребенка, разрешить его психологические затруднения, развить способность осознавать свои желания и возможность их реализации, помогает ребенку научиться строить отношения со сверстниками и с внешним миром, выражать свои эмоции и чувства.

Можете ли вы представить себе что-либо более непостоянное, чем поверхность воды? Любое прикосновение к водной глади заставляет ее меняться. А что если взять воду в качестве холста и начать создавать картины одной жидкостью по поверхности другой? Кажется, это абсолютно невозможно. Сегодня мы с Вами окунёмся в мир неизведанного и попробуем познать тайну рисования по воде. Эбру – это уникальная техника рисования, которая предполагает создание узоров на воде, это танец красок, которые, переплетаясь между собой, создают уникальные узоры. Это раскрытие творческой индивидуальности человека. Это рисование эмоциями и чувствами. Ведь создать два одинаковых рисунка Эбру просто невозможно. Краски послушны каждому движению руки, и кажется, что даже от дуновения легкого ветерка, движения мысли они, станут сами собой переплетаться в замысловатые узоры. Выглядит как укрощение водной стихии волей художника. Медитация в движении. Можно бесконечно следить за тем, как бесформенные капли краски обретают жизнь, превращаясь то в небывалые, волшебные цветы, то в людей, то в сюжеты из сказок. Это действо завораживает так, что забываешь обо всем на свете и можешь смотреть бесконечно. В Эбру-терапии целителен сам процесс, само действие. Оно успокаивает, завораживает, снимает напряжение. Это безопасный способ разрядки напряжения.

Терапевтический эффект арт-терапии впервые был замечен психологом и философом Карлом Юнгом, основоположником одного из направлений глубинной психологии. Основная его идея - нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено - на смену старому всегда приходит новое. Многократно проживая эту истину, человек достигает состояния равновесия, уходят страх и тревога, высвобождая заблокированную энергию и активизируя возможности самоисцеления, заложенные в человеческой психике. Ребенок в процессе игры имеет возможность выразить свои самые глубокие эмоциональные переживания, он освобождается от страхов и пережитое не развивается в психическую травму.

2. Практическая часть.

Мы уже не первый год применяем игры с песком. В своей работе используем кинетический песок, цветную манную крупу, которые стали великолепным заменителем обычного речного песка, а также жидкие материалы, в частности молоко - для техники Эбру. Манка очень приятна на ощупь, по своим свойствам во многом совпадает со свойствами песка, безопасна в работе с маленькими детьми. Большое значение имеет и цвет песка, ученые доказали, что энергия цвета способна проникать в тело и стимулировать там гипофиз и шишковидную железу. Это инновационный материал для творчества и игр, учебного и образовательного процесса. Подходит для работы со всеми возрастными группами детей и взрослых. Играть можно прямо в группе и дети в восторге. Используя игры в педагогической работе, я решаю следующие задачи:

1. Развитие познавательных процессов, таких как восприятие, внимание, память, образно-логическое мышление, пространственное воображение.

2. раскрытие уникальных способностей и творческого потенциала каждого ребенка.

3. Формирование коммуникативных навыков через тренировку мелкой моторики рук, координацию движений, пластику.

4. Стимулирование взаимодействия правого (творчество и интуиция) и левого (мышление и логика) полушарий головного мозга, так как ребенок создает рисунок двумя руками.

5. Гармонизация психоэмоционального состояния через релаксацию и медитацию.

Разнообразие способов манипуляций с материалом способствует проявлению спонтанности, творческому самовыражению, свободе трансформации, поскольку можно многократно исправлять созданный образ.

Игры с песком и технику эбру активно включаем в занятия по развитию речи, познанию, изобразительной деятельности, а также занимаемя с детьми индивидуально. Создаем условия, чтобы ребенок не боялся активно участвовать, спрашивать, предлагать свои варианты изображения, правил. С помощью игр создаем трудности, препятствия, обучая тем самым детей вырабатывать привычку бороться и побеждать. В конце каждого занятия мы вместе подводим итоги, продумываем предстоящие игры, тем самым сохраняя интерес у детей к совместной деятельности и общению. Опираясь на идеи К. Юнга, подводим детей к пониманию, что нет ничего непоправимого, ошибки можно исправить, переделать задуманное, изменить вариант. Такой подход позволяет ребенку привести свое эмоциональное состояние в спокойствие, к разумному принятию решений.

Для повышения эффекта арт-терапии организовываем мастер-классы с родителями, где рассказываем о том, как приготовить цветной песок, о его применении в играх с ребенком. Такое взаимодействие с родителями позволяет получить положительный результат в решении поставленных задач.

По наблюдениям за двухлетний период работы с детьми 3-5 лет мы пришли к выводу, что средства арт-терапии повлияли на развитие и поддержание психического здоровья ребенка, его познавательных процессов, формирование адекватного отношения к себе, гуманного отношения к окружающим людям. По выводам психолога, рисование и игры с цветным песком помогли добиться психотерапевтического эффекта с застенчивыми, замкнутыми и тревожными детьми, которые избегают эмоциональных проявлений, боятся сделать не так, имеют страх совершить ошибку.

Считаем, что этот опыт работы может служить незаменимым помощником педагога в работе с эмоциональными, гиперактивными и беспокойными детьми.

Публикации по теме:

Игра на развитие эмоциональной сферы «Кляксы»Игра на развитие эмоциональной сферы «Кляксы» Цель игры:развитие эмоционального интеллекта. Задачи игры:- закреплять понятие о связи цвета и настроения - дать представление о том, что.

Игры для развития эмоциональной сферы дошкольниковИгры для развития эмоциональной сферы дошкольников Эмоции играют важную роль в жизни детей. Дошкольники могут распознавать свое внутреннее эмоциональное состояние, эмоциональное состояние.

Использование средств театрализованной деятельности в физическом развитии детей старшего дошкольного возраста Реализация театрализованной деятельности у детей дошкольного возраста способствует развитию творческих способностей и познавательной активности,.

Использование Су Джок-терапии в речевом развитии дошкольников -Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему.

Использование Су-Джок –терапии в речевом развитии дошкольников (продолжение) -Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему.

Использование электронного дидактического пособия на развитие эмоциональной сферы дошкольников: «Калейдоскоп эмоций».Использование электронного дидактического пособия на развитие эмоциональной сферы дошкольников: «Калейдоскоп эмоций». 2 слайд: Цели и задачи : - продолжать знакомство детей с основными эмоциями (радость, грусть, удивление, злость) и их выражением в мимике.

К Дню «Арт-терапии» на МAAM. Использование арт-терапии в семейном окружении ребёнкаК Дню «Арт-терапии» на МAAM. Использование арт-терапии в семейном окружении ребёнка К дню «Арт-терапии» на МААМ. Статья: «Использование Арт-терапии в семейном окружении ребёнка». Арт-терапия - это творческая деятельность.

Картотека детских этюдов для развития эмоциональной сферыКартотека детских этюдов для развития эмоциональной сферы Цель – развитие эмоциональной сферы. Этюд на выражение удивления. «Фокусник» Девочка (мальчик) очень удивилась: она увидела, как фокусник.

Консультация для педагогов «Развитие эмоциональной сферы ребенка посредством театрализованных игр» Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным,.

Развитие эмоциональной сферы дошкольника посредством театрализацииРазвитие эмоциональной сферы дошкольника посредством театрализации Ребенок живет эмоциями, руководствуется ими при выборе способов поведения. Эмоции сопровождают его ощущения, практические действия, регулируют.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование средств арт-терапии в развитии эмоциональной сферы ребенка
Опубликовано: 18 октября 2023 в 19:55
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование средств арт-терапии в развитии эмоциональной сферы ребенка» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Королева (УИ 375660) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД