Юлия Королева
Использование средств арт-терапии в развитии эмоциональной сферы ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Использование средств арт-терапии в развитии эмоциональной сферы ребенка
Теоретическая часть.
Как известно, многие проблемы взрослого человека кроются в его эмоциональном неблагополучии в детстве. Исследования и открытия в области нейрофизиологии, убеждают, что в успешности жизни человека центральную роль играет эмоциональная сфера.
Публикация «Использование средств арт-терапии в развитии эмоциональной сферы ребенка» размещена в разделах
- Арт-терапия в детском саду
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
В настоящее время, проявляя заботу о физическом и познавательном развитии ребенка, взрослые зачастую забывают о важности его эмоционально-личностного развития, которое напрямую связано с психологическим и социальным развитием ребенка. В последнее время, мы наблюдаем увеличивающееся количество детей с проблемами развития в эмоциональном плане. Это повышенная тревожность, агрессивность, неуверенность в себе, гиперактивность и др.
У дошкольников не утрачена непосредственность выражения эмоций, но вместе с тем формируется эмоциональная компетентность, способность осознавать и вербализировать собственные чувства и чувства окружающих. Современные психологи, такие как В. Загвоздкин считают, что готовность ребенка к школе прямо пропорционально зависит от эмоционального интеллекта. Дети, здоровые в эмоциональном отношении более успешны в школьном обучении. Умение преодолевать эмоциональную неуверенность, иметь устойчивость к школьным психологическим нагрузкам, адекватно переносить разочарования, воздерживаться от собственных импульсов и выслушивать других, владеть своим телом и воспринимать свое тело, концентрироваться и удерживать внимание, не смотря на различные раздражители и отвлекающие события-все это качества и компетентности, составляющие готовность к школе современного ребенка.
Поэтому, одной из главных задач педагога является развивать в ребенке устойчивость к стрессам, умение справляться с эмоциональными проблемами, иметь стабильное позитивное настроение, способность управлять собой.
В нашем учреждении педагоги стремятся идти в ногу со временем, применяя новейшие оздоровительные технологии, такие как психофизическая тренировка, кинезиология, арт-терапия и другие.
Сегодня мы вам расскажем об использовании средств арт-терапии в нашей работе.
Наблюдая, как дети могут возиться в песке часами, пересыпать его, строить домики или фигурки, ходить по нему, строить замки, я задалась вопросом: как, играя с песком, можно получить терапевтический эффект, который поможет детям справиться со своими эмоциями? Это вопрос и привел меня в удивительный мир арт-терапии, разновидность которой является пескотерапия. Система игр с песком позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребенка, разрешить его психологические затруднения, развить способность осознавать свои желания и возможность их реализации, помогает ребенку научиться строить отношения со сверстниками и с внешним миром, выражать свои эмоции и чувства.
Можете ли вы представить себе что-либо более непостоянное, чем поверхность воды? Любое прикосновение к водной глади заставляет ее меняться. А что если взять воду в качестве холста и начать создавать картины одной жидкостью по поверхности другой? Кажется, это абсолютно невозможно. Сегодня мы с Вами окунёмся в мир неизведанного и попробуем познать тайну рисования по воде. Эбру – это уникальная техника рисования, которая предполагает создание узоров на воде, это танец красок, которые, переплетаясь между собой, создают уникальные узоры. Это раскрытие творческой индивидуальности человека. Это рисование эмоциями и чувствами. Ведь создать два одинаковых рисунка Эбру просто невозможно. Краски послушны каждому движению руки, и кажется, что даже от дуновения легкого ветерка, движения мысли они, станут сами собой переплетаться в замысловатые узоры. Выглядит как укрощение водной стихии волей художника. Медитация в движении. Можно бесконечно следить за тем, как бесформенные капли краски обретают жизнь, превращаясь то в небывалые, волшебные цветы, то в людей, то в сюжеты из сказок. Это действо завораживает так, что забываешь обо всем на свете и можешь смотреть бесконечно. В Эбру-терапии целителен сам процесс, само действие. Оно успокаивает, завораживает, снимает напряжение. Это безопасный способ разрядки напряжения.
Терапевтический эффект арт-терапии впервые был замечен психологом и философом Карлом Юнгом, основоположником одного из направлений глубинной психологии. Основная его идея - нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено - на смену старому всегда приходит новое. Многократно проживая эту истину, человек достигает состояния равновесия, уходят страх и тревога, высвобождая заблокированную энергию и активизируя возможности самоисцеления, заложенные в человеческой психике. Ребенок в процессе игры имеет возможность выразить свои самые глубокие эмоциональные переживания, он освобождается от страхов и пережитое не развивается в психическую травму.
2. Практическая часть.
Мы уже не первый год применяем игры с песком. В своей работе используем кинетический песок, цветную манную крупу, которые стали великолепным заменителем обычного речного песка, а также жидкие материалы, в частности молоко - для техники Эбру. Манка очень приятна на ощупь, по своим свойствам во многом совпадает со свойствами песка, безопасна в работе с маленькими детьми. Большое значение имеет и цвет песка, ученые доказали, что энергия цвета способна проникать в тело и стимулировать там гипофиз и шишковидную железу. Это инновационный материал для творчества и игр, учебного и образовательного процесса. Подходит для работы со всеми возрастными группами детей и взрослых. Играть можно прямо в группе и дети в восторге. Используя игры в педагогической работе, я решаю следующие задачи:
1. Развитие познавательных процессов, таких как восприятие, внимание, память, образно-логическое мышление, пространственное воображение.
2. раскрытие уникальных способностей и творческого потенциала каждого ребенка.
3. Формирование коммуникативных навыков через тренировку мелкой моторики рук, координацию движений, пластику.
4. Стимулирование взаимодействия правого (творчество и интуиция) и левого (мышление и логика) полушарий головного мозга, так как ребенок создает рисунок двумя руками.
5. Гармонизация психоэмоционального состояния через релаксацию и медитацию.
Разнообразие способов манипуляций с материалом способствует проявлению спонтанности, творческому самовыражению, свободе трансформации, поскольку можно многократно исправлять созданный образ.
Игры с песком и технику эбру активно включаем в занятия по развитию речи, познанию, изобразительной деятельности, а также занимаемя с детьми индивидуально. Создаем условия, чтобы ребенок не боялся активно участвовать, спрашивать, предлагать свои варианты изображения, правил. С помощью игр создаем трудности, препятствия, обучая тем самым детей вырабатывать привычку бороться и побеждать. В конце каждого занятия мы вместе подводим итоги, продумываем предстоящие игры, тем самым сохраняя интерес у детей к совместной деятельности и общению. Опираясь на идеи К. Юнга, подводим детей к пониманию, что нет ничего непоправимого, ошибки можно исправить, переделать задуманное, изменить вариант. Такой подход позволяет ребенку привести свое эмоциональное состояние в спокойствие, к разумному принятию решений.
Для повышения эффекта арт-терапии организовываем мастер-классы с родителями, где рассказываем о том, как приготовить цветной песок, о его применении в играх с ребенком. Такое взаимодействие с родителями позволяет получить положительный результат в решении поставленных задач.
По наблюдениям за двухлетний период работы с детьми 3-5 лет мы пришли к выводу, что средства арт-терапии повлияли на развитие и поддержание психического здоровья ребенка, его познавательных процессов, формирование адекватного отношения к себе, гуманного отношения к окружающим людям. По выводам психолога, рисование и игры с цветным песком помогли добиться психотерапевтического эффекта с застенчивыми, замкнутыми и тревожными детьми, которые избегают эмоциональных проявлений, боятся сделать не так, имеют страх совершить ошибку.
Считаем, что этот опыт работы может служить незаменимым помощником педагога в работе с эмоциональными, гиперактивными и беспокойными детьми.