Ксения Снитко
Использование современных образовательных технологий взаимодействия учителя-дефектолога с семьями воспитанников в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
В условиях работы с детьми с ЗПР перед учителем-дефектологом встают новые задачи по взаимодействию с семьями воспитанников, т. к. их родители (законные представители) также нуждаются в специальной психолого-педагогической поддержке. Это связано с тем, что многие родители не знают закономерностей психического развития детей и часто дезориентированы в состоянии развития своего ребенка. Они не видят разницы между задержкой психического развития и сходными состояниями.
Публикация «Использование современных образовательных технологий взаимодействия учителя-дефектолога с семьями воспитанников в ДОУ» размещена в разделах
Среди родителей детей с ЗПР довольно много родителей с пониженной социальной ответственностью. Поэтому одной из важнейших задач является просветительско-консультативная работа с семьей, привлечение родителей к активному сотрудничеству, т. к. только в процессе совместной деятельности детского сада и семьи удается максимально помочь ребенку в преодолении имеющихся недостатков и трудностей.
При реализации задач взаимодействия с семьей требуется тщательное планирование действий и крайняя корректность при общении.
Формы организации психолого-педагогической помощи семье
Коллективные формы взаимодействия
1. Общие родительские собрания.
2. Групповые родительские собрания.
Индивидуальные формы работы
1. Анкетирование и опросы.
2. Беседы и консультации.
3. Родительский час.
Формы наглядного информационного обеспечения
1. Информационные стенды и тематические выставки.
2. Открытые занятия.
Инновационные (внедряемые в ДОУ) формы:
1. Челлендж-альбом «Давайте знакомиться!»
Он используется в работе для установления контакта между семьями воспитанников.
Суть «челленджа» - «сделай как я!». В нашем случае данный альбом представляет собой визитные карточки всех семей воспитанников группы. Каждая семья друг за другом имеет возможность взять альбом домой и вместе с ребенком оформить свою «визитную» карточку – разместить фото, добавить комментарии и т. д. Такая форма работы создает дополнительное пространство для общения родителей со своими детьми, а также стимулирует познавательный интерес детей к другу, к семьям своих одногруппников, формирует зачатки социальной компетентности – в свободное время дети подолгу рассматривают фото и рассказывают о себе и своей семье. Такая форма работы отличается высокой степенью эмоциональной «заразительности» - каждый, глядя на старания другого, желает повторить и сделать еще лучше.
2. Журнал «Сам себе дефектолог»
Он создан для более тесного контакта родителей со своими детьми, в котором представлены дидактические и развивающие игры.
Периодический журнал для родителей на печатной основе представляет собой подборку регулярно обновляемых специальных игр и упражнений, которые любой родитель при желании может организовать дома со своим ребенком. Игры и упражнения отличаются коррекционно-развивающей направленностью и систематизированы по основным разделам: развиваем память, развиваем внимание, развиваем мышление, развиваем восприятие
3. Интерактивная игротека
Ее разработали и внедрили в практику учитывая занятость родителей, их недостаток времени. В условиях современного эпидемиологического состояния, с одной стороны, и глобальной информатизации и цифровизации образования, с другой, дистанционные формы взаимодействия становятся все более актуальны. Интерактивная игротека представляет собой разработанные компьютерные игровые упражнения, выполнять которые родитель может дома со своим ребенком. Ссылки на данные упражнения я скидываю родителям на общую почту.
4. WhatsApp консультирование
Появление и внедрение данной формы консультирования также связано с современной социально-педагогической ситуацией. WhatsApp консультирование в ДОУ дает возможность размещать небольшие по объему консультативные материалы, но при этом оперативно охватывать информационной поддержкой всех родителей воспитанников. Данная форма взаимодействия является современным каналом общения и близка и понятна молодым родителям. Кроме того, консультативный материал предлагается не только от учителя-дефектолога, но и в формате «Читательской конференции» может доноситься по принципу «равный – равному» - когда мини-консультации по подготовленным специалистом материалам преподносят сами родители воспитанников, что снимает психологические барьеры, облегчает восприятие, стимулирует познавательную активность и повышает уровень дефектологической грамотности родителей.
Таким образом, в ДОУ активно применяются как традиционные, так и инновационные формы взаимодействия учителя-дефектолога с родителями воспитанников, что повышает качество взаимодействия и положительно сказывается на динамике развития детей.